- Отец Димитрий, я слышал от многих православных священников за пределами постсоветского пространства про интересную тенденцию: многие наши соотечественники впервые приходят к вере, именно оказавшись за рубежом. В Германии есть такое?
- Отвечая на ваш вопрос, наверное, следует начать с того, что наши соотечественники приехали и приезжают в Германию в силу самых разных жизненных обстоятельств, в том числе и таких, при которых этим людям требуется определенная духовная поддержка. И, безусловно, православные храмы, и не только в Германии, на мой взгляд, остаются центрами духовной поддержки наших людей за рубежом. Церковь - это всегда точка притяжения людей, которые говорят на русском языке.
Поэтому зачастую именно в эмиграции наши соотечественники вообще первый раз приходят в храм. Оказавшись в другой языковой, культурной среде, они начинают искать центр русскоязычной общины, и как правило, таким центром оказывается церковь.
Вначале это просто интерес к месту, где собираются люди, которые говорят по-русски, потом многие начинают задумываться о более серьезных вопросах - что такое душа, духовность, что такое вера. И далее абсолютно естественно происходит воцерковление.
- Насколько я знаю, ваши прихожане - не только из русскоязычной общины.
- У нас даже два священника-немца есть.
- А что немцев привлекает в русском православии, в Русской Православной Церкви?
- Тут надо отметить, немцы приходят не только в Русскую Православную Церковь, но и в православие вообще, то есть и в другие православные церкви. Тому много причин - в том числе и желание найти ответы на какие-то внутренние вопросы на фоне общей секуляризации (процесс снижения роли религии в жизни общества - прим. ред.) Европы.
Кстати, этот процесс, процесс европейской секуляризации, я бы тоже не стал преувеличивать. Те же немцы, если они, например, католики, то у них очень многому можно поучиться, это люди очень благоговейные, очень дорожащие своей верой, очень тщательно следующие заповедям.
Но, безусловно, есть и прихожане, которые уходят из своей церкви, кстати, в том числе и потому, что не могут найти в своей традиции ответы на какие-то вопросы.
Говоря о причинах выбора немцами православия, надо понимать еще вот что. Немец всегда прочтет инструкцию, если она есть. На тех же приходских собраниях наши соотечественники не всегда читают какие-то приходские документы, а прихожанин-немец все эти бумаги тщательно прочтет, изучит, будет задавать вопросы, и сделает для себя выводы.
Так же и при выборе веры - немец будет долго и кропотливо изучать историю, священные книги, анализировать, сравнивать, по результатам этого, видимо, какое-то количество немцев и делает свой выбор в пользу православия.
И, конечно, играет свою роль такой фактор, как православные жены. Супругам становится интересно, куда ходит их вторая половинка, а уже потом они и сами приходят в церковь.
- Общение с другими конфессиями, в частности, теми, которые более традиционны для Германии, есть?
- Конечно, общение есть. И результаты этого общения можно назвать позитивными. Ведь надо понимать, что ситуация такова (и это касается не только Германии, но и Испании, Италии и так далее): если бы те же католики не поддерживали православную церковь, у нас были бы очень большие проблемы. Даже на уровне отношений с властями, которые, конечно, прежде всего, ориентируются на мнение традиционных для страны церквей. Нам очень часто отдают свои храмы, да, иногда в аренду, но на очень щадящих условиях, а иногда и просто так.
И причина этому абсолютно ясна: западные христиане, католики, протестанты прекрасно понимают, что у нас с ними общие вызовы, мы должны вместе противостоять тем негативным явлениям, которые происходят в Западной Европе.
Пресс-служба Московского Дома соотечественника
http://mosds.ru/essence/78227/