Женины поленницы и позор «просветителя»

0
281
Время на чтение 6 минут

Желание «просветить, обличить новичков» очень часто вредит - что просвещению, что новичкам, что самим желающим. Оно не способствует установлению добрых отношений - в общине, в сердце... Бывает, не удержится, казалось бы, старый, опытный прихожанин от какого-нибудь замечания - столько потом соблазнов, обид, недоумений. Сколько просьб раздается: дорогие братья и сестры, ну будьте же дружелюбными, ну не лезьте вы с замечаниями и советами, если вас не просят! - так ведь нет: неправильно понимаемая необходимость просвещения продолжает смущать прихожан, новых и старых. Но иногда сами «просветители», считающие себя чуть ли не авторами Типикона, получают хороший урок от «просвещаемых». Об одном таком уроке - небольшая зарисовка из ярославского села Прозорово.

Евгения Мальцева Евгения Мальцева Эта красавица просто поразила. Сразу видно, что интеллигентная девушка. Красавица-то - это ладно, это и так понятно, но она ж еще и скромная, улыбчивая, о маме заботится - под руку в храм ведет, вперед пропускает. А на службе, хотя и стоят рядом со скамьей, хоть бы присели - что мама, что сама: стоят, не шелохнутся. Даже на кафизмах. Сразу видно: новички неопытные. А я-то - усталый, но опытный, можно и шелохнуться. Я-то на Афоне был да в других монастырях, так там на кафизмах сидеть можно. Просветить, что ли? После службы, конечно: я ж тактичен до невозможности. Подошел к отцу Анатолию, говорю: так и так, а можно поговорить с дамами, может, объясню, что да как? Отец Анатолий Денисов, настоятель храма Михаила Архангела в с. Прозорово, благочинный Брейтовского округа Ярославской митрополии, улыбнулся заговорщицки и хитро так выдал: «С Женей поговорить-просветить? О, давай. Кто кого. Я хоть посмеюсь».

Батюшка прав оказался насчет просвещения. Приходской дом. Уютно: в печке хлеб готов. Тепло. Слушаю коротенький и спокойный рассказ Евгении, краснею от стыда и радуюсь: христианство у нас, слава Богу, живо, молодежь у нас, слава Богу, не потеряна. А вот лезть «просвещать» кого ни попадя может быть хорошей наукой самому «просветителю».

Вот что рассказала Евгения Мальцева, директор московской компании, занимающейся консультированием благотворителей и организацией спонсорской помощи, о том, что приводит ее из года в год сюда, в ставший родным храм:

Я всё сильнее начинала тосковать без той доброты, света, которые здесь увидела

- Отца Анатолия я знаю давно, лет шесть-семь, наверное. Я тогда работала в рыбинском журнале «Новый город». Узнала, что есть такой священник, поехала в Прозорово, встретилась с батюшкой, сделала репортаж. Мы в журнале публиковали материалы о т.н. «местах силы» - звучит коряво, конечно, но речь шла о тех местах Ярославской области, которые привлекают множество людей, куда люди приезжают охотно, хотят вернуться вновь и вновь. Об Угличе писали, о Романово-Борисоглебске, вот решили и о Прозорове написать. Отец Анатолий приветил, познакомил с прихожанами, с храмом, показал хозяйство, будущие музеи, пошутил, чаем напоил. Ну и вот, написала я материал, его опубликовали - казалось бы, и всё. Но с каждым днем я всё сильнее начинала тосковать, что ли, без Прозорово, без той доброты, света, которые здесь увидела. И поняла, что меня сюда тянет с огромной силой. Так и стала ездить постоянно. Приезжала, всегда знакомилась с какими-то новыми людьми - тоже писала материалы для журнала. А потом стала приезжать только ради людей и совместной молитвы. Настоящей молитвы, светлой. Откуда свет берется? Я думаю, когда к тебе человек с добром идет, то у тебя появляется желание вернуть это добро стократно, да и силы откуда ни возьмись появляются. Хотя - как это «откуда ни возьмись»? - от Бога эти силы появляются, потому что добро, идущее от людей, от самого батюшки, других прихожан, приближает к Нему. И вот это добро, которое тебе дается, оно ничем не обусловлено: ты вообще ничего не сделал, но к тебе уже с любовью и с добрым словом. Это очень остро чувствуют особенно те, кто живет в больших городах - там же все в изоляции живут, распиханы по матрицам-клеткам.

Конечно, хочешь быть полезной: искренняя любовь требует и честного ответа. И так понемножку - то календари какие-то делала, сюда отправляла, то материалы - зарисовки, репортажи - писала, то еще что-то. А батюшка всегда привечает, всегда радостно, но и всерьез к тебе относится. Вот поэтому я здесь, приезжаю вновь и вновь. С родителями приезжала - сейчас только с мамой, а раньше и с мамой, и с папой. Но сейчас, к сожалению, папа умер, поэтому вот так. Вместе с мамой стоим на службах, молимся в меру сил. Тут чувствуешь себя родной - и отцу Анатолию, и всем другим.

А христианка я с детства, это бабушке моей спасибо. Благодаря ей вся наша семья православная, и христианство, Православие - это не только, да и не столько традиции. Это постоянный поиск Христа, близости к Нему. Здесь, в общине храма Михаила Архангела, эту близость чувствуешь как-то особенно. Может быть, еще и по молитвам покойного отца Павла (Груздева) - тут же много людей знают и помнят его. Мама рассказывает, что у нас дача была рядом с Верхним Никульским, и всякий раз, когда был праздник, мы всей семьей ходили в храм, где служил отец Павел, сначала один, а потом вместе с молодым тогда отцом Анатолием. Я-то совсем маленькая была, его не помню, но, получается, тоже видела. Мама смеется, говорит: сначала сажали меня на скамеечку во время службы, чтобы не мешала молиться, а когда мне пять лет стукнуло и я читать уже научилась, я вдруг встала и всю службу стояла. Так теперь и стою на службах, это же естественно.

Протоиерей Анатолий Денисов
Протоиерей Анатолий Денисов

Журнал, где я работала, не был «официально православным», нет - обычный журнал, где большое внимание уделялось темам культуры и истории родной земли. Но совершенно логично смотреть на свою культуру и историю православным взглядом: какая же Ярославщина, вся Россия без Православия, правда? Так я стала ездить по нашим святым местам. С радостью ездила, конечно. Узнала некоторые наши обители - там привычка стоять на молитве очень пригодилась.

Здесь есть и молитва, и добрый труд. Такое наше Прозорово

А однажды зимой у меня наступил очень сложный период в жизни. Не хочу рассказывать подробно, но тяжесть свалилась серьезная. Такая, знаете, темная тяжесть - давит на плечи, в сердце. И я вновь приехала в родное, получается, уже Прозорово - за светом, избавлением от той муки. Отец Анатолий умеет разговаривать с людьми и без надобности в душу не полезет - священник тактичный. Батюшка видит, что мне очень плохо, говорит: «Знаешь что - ты поживи у нас с недельку. Помолись, подумай, а там посмотрим». Я: «Да мне бы еще поделать хоть что-нибудь хотелось! У меня столько злой энергии скопилось, мне ее девать некуда - дайте работу какую-нибудь, а то мне страшно: вдруг на кого из людей с этой энергией обрушусь!» Он так обрадовался, аж засмеялся: «Вон поленница стоит, видишь? Энергии много - как раз на поленницу хватит. В общем, разбери ее, ладно? Холодно не будет!» Конечно, не было - я ринулась на эту поленницу гигантскую и несколько дней ее разгребала. Такое было счастье! Тут тебе и труд полезный, и зарядка, и от злого в сердце избавляешься. Я домой вернулась как на крыльях и маме говорю: «Мам, ты не обижайся, пожалуйста, но это были самые счастливые дни в моей жизни». А мама заплакала от радости. Смешно, конечно, было: молодая девчонка, можно сказать, «на лесоповале» - в ватнике, валенках - вся довольная, раскрасневшаяся. Люди сельские ходили, на меня смотрели, как я поленья ворочаю, пальцем у виска крутили: совсем, мол, девка городская свихнулась: слабая, на ногах едва держится, ветром шатает! - а я счастлива. Но, с другой стороны, жители Прозорово и все остальные прихожане храма привыкли к труду - в селе без этого нельзя, - да и батюшке помогают очень многие, так что я тут ко двору пришлась.

После истории с поленьями отец Анатолий прозвал меня Главным Поленоборцем всея Руси - так и встречают меня здесь теперь. И всегда с улыбкой, с любовью. Вот такая спасительная польза от старого доброго правила: «Молитва и труд всё перетрут». Здесь есть и молитва, и добрый труд. Такое наше Прозорово.

Откраснел я положенное время, поблагодарил Женю и зарекся впредь просвещать или обличать кого бы то ни было, если не просят.

Петр Давыдов

http://www.pravoslavie.ru/104104.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Либеральная провокация!
Новый комментарий от Человек
30.10.2024 18:49
Под покровом Калужской Иконы Божией Матери
Новый комментарий от Владимир Николаев
30.10.2024 17:55
Всю эту погань нужно запретить!
Новый комментарий от Русский Сталинист
30.10.2024 17:53
Загадочные кадровые решения Синода
Новый комментарий от влдмр
30.10.2024 17:44
Почему мировое правительство взяло курс на уничтожение Православия
Новый комментарий от Владимир Николаев
30.10.2024 17:36
Солженицын разрушал, а Распутин созидал Россию!
Новый комментарий от Константин В.
30.10.2024 17:25
«Вы кого защищаете, нас или цыган?»
Новый комментарий от Ленчик
30.10.2024 17:22