Встреча подростка с Богом

0
479
Время на чтение 5 минут

В подростковом возрасте человек оказывается на перепутье: он пересматривает то, что уже успели воспитать в нем родители, ищет свой, личный подход к истине. Как говорить с молодыми людьми о Церкви? Как найти правильные слова и не оттолкнуть? Как мы сами должны духовно подготовиться к этому непростому диалогу? На эти вопросы отвечает протоиерей Александр Овчаренко.

    

Как говорить с детьми о вере и Церкви... Если с малышами это еще возможно, то с подростками уже требуются особые подходы. Однозначного рецепта здесь нет. И слава Богу! Мы все разные, разные и наши дети. Поэтому ко всему нужно подходить с рассуждением. Все, что делается и говорится без рассуждения, может привести к крайне печальным духовным последствиям... Без рассуждения нет и добродетели.

Вспомнить себя, какой я есть на самом деле, без масок

Родитель, взрослый, священник, начиная разговор с подростком, должен в первую очередь (все, конечно, зависит от обстоятельств, и времени, и случая, который привел к разговору) найти самого себя, того, кто стоит пред Богом в таинстве Исповеди или в редкие минуты внимательной молитвы чувствует присутствие Божие. Вот это и нужно вспомнить, вспомнить себя, какой я есть на самом деле, без масок - и именно из этого состояния разговаривать с детьми. Все мы, вольно или невольно, носим множество масок - «учителей», «начальников», «страдальцев», «бывалых» и т.д. Эти маски, личины - заведомо ложные и фальшивые одежки для наших личностей. Подростки очень остро и сразу чувствуют эту фальшь. Жизненно важно, чтобы момент разговора носил искренний характер участия, неравнодушия, боли, но не за себя, а за них! В этом большая разница!

Вера детей - это еще только «вера папы и мамы», потому что «так надо» или чтоб «не ругали», или (в подростковом возрасте) по инерции, если дети ходили в храм с младенчества. У них еще не было личной Встречи, той единственной и удивительной, которая должна произойти в их жизни. Это редкий, исключительный случай, можно сказать даже, уникальный случай, и, несомненно, его можно расценивать только как действие особой благодати, - когда мы наблюдаем в святых детях веру настоящую, живую, твердую.

Очень трудно говорить детям о вере, особенно подросткам... Это особые люди, с которыми нельзя понарошку, нельзя использовать штампы и мертвые образы. Через минуту скуки они уже будут в другом мире, через пять - они уже будут избегать вас. Но это не значит, что мы должны заигрывать с ними и развлекать их. Я повторюсь, только искренность и только уважение к собеседнику, подчеркнутое уважение, даже, я бы сказал, восприятие его как равного собеседника, а не какого-то глупого юнца, является действенным.

Слова должны быть простыми и доступными

Сначала нужно выстроить взаимоотношения, а потом уж взаимодействие (т.е. необходимо сначала наладить правильные человеческие отношения, чтобы получился разговор). А тут с каждым свое, индивидуальное. Нельзя читать морали. Неправильная проповедь, нарочитая набожность отталкивает подростка от Бога и Церкви. Слова должны быть простыми и доступными. Христос проповедовал ученикам и народу притчами, которые были понятны им. Если мы как бы обрушиваем Евангелие на подростка, то у него срабатывает «инстинкт самосохранения» его подросткового мира. Но если мы не навязываем и не давим, мы даем человеку возможность открыться нам навстречу. Мы не должны «загонять» их в Царство Божие, мы должны постараться подружиться с ними. Хорошо бы узнать интересы и проблемы собеседника, то есть начать простой разговор «по душам». А тем и «мостиков», чтобы перейти к разговору о «едином на потребу», всегда будет предостаточно.

И лучше не все разжевывать, надо дать душевную, духовную пищу и оставить - дать возможность подростку самому думать, страдать, размышлять, делать выводы. Конечно, тут требуется искусство - направить его за Христом, но другого пути нет. Если мы действительно хотим, чтобы они стали настоящими верующими, нам надо рисковать. Как, в принципе, и везде. Различать надо всегда возраст подростка, это очень важно, так же есть свои особенности в том, кто это - девушка или парень. Есть своя специфика. Надо признавать их право на собственный выбор и ошибки. Это право закреплено и Самим Богом - в виде их свободной и уникальной души. Это априори.

Вообще-то любой разговор о вере должен начинаться не с духовных моментов, а с правильной душевности. Помните слова апостола Павла из первого послания к Коринфянам? Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное (1 Кор.15, 46). Вот например. Разбилась чашка. Дети. Игровая ситуация. Секунда - и детский взгляд уже ищет поддержки: только что он был безгрешно весел (здесь 50-й псалом некстати), а сейчас уже он встревожен, еще нет испуга, но он уже ждет... Чего ждет ребенок? Что он может услышать от нас? Вариантов на самом деле только два. Первый - ярость, бешенство родителей, наказание ребенка. И, как следствие, страх, парализованность мысли, чувств и наконец, в будущем, - слабость души. Выводов никаких. Мы спешим наказывать детей. И, как правило, наказываем не за нравственные проступки (лень, обман, подлость, трусость), а за то, что нам помешали «расслабляться» или мы понесли убыток. И второй. Какая прекрасная возможность для взрослого, для родителя, этот спонтанный пример жизни. Как расставить приоритеты? Надо воспользоваться им и указать на что-то главное. Пример. Младший разбил, а старшая сестра стала убирать. Подсказать младшему, что нужно поблагодарить сестру и поцеловать ее в щечку. Не бояться признавать свою ошибку и уметь ее исправить. Быть осторожным с вещами: хранить свою совесть надо ведь по отношению к Богу, людям и вещам. Это уже, конечно, больше относится к старшим детям. И старшим это будет хорошим примером любви, помощи ближнему и хорошим тренажером - не подсчитывать свои заслуги и добрые дела. Мала чашка, а польза от нее может оказаться огромной.

И все равно ему, подростку, будет интересна не ваша компания, а компания сверстников, и надо признаться, что это так и есть на самом деле, это очевидность. Но наш разговор будет обращен от сердца к сердцу, и подросток не сможет это не почувствовать и не оценить. Мы не сможем их заставить не совершать ошибок и грехов, это невозможно в принципе. Они поступают так, как поступила несмышленая, невнимательная, самоуверенная Ева. Они думают, что весь мир у их ног, и захотят попробовать грех «на зуб». Но одно дело - это сразу выплюнуть, другое дело - потянуться за следующим «плодом». И вот здесь мы можем успеть построить фундамент, установить стержень, на который когда-то потом смогут опереться наши дети, и, надеемся, они сделают выбор в пользу добра и добродетели.

Протоиерей Александр Овчаренко

http://www.pravoslavie.ru/98722.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Александр Овчаренко
Евровидение и «София Киевская». Мнение православного священника
О том, почему святыня не может быть местом для шоу, рассуждает протоиерей Александр Овчаренко
26.09.2016
Все статьи Протоиерей Александр Овчаренко
Последние комментарии
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Павел Тихомиров
18.11.2024 19:55
Греция – Македония: спор из-за Александра Македонского не утихает
Новый комментарий от Павел Тихомиров
18.11.2024 19:48
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Константин В.
18.11.2024 19:37
Колчак – предатель России или герой?
Новый комментарий от Наталья Сидорина
18.11.2024 19:31
Символ и цель. Иван Грозный
Новый комментарий от Человек
18.11.2024 19:00
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от seaduck
18.11.2024 17:59
Что же такое «христианский сионизм»?
Новый комментарий от Владимир Николаев
18.11.2024 17:12