Как не уйти из Церкви

Мария Преображенская 
0
07.06.2016 338
В последнее время появилось много статей о духовном кризисе и о том, как его преодолеть, как не разочароваться в вере и Церкви. Это радует. Поделюсь и я своими мыслями на эту тему.

Мера охлаждения

Проблема расцерковления меня волновала почти с самого начала моего воцерковления. Свои первые шаги в вере я делала в молодежном православном клубе, состав которого периодически обновлялся: одни уходили, другие приходили. Бывало, начнешь с кем-то глубоко общаться - и вдруг человек охладевает, какое-то время не приходит на службы, а порой и совсем уходит из храма.

Я беспокоилась: что происходит с людьми? Почему они сталкиваются с разочарованием? И сама тогда страшно боялась уйти: я же не могу за себя давать гарантии, я человек слабый, вдруг замучают какие-то скорби, обстоятельства...

Тогда про охладевших и ушедших я думала, что если ушли, значит, не пришли по-настоящему, «искали своего», с Богом не встретились личностно и глубоко. Сейчас понимаю: все не так просто, причин может быть множество. И мера этого охлаждения и ухода может быть разной.

Такие люди заслуживают не осуждения, а сочувствия, им и так непросто. Мне очень понравилась публикация на Правмире о встрече, организованной «Русским репортером», где священник Алексей Уминский с пониманием обращается к расцерковленным: «Расскажите, чего вы хотите от нас? Нам очень важен взгляд со стороны. Какими вы хотите нас видеть?». И как тогда раскрылись люди! «Вот моя боль. Вот на этом я сломался. Вот это мне мешает. Я не думал, что вы сможете меня понять. Но я вижу, что вы знаете, о чем мы». Человеку важно знать: его проблема не уникальна, это дает ему некоторое облегчение.

Сама я шесть лет была очень горячей и глубоко погруженной в жизнь Церкви: проходила катехизаторские курсы, изучала веру, много читала, в том числе и Святых отцов, аскетические творения, ходила в «молодежку», помогала в храме, пела на клиросе. В годы студенчества (училась на филологическом) мне очень хотелось тратить время не на страшно запутанное сравнительное языкознание и чтение Сартра с Камю, а на сравнительное богословие и на Святых отцов. Очень хотелось получить богословское образование, стать миссионером, обращать людей...

Не одна такая...

На шестом году церковной жизни я столкнулась с лицемерием и ригоризмом одного священника, и у меня как будто отрезало крылья. Одно дело, когда человек проповедует, но сам не соответствует идеалу, о котором он говорит. Это понятно и объяснимо: все люди, никто не совершенен, кроме Бога. Другое дело, когда батюшка сам не хочет меняться (и это очевидно), а других заставляет, накладывая «бремена неудобоносимые». Именно заставляет и не разрешает с собой спорить («Священник всегда прав, если священник неправ, смотри пункт 1»). Или даже не спорить, а просто не соглашаться.

А не соглашалась я не потому, что хотела поступить наоборот, а потому, что искала правду, свою меру во всем. От меня же ждали армейского беспрекословного подчинения. И это страшно. «Не делайтесь рабами человеков», - говорил апостол Павел. Послушание не означает подчинения, оно должно быть основано на любви и уважении друг к другу.  У меня нет цели осудить этого человека, я рассказываю этот случай, потому что он сыграл важную роль в моем дальнейшем развитии. Подозреваю, что я не одна такая. Важно о чем-то не молчать, говорить и обсуждать, чтобы исцелиться.

Тогда у меня произошел психологический перенос, то есть обиду на конкретного человека я перенесла на всю «систему», разочаровалась в аскетической практике, в посте, молитве и в том, что пишут Святые отцы - ведь даже лучшие люди этого не выполняют! Тогда-то я и поняла ушедших из Церкви из-за разочарования в конкретном священнике. Сама, к счастью, не ушла и надеюсь, что и не уйду.

Конечно, можно, морализаторски поправив очки, заявить, мол, чтобы не разочаровываться, не надо очаровываться. Но я все же за понимание и сочувствие. Феномен переноса вполне объясним: человек в Церкви ищет наставника, некоторый образец для подражания, а когда встречает противоположное, это его пугает и отталкивает. Мера впечатлительности и глубины веры у всех разная, не нам их судить...

Тебя бы в ней не было...

Есть такой интересный принцип, его мне озвучил один священник: «Грех, совершенный в Церкви, не есть грех Церкви, а грех против нее». Церковь - это Богочеловеческий организм, Тело Христово. Она по природе свята, ее корни уходят в небо. Но люди, наполняющие ее, слабы и грешны. Нужно просто отделять эти два момента друг от друга, «мухи - отдельно, котлеты - отдельно».

Помните действенный святоотеческий принцип: люби грешника и ненавидь грех? Это как раз о том, что не нужно ставить знак равенства между человеком и злом внутри него. Используя этот принцип, можно избежать лишних внутренних конфликтов и несоответствий в связи с тем, что видишь, как много сознательного зла творится в церковных стенах. Слышала мудрую шутку на эту тему: «Не ругай свою церковь - если бы она была идеальной, тебя бы в ней не было».

Мне в этом смысле было одновременно и легче, и сложнее. Так уж сложилось, что я с самого начала своей церковной жизни близко общалась со священниками и знала какие-то их немощи и грехи, которые не знали другие прихожане. Так я получила определенную закалку, в каких-то случаях научилась закрывать глаза, не судить, но одновременно и быть реалистичнее: видеть в священниках, певчих и храмовых работниках, прежде всего, не святых, а обычных людей.

Но вот вышло то, что вышло. Может, явный грех священника меня напугал бы меньше, чем такие незаметные, на первый взгляд, ревность не по разуму и духовничество не по любви. А по строгости без милости.

Зато этот случай позволил мне переоценить свой путь. Я поняла, что, возможно, сама выбрала себе слишком высокую планку, мучилась, не дотягиваясь до нее. В моем случае это не путь к святости, а перфекционизм и невроз. В душе не было спокойствия, чувства соответствия самой себе. Наверное, я и сама носила тогда какую-то благочестивую маску: внешне была очень правильная, в пост не ела рыбы, много молилась, читала Святых отцов, но осуждала тех, кто не поступал так же.

После некоторых событий я лучше узнала себя и свою меру. Друг, видевший меня в тот период, говорил, что я была как монахиня. Но ведь это не соответствует моему внутреннему устроению! Я человек живой, веселый, активный. Конечно, тогда мне было тяжело в рамках, которые во многом сама себе придумала.

В итоге я пришла к тому, что главное в духовной жизни - это любовь к Богу и ближнему. Банально? Зато выстраданная правда. Гораздо важнее обращать внимание в тот же пост на взаимоотношения, на свой эгоизм и отсутствие внимания к окружающим, чем постоянно думать о том, что правильно или неправильно есть.

Милость вместо строгости

Про уход из Церкви есть замечательная книга Нины Федоровой «Уйти по воде». Очень рекомендую всем: многие смогут узнать себя в главной героине Кате, у которой воцерковление было построено не на любви, а на страхе и поклонении форме без понимания ее смысла. Лично я в определенный момент ощутила себя примерно в таком же состоянии, как и Катя, и меня это напугало: «... вдруг оказалось, что она всю свою прежнюю жизнь прожила в вакууме. Она ничего не знала об этой жизни, в которую теперь окунулась, она не разбиралась ни в музыке, ни в кино, ни даже в живописи... Она как будто открыла калитку церковной ограды и сделала шаг вперед, кругом был туман, впереди ничего не видно...» Я поняла, что нужно развиваться не только духовно, но и в других многообразных сферах человеческой жизни.

Прошло два года после этих событий. До сих пор не могу читать некоторых Святых отцов, которые говорят о строгости, о том, что нужно каждую секунду своей жизни посвящать Богу, постоянно молиться и каяться. Рада бы, но не умею я так, не мой это уровень. И сейчас для того чтобы излечить свою больную душу, читаю больше не о подвижничестве или грехах, а о милости и любви Божьей. Только это мне дает поддержку и силы. В конце концов, сердцевина нашей веры в надежде на великую исцеляющую силу Божью. Поэтому сейчас я читаю не строгие обличающие книги святителя Игнатия Брянчанинова и даже не святителя Феофана Затворника (который, кстати, больше пишет для мирян), а отца Александра Шмемана и митрополита Антония Сурожского, они больше говорят о радостном христианстве. Каждому свое, так ведь?

Мне кажется, что в этом и суть христианской жизни - не сломать и не подавить себя, а найти свой собственный голос и научиться петь всей душой. «Не о себе уже думаю: думаю о том, как бы спеть Богу моему красивую песню. Для того хочу быть, и быть совершенным, чтобы побольше отдать Богу» (Лев Карсавин).

Не так давно я поняла, что у меня вовсе не кризис веры, а боль обретения нового, более глубокого смысла. Я просто, может, устала от чего-то, временно перегорела, но ведь не ушла из Церкви. Наверное, ничего страшного в моем состоянии нет, ведь в любом труде есть такие периоды усталости и спада. В этом даже есть мощный положительный импульс: в такие моменты в человеке выкристаллизовывается что-то настоящее. Вспоминаются слова из «Писем Баламута» Льюиса: «Именно в периоды спада, а не в периоды подъема человек ближе всего к тому, кем Враг (так в книге бесы называют Бога - Авт.) назначил ему быть. Поэтому молитвы, обращенные к Нему в «духовную засуху», Он ценит больше всего».

Случилось это все наверняка неслучайно, а для того, чтобы мне было легче понять других. Поэтому я благодарна Богу за этот опыт.

Газета «Саратовская панорама» № 20 (1050)

Маргарита Преображенская

http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/kak-ne-ujjti-iz-cerkvi
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан».

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Мария Преображенская
Все статьи Мария Преображенская
Последние комментарии
Почему православные всё время проигрывают?
Новый комментарий от р.Б. Алексий
13.04.2021 01:09
«Белая лихорадка»
Новый комментарий от р.Б. Алексий
13.04.2021 00:57
Улыбка Гагарина
Новый комментарий от Игорь Бондарев
12.04.2021 22:04
Единственный гарант суверенности Родины
Новый комментарий от Наталия 2016
12.04.2021 21:31
Фотографии и время
Новый комментарий от Наталия 2016
12.04.2021 20:52