Архиепископ Леонтий Чилийский
15 августа 1904 г. крещен в Киеве, в Крестовоздвиженской церкви на Подоле. После перевода отца на службу в Екатеринослав поступил в Екатеринославское духовное училище. В 1915 г. зачислен в архиерейский хор. Василий обладал красивым голосом, «абсолютным слухом и музыкальной памятью». Впоследствии о нем отзывались, как о «выдающемся теноре». Через несколько месяцев занятий в архиерейском хоре он стал одним из его солистов. С юношеского возраста писал стихи. После возвращения семьи в Киев, в 1917 г., он закончил 4-й класс Киевского духовного училища.
В феврале 1923 г. Василий поступил на испытание и в апреле был принят послушником Киево-Печерского монастыря. По-видимому, после возвращения архимандрита Ермогена (Голубева) из первой ссылки (1923-1924 гг.) стал его келейником. Выполнял ответственное послушание - доставлял заключенным питание и деньги. Об этом периоде архиепископ Леонтий оставил воспоминание в своих записках. «Было время, когда я был посредником между добрыми людьми, оказывающими помощь, и заключенным духовенством, а когда я стал священником, и мне добрые люди везде и всегда оказывали такую же помощь - в тюрьме, на принудительных работах, в условиях подпольного существования».
о. Леонтий. Фото конца 1920-х годов
В эти годы послушник Василий объездил много населенных пунктов, тюрем и лагерей Украины и России.
В августе 1926 г. он сопровождал настоятеля Лавры о. Ермогена в его паломнической поездке в Саров и Дивеевский монастырь, в благодарность за освобождение из ссылки. В августе 1927 г. в Китаевской пустыни архимандрит Ермоген и схиархиепископ Антоний (Абашидзе) совершили постриг Василия в мантию с наречением имени Леонтий.
В 1928 г. владыка Василий (Богдашевский) рукоположил о. Леонтия во иеродиакона, а в 1930 г. - иеромонаха.
Каменоломни в Коростыне. Рисунки о. Леонтия 1933 года
В 1923-1924 гг. он в качестве вольнослушателя посещал лекции в Киевской духовной академии. В эти годы проживал в одной келии с о. Феодосием (Михайловским).
В 1927-1930 гг. учился в Богословском институте (Богословские курсы) в Ленинграде и жил на подворье Киево-Печерской Лавры. Подворье находилось в ведении Сергиевского Синода и подчинялось епископу Николаю (Ярушевичу), впоследствии Крутицкому митрополиту.
О. Леонтий принимал участие в погребении священномученика Илариона (Троицкого), архиепископа Верейского, умершего в тюремной больнице 28 декабря 1929 г. Отпевание состоялось в храме Новодевичьего монастыря. Тело было выдано властями с условием запрета надгробных речей. «При полном молчании и скрытом плаче похоронили мы владыку Илариона», - напишет позднее о. Леонтий.
Богословские курсы закрыли в 1928 г., но преподаватели продолжали до 1930 г. читать лекции и принимать зачеты у доверенных студентов. Через некоторое время о. Леонтия вызвали в ГПУ и потребовали в трехдневный срок покинуть город и возвратиться в Киев. В 1934 г. он получил степень кандидата богословия, «в торжественной обстановке в академическом храме Киево-Братского монастыря, за месяц до его полного разорения, архиепископ Сергий... по поручению Экзарха возложил» на о. Леонтия академический значок.
После возвращения он поселился на частной квартире возле Китаевской пустыни (на Мышеловке, ул. Ленина, 15). Пел в церковном хоре, занимался поденными работами. Вероятно, с 1930 г. духовником о. Леонтия становится схиархиепископ Антоний (Абашидзе), по поручению которого в октябре того же года он совершил поездку в Тбилиси.
Епископ Леонтий с причтом. Фото начала 1940-х годов
В начале 1930-х гг. о Леонтий был на приходе в Приорке, где прослужил около двух лет вместо арестованного священника, отдавая его семье большую часть того, что приносили прихожане. Здесь о. Леонтий пережил ночное нападение бандитов и был спасен прихожанами.
В 1932 г. о. Леонтий возведен в сан игумена.
В этом же году на о. Леонтия было заведено следственное дело КО ГПУ УССР. Поводом для этого, возможно, постужила связь с о. Ермогеном и поездка в Харьков за разрешением посетить его в лагере Постановление на арест датировано 29 апреля 1932 г. Обвинялся по о 54-11 УК УССР Пробыл в тюрьме под следст вием четыре месяца В связи с отсутствием доказательств, представленной справкой о заболевании туберкулезом и наличии сирот - сестры Антонины 12 лет, которая докучала отделу ГПУ, и брата 16 лет, оставшихся без средств к существованию, 22 августа из-под стражи освобожден
13 марта 1933 г. вторично арестован секретно-политическим отделением Киевского облотдела ГПУ УССР в составе большой группы лаврских монахов. Обвинялся по ст.ст. 54-10 и 54-11 УК УССР. Проходил по делу «Любимов М.П., Абашидзе и др.». Постановлением Особого следственного совещания при коллегии ГПУ УССР от 22 июля 1933 г. осужден на три года ссылки в Севкрай (условно) и отправлен на работу в каменоломни г. Коростеня. Через некоторое время прибывшая комиссия военных врачей, увидев опухшего, с гнойниками и обессиленного о. Леонтия, признала его совершенно неспособным к физическому труду и освободила. Переехал в Житомир, где у епископа Вячеслава (Шкурко), бывшего лаврского инока, нашел приют и лечение.
В 1935 г. митрополит Константин (Дьяков) на дому возвел о. Леонтия в сан архимандрита. В этом же году админотдел предложил о. Леонгию выехать из Киева. Но он перешел на нелегальное положение, оставаясь жить в Киеве. Затем в 1938 г. перебрался в Житомир, в 1939 г. - в Малин, продолжая бывать в Киеве. "Всюду у меня было много друзей и почитателей, как в городах, так и в селах, благодаря моему старцу, схиархимандриту Антонию», - напишет впоследствии владыка Леонтий.
В 1938 и 1939 гг. НКВД неоднократно оформляло документы на его арест, но, как в 1941 г. констатировали преследователи, «он и по настоящее время находится на нелегальном положении, арест его осуществлен не был». Местонахождения о. Леонтия никто не выдал.
7 ноября 1941 г. о. Леонтий рукоположен в сан епископа Бердичевского, викария Украинской Православной Автономной Церкви. Владыка служил только на церковнославянском, но иногда, в зависимости от того, где служил, он проповедовал по-украински. Вскоре в Житомире было открыто 6 храмов (но один из них немцами был передан «самостийникам»). В 1943 г. в Житомирской области насчитывалось около 300 православных приходов, три монастыря и два скита.
Принимал участие в отпевании и погребении схиархиепископа Антония (Абашидзе), который длительное время был его духовником. «Если, по милости Божией, я есть то, чем вы меня знаете, то только благодаря его воспитанию и мудрому руководству», - написал через несколько дней после похорон епископ Леонтий.
Выехал в конце 1943 г. из епархии вместе с отступающими немецко-фашистскими войсками. Перешел в юрисдикцию Русской Зарубежной Церкви. С 1953 г. - епископ, затем архиепископ Чилийский. В 1967 г. назначен на кафедру в Сан-Пауло (Бразилия), с 1969 г. к епархии присоединили Аргентину, Парагвай, Уругвай.
Архиепископ Леонтий Чилийский (Филиппович), архиепископ Иоанн Западно-Американский (Максимович), епископ Нектарий Сиатлийский (Концевич) и протоиерей Серафим Слободской у Покровского храма г. Наяка, США
Духовным сыном владыки был чилиец Иосиф Муньос, которому он передач частицы мощей святых угодников Киево-Печерской Лавры. С 1982 г. у Иосифа хранилась и мироточила копия Афонской иконы Иверской Божией Матери - так называемая Монреальская. Впоследствии, в ночь с 30 на 31 октября 1997 г. Иосиф был мученически убит, икона похищена
Владыка Леонтий был дружен с Иоанном (Максимовичем), архиепископом Шанхайским и Сан-Францисским, и всегда считал его праведником. «Просил Господа умереть в день кончины архиепископа Иоанна». 19 июня 1971 г. по старому стилю Господь сподобил ему отойти в мир иной в пятую годовщину смерти святого архиепископа Иоанна [6].
По материалам книги «Биографические сведения о братии
Киево-Печерской Лавры, пострадавшей за Православную веру
в ХХ столетии».
Составитель Л. П. Рылкова
http://pravlife.org/content/podvizhniki-hh-veka-arhiepiskop-leontiy-chiliyskiy