Архимандрит Савва (Мажуко): Страх смерти

0
1367
Время на чтение 4 минуты
Свет невечерний

Мы взрослые люди и знаем, что жизнь состоит не только из радостных моментов, но и из скорбных. Мы болеем, теряем друзей, знакомых, нас предают, мы часто испытываем не только физические страдания, но и душевные. И над всем этим угрюмо и неодолимо нависает страх смерти, присущий всем нам. Не все могут справиться с этой проблемой.

В Священном Писании есть множество эпизодов, связанных с тем, как люди высокого духа и большой веры переживали борьбу со страхом смерти. Что с ними происходило, и как они боролись с отчаянием - очень интересно и поучительно для нас. Я бы хотел рассказать об одном моменте жизни царя Иезекии, описанном в Книге пророка Исаии:

38, 1 В те дни Езекия заболел смертельно. И пришел к нему пророк Исаия, сын Амосов, и сказал ему: так говорит Господь: сделай завещание для дома твоего, ибо ты умрешь, не выздоровеешь.

Читая этот первый стих 38 главы, мы впадаем в ужас, хотя для нас это люди, жившие очень давно и далеко, говорившие совсем на другом языке. Представьте: ты царь, владеешь и управляешь огромной страной, у тебя есть какие-то богатства, планы, страхи, надежды - и к тебе приходит уважаемый всеми пророк, который всегда безошибочно и точно сообщает волю Божию, и говорит: «Ты умрешь, делай завещание». Как бы мы себя чувствовали? Думаю, была бы паника и растерянность. И здесь очень уместен библейский лаконизм:

38, 2 Тогда Езекия отворотился лицем к стене и молился Господу, говоря...

Про одного из русских литераторов говорили, что он был не в состоянии справится с тем серым, жутким окружением и беспросветной жизнью, которую наблюдал в России - и тогда просто отвернулся к стенке и умер. Отвернуться к стенке - это некий образ тупика. В случае царя Иезекии мы видим, что отвернувшись к стенке, он не спрятался от проблемы, не удрал от созерцания ужаса, который над ним навис, но стал молиться Господу. Это и характеризует по-настоящему верующего человека: он не прячется от ужасов и о всякой своей скорби вопиет ко Господу со слезами.

38, 3 «о, Господи! вспомни, что я ходил пред лицем Твоим верно и с преданным Тебе сердцем и делал угодное в очах Твоих».

«Ходил перед лицем твоим» - это тоже очень древняя библейская формула, которая говорит о том, что человек находился в состоянии благоговения перед Лицом Божиим. Бывают такие люди, которые действительно хранят в себе страх Божий. Встретить такого человека - большая удача. И хорошо, если у тебя самого есть страх Божий, когда каждый свой поступок сверяешь со Священным Писанием, помнишь, что Господь тебя видит даже тогда, когда никто не видит.

38, 3 И заплакал Езекия сильно.

Человек отвернулся к стенке и молился со слезами. Слезы спасают человека от смерти.

38, 4 И было слово Господне к Исаии, и сказано:

38, 5 пойди и скажи Езекии: так говорит Господь, Бог Давида, отца твоего: Я услышал молитву твою, увидел слезы твои, и вот, Я прибавлю к дням твоим пятнадцать лет,

38, 6 и от руки царя Ассирийского спасу тебя и город сей и защищу город сей.

38, 7 И вот тебе знамение от Господа, что Господь исполнит слово, которое Он изрек.

38, 8 Вот, Я возвращу назад на десять ступеней солнечную тень, которая прошла по ступеням Ахазовым. И возвратилось солнце на десять ступеней по ступеням, по которым оно сходило.

Здесь речь идет о солнечных часах, которые были на башне во дворце царя Иезекии - ступени Ахазовы. Господь сотворил чудо, Он не просто сообщает через пророка своему любимцу царю о том, что его молитва услышана, Он еще и утешает его, подтверждая Свои слова. Нам сложно представить, как чувствовал себя в этой ситуации пророк. Сначала Господь велел передать одно, а потом нужно было слова свои зачеркнуть. Но мы видим, что Исаия не спрятался, не возроптал, как например, пророк Иона, не говорил Господу, чтобы Он придерживался одной точки зрения, потому что речь идет о жизни человека. Для царя Иезекии очень важно было пережить этот плач ко Господу. Пророк Исаия сохранил для нас удивительную по своей пронзительности и откровенности молитву царя Иезекии. Этот текст следует периодически перечитывать каждому из нас.

38, 10 Я сказал в себе: в преполовение дней моих должен я идти во врата преисподней; я лишен остатка лет моих.

«В преполовение дней» - значит половину жизни прожил, и она обрывается, уже не увижу того, что должен был увидеть, не переживу того, что должен был пережить.

38, 11 Я говорил: не увижу я Господа, Господа на земле живых; не увижу больше человека между живущими в мире;

38, 12 жилище мое снимается с места и уносится от меня, как шалаш пастушеский...

Вот так Иезекия чувствовал процесс умирания: стоит шалаш в поле, подул сильный ветер - и больше ничего нет, больше невозможно собрать его из этих веточек. Так и человек, который испытывает ужас смерти, почувствовал, что его покидает жизнь, потихонечку вытекает из него.

38, 12 я должен отрезать подобно ткачу жизнь мою; Он отрежет меня от основы; день и ночь я ждал, что Ты пошлешь мне кончину.

На ткацком станке ткань отрезается от основы, и потом уже никак нельзя сделать ее однородной: она отрезается насовсем. Этот разрыв почувствовал Иезекия.

38, 13 Я ждал до утра; подобно льву, Он сокрушал все кости мои; день и ночь я ждал, что Ты пошлешь мне кончину.

38, 14 Как журавль, как ласточка издавал я звуки, тосковал как голубь; уныло смотрели глаза мои к небу: Господи! тесно мне; спаси меня.

Удивительные слова, которые передают этот ужас смерти, умирания. Но мы видим, что слезы с молитвой сотворяют чудеса, потому что Господь ищет личного обращения, а не формального.

Господь ищет настоящего сокрушения, настоящей личной беседы. Как говорит нам одна из самых древних молитв ко Святому Причащению: «Перед лицом Господа не таится капля слезная и даже часть капли слезной некая». Поэтому призыв святых отцов, который мы периодически слышим в священных текстах, что крепкое и настоящее прошение должно быть со слезами и сокрушением - не просто слова, но призыв к молитвенному деланию.

Расшифровка:
Михаил Белов

http://orthodox-newspaper.ru/numbers/at56055

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Архимандрит Савва (Мажуко)
Все статьи Архимандрит Савва (Мажуко)
Последние комментарии
Главное – «народный порыв» к появлению монумента вождю?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
14.11.2024 12:53
Русскому человеку нужно одуматься и покаяться
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
14.11.2024 12:33
Чувства недоумения и протеста
Новый комментарий от Калужанин
14.11.2024 12:33
Скандал в Германии в пользу России
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
14.11.2024 12:27
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от р.Б.Алексий
14.11.2024 12:20
«Фактически это раскол»
Новый комментарий от Бузина Олесь
14.11.2024 11:55
Религиозная амбивалентность?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
14.11.2024 11:28