Свидетели величия?
«...мы
возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не
хитросплетенным басням последуя, но быв очевидцами Его величия. Ибо Он
принял от Бога Отца честь и славу, когда от велелепной славы принесся к
Нему такой глас: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое
благоволение. И этот глас, принесшийся с небес, мы слышали, будучи с Ним
на святой горе. И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы
хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в
темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя
звезда в сердцах ваших...» (2- е Соборное Послание апостола Петра)
Когда
апостол Петр пишет о том, что Ученики Господни были очевидцами Его
величия, невольно восклицаешь: «Когда? Когда это было ВЕЛИЧИЕ
Спасителя?»
Рождество - в уединенной пещере. Крещение - при едином
свидетеле, Крестителе. Распятие на Голгофе - среди поругания.
Воскресение - никому не видимо. Вознесение - в окружении небольшого
числа Его последователей. Когда ОНИ были свидетелями Его величия?
Да и сами Ученики как-то вели себя в отношении Господа просто и даже дерзко. Но апостол пишет, что были очевидцами Его величия.
Хорошо,
что поясняет тут же, напоминая известное по Евангелиям апостолов
Матфея, Марка, и Луки событие Преображения Господня. И это всё ставит по
своим местам. Однако и здесь требуются некоторые важные пояснения.
Для чего?
Сосредотачивая
свое внимание на преобразившемся виде Спасителя - на Его обновившейся
одежде, сделавшейся белее снега, на лике, сияющем необыкновенным светом,
- мы теряем главное событие и его смысл. А о нем и говорит апостол
Петр: «Он принял от Бога Отца честь и славу, когда от велелепной славы
принесся к Нему такой глас: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое
благоволение».
«Велелепная слава», откуда донесся голос Отца, это
то, что иудеи называют «Шхина» - средоточие святости и всякой благости.
Шхина - это, собственно, благодать. В событии Преображения Господня она
явлена невещественным облаком. Оттуда принесся голос Отца.
Отец наименовывает Иисуса - Своим Сыном возлюбленным. Для чего это делается?
Об этом позже. А теперь продолжим следить за концепцией Апостола.
Гора
Очень
интересным является упоминание Петром святой горы. Святой горой иудеи
считали прежде гору Сион, но потом Сион стало именем нарицательным для
всего Иерусалима.
Называлась так гора Мориа, но от времен Соломона
эта гора стала просто именоваться Храмом, и святость сооружения
превзошла значимость самой горы.
Осталась гора Елеон - Масличная гора
на восток от Иерусалима. Она считалась святой. На ней помазывались на
царство цари Иудеи, как бы перед лицом Иерусалима. Первоначально на этой
горе росли ритуально чистые оливы для масла в храмовую менору
(семисвечник). Потом, после возникновения кладбища на горе, которое
стало продвигаться от Кидрона на север и вверх, этой чести удостоились
особые оливковые рощи в Галилее, недалеко от нынешнего Назарета. Но гора
продолжала именоваться «Святой горой». И в Мидрашской традиции (Мидраш -
законническая книга евреев) этой горе упрочилось свойство подножия
Престола Божьего.
Апостол Петр в Соборном послании замечает, что
слышал слова Отца, когда были с Господом Иисусом на горе святой.
Некоторые возразят: не могло событие Преображения произойти на Елеонской
горе! И будут правы.
Поскольку евангелисты согласны в том, что
преобразился Спаситель на горе между горой Ермон и городом Капернаум. И,
как и апостол Петр, избегают именовать эту гору. В этом некая хитрость!
Помазанник
Дело
в том, что само событие Преображения - это не просто изменение вида
Христова, чтобы поразить Учеников. Это не просто проявление славы и
могущества перед Распятием. Это - помазание на Царство.
И оно
является самым важным событием перед приходом в Иерусалим и завершением
обряда поставления на Царство схождением с горы Елеонской на белой
ослице с осленком при ликовании иерусалимской толпы.
Итак на «святой
горе» Господь преображается в присутствии двух пророков - Моисея и Илии -
и при свидетельстве трех свидетелей - Учеников.
За шесть дней до
этого события при истоке Иордана в Кессарии Филипповой Иисус вопрошает
Своих учеников, за кого они Его принимают.
Это выглядит для читателя
Евангелия как самый обычный вопрос любопытного человека. Но для Христа
этот вопрос не простой. Он носит ритуальный характер. Так опрашивали
народ при избрании царя. И представитель народа - первосвященник или
старейшина синедриона - должен был в присутствии народа громко огласить,
что видят в нем своего царя.
«Он говорит им: а вы за кого почитаете
Меня? Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты - Христос, Сын Бога Живаго.
Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что
не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах» (Ев.
от Матфея гл. 16). И ответ Господа на слова Петра носит ритуальный
характер, утверждающий именем Бога, что он сказал истину.
Удивительно
и продолжение речи Спасителя. Оно напоминает благодарное обещание царя
придворному за его услугу царю: «...и Я говорю тебе: ты - Петр, и на сем
камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи
Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах,
и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах». И это тоже из
ритуала поставления на царство...
А потом Господь вдруг запрещает
Свом ученикам говорить кому-либо, что Он Иисус Христос. Понятно, что
ключевым является слово «Христос», именно оно запретно, именно его от
имени Учеников огласил Петр. Но важно, что теперь оно в плотной привязке
к имени Иисус: Иисус Христос. Христос, напоминаю, - Помазанник.
Неоспоримое право
И вот, на неименованной горе происходит Преображение. А где же, спросите вы, само Помазание на Царство?
Действительно,
читаем в Библии и знаем, что царей помазывают на царство священным
елеем - миро, которое было изготовлено по указанию Божию еще Моисеем и
Аароном. Так пророк Самуил помазал миро сначала Саула на царство, а
затем, когда Саул стал поступать вопреки Божьей воле, помазал тайно
Давида. Помазывались и другие цари иудейские.
Т.е. и от события Преображения, как от обряда поставления на Царство, мы тоже ждем ритуала помазания.
Но
дело в том, что помазывались видимым помазанием на царство только те
цари, которых право на царство оспаривалось! Так Давид помазывался,
чтобы отнята была благодать помазания у Саула, Соломон был помазан
потому, что на его престол претендовал Адония, Иосия - из-за Аталии,
Иоахаз вынужден был помазываться из-за старшего на два года брата
Иеахокима и т.д. Однако если не было претендентов на престол в силу
прямого наследства, то только оглашали царем, переодевали в новые
царские одежды и на белой ослице возвращали в Иерусалим царя для
исполнения им Божьих Заповедей о своем народе. Т.е. царь должен был
вести народ к спасению. Именно эти слова и кричали иудеи в Иерусалиме,
приветствуя Господа с ветвями: «Осанна!». «Хошанна» - переводится как
«спасение».
Других претендентов на Царство у Христа не было. Сам Отец
огласил Его Своим Сыном для земных и Небесных обитателей. И об этих
словах свидетельствует апостол Петр в своем Послании. Отец утвердил Его
Своим Наследником. Помазание физическим миро больше не требуется - Он
Христос!
Итак, в таинственном Преображении мы все становимся
соучастниками, постфактум, удивительного действа поставления нам Царя в
Вечность. И об этом Царстве Он нам говорит постоянно. Иногда намеками,
притчами, а иногда и прямо, так что и уклониться от знания не получится.
И нам открыто, что Царство Небесное внутри нас уже есть! И Он там
теперь Царь. Он ведет нас ко спасению. И это мы должны кричать что есть
мочи «Хошанна!», потому что мы видим, сколько усилий прикладывает наш
Царь, чтобы ввести в Свое - наше Царство нас, народ Божий.
О чём умолчали апостолы?
А
теперь о «горе святой». Апостолы умолчали ее имя. И нам до сих пор
неведомо точно, на какой горе случилось Преображение, лишь позднее
Предание нашло подсказку в Псалтири: «Фавор и Ермон о имени Твоем
возрадуются». Догадавшись, что коль Господь опрашивал Своих учеников под
Ермоном и вышел оттуда в Галилею, чтобы следовать к Елеонской горе, что
над Иерусалимом, но не должен был пройти возрадовавшейся о имени
Господнем Фавора, что возвышается над Изреельской долиной.
Однако
Фавор для иудеев - не авторитетная гора. Она была отдана на поселение
левитам еще во времена Первого Храма. И потому там была заповедная роща
оливок для храмового семисвечника.
Таким образом благословение
ритуальной чистоты с Елеона незаметно для кичливых иудеев перешло на
тихий Фавор. И гора сделалась в глазах галилеян святой.
Но Апостолы
показывают, что Престоловосхождение Христа не ограничивается одной
горой. Ермон - место опрашивания. Фавор - место поставления на Престол.
Елеон - явление Царя народу. Это все - «святая гора».
Однако
завершилось все на Голгофе, где в изголовье Царя была прибита ничтожная
табличка «Иисус Назорей Царь Иудейский». Завершилось как свидетельство
исполнения пророчеств («...мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы
хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в
темном месте» - ап. Петр).
Но началась совершенно другая история:
«...начнет рассветать день и ...взойдет утренняя звезда в сердцах
ваших...»( Второе Соборное послание ап. Петра). Этот рассветный день,
опираясь в земные точки, славы Господней простирается в Царство
Вечности. Туда, где фаворский свет - естественное состояние каждого
гражданина истинного Отечества Небесного. Быть его горячим патриотом, я
бы не побоялся сказать - «националистом», призваны мы все стать. Это
Царство, которое вручил на Фаворе Сыну Отец, и «Его же Царствию не будет
конца» (из Символа веры).
Архимандрит Алипий (Светличный)
(В оформлении статьи использованы фрагменты мозаичного изображения Преображения Господня VI века из базилики Преображения в монастыре св. Екатерины на горе Синай)
http://pravlife.org/content/o-chyom-umolchali-apostoly-gde-na-samom-dele-proizoshlo-preobrazhenie-gospodne