Говоря с книжниками и фарисеями о важных вещах в законе, Христос, конечно же, цитирует закон. В книге Псалмов, в книге Притчей и у многих пророков неоднократно говорится об этих основополагающих в законе вещах: о суде как справедливом суде, на котором защищают притесняемых, о милости (חֶסֶד [khesed]) как правильном, милосердном отношении к окружающим, о вере (или истине - אֱמֶת [‘emet]) как неколебимой верности Богу и Завету. Часто к этим трём понятиям добавляется ещё одно - правда (или праведность - צְדָקָה [sedakah]).
Христианская сущность милости, верности и праведности нам понятна. А вот в чём важность справедливого суда, ведь все христиане прекрасно знают, что милость превозносится над судом (Иак. 2, 13)? И любовь - это же не о справедливости. Не зря святитель Николай Сербский говорит так: «Пока живёт любовь, никто не вспоминает о равенстве»; и ещё вот так: «На могиле любви вырастает справедливость». «На могиле любви» - это очень жесткие слова, это то же самое, что сказать «справедливость появляется на могиле христианства», ведь христианство и состоит в любви к Богу и любви к ближнему.
И всё же Писание полно признаниями Бога о том, как угоден Ему справедливый и отвратителен несправедливый суд. Вот лишь малая часть примеров: Ибо Я, Господь, люблю правосудие (Ис. 61, 8); Господь увидел это, и противно было очам Его, что нет суда (Ис. 59, 15); Соблюдение правды и правосудия более угодно Господу, нежели жертва (Прит. 21, 3); Но хвалящийся хвались тем, что разумеет и знает Меня, что Я - Господь, творящий милость, суд и правду на земле; ибо только это благоугодно Мне, говорит Господь (Иер. 9, 24).
Думается, что несправедливый суд неугоден Богу потому, что извращает истину, называет чёрное белым и белое чёрным. А искажение истины в конечном итоге направлено против Самого Богочеловека, который Сам и есть Истина. Справедливый суд - это неотъемлемая черта Мессианского, Божия царства: Когда изберу время, Я произведу суд по правде (Пс. 74, 3); Правосудие и правота - основание престола Твоего (Пс. 88, 15).
Кроме того, в Писании справедливый суд является одной из важнейших основ процветания общества, а наказания Господь посылает за отступление от завета, которое зачастую выражается именно в пренебрежении судом. В книге Притчей, этом сборнике человеческой мудрости, верно подмечено: Царь правосудием утверждает землю, а любящий подарки разоряет её (Прит. 29, 4). Пророк Исаия говорит, что каждый человек для спасения нуждается в праведности, а город - в правосудии: Сион спасётся правосудием, и обратившиеся [сыны] его - правдою (Ис. 1, 27). Пророк Амос говорит, что для надежды на помилование Богом необходимо восстановить правосудие в обществе: Возненавидьте зло и возлюбите добро, и восстановите у ворот правосудие; может быть, Господь Бог Саваоф помилует остаток Иосифов (Ам. 5, 15). Пророк Михей предрекает разрушение Иерусалима за извращение правосудия и корыстолюбие священства: Слушайте же это, главы дома Иаковлева и князья дома Израилева, гнушающиеся правосудием и искривляющие всё прямое, созидающие Сион кровью и Иерусалим - неправдою! Главы его судят за подарки и священники его учат за плату, и пророки его предвещают за деньги, а между тем опираются на Господа, говоря: «не среди ли нас Господь? не постигнет нас беда!» Посему за вас Сион распахан будет как поле, и Иерусалим сделается грудою развалин, и гора дома сего будет лесистым холмом (Мих. 3, 9-12).
Конечно же, справедливость вырастает на могиле любви. Но это значит и то, что там, где нет справедливости, любви нет давно, там её могила заросла сорняками. И хотя христиане призваны к любви, а не к справедливости, обойти тему справедливого суда невозможно. Сам Господь не обошёл эту тему. Если мы хотим войти в Царство Божие, в царство истины и справедливости, если мы не желаем нашему обществу сделаться грудой развалин, нам как воздух необходим справедливый суд.