Если обидел священник

0
283
Время на чтение 5 минут

Приходилось слышать, что люди порой сталкиваются с какими-то неприятными и даже обидными ситуациями в Церкви. Тяжелее всего, конечно, когда эту обиду наносит священник. Но если разобраться, то не все случаи столь однозначны. Может быть, мы обижаемся на справедливые вещи просто по незнанию? А что, если все-таки приходится терпеть напраслину? Как найти в себе силы переступить порог Церкви вновь? По-христиански ли искать защиты и справедливости у священноначалия? Об этом рассуждает настоятель Петропавловского храма г. Саратова игумен Нектарий (Морозов).

С непривычки или от привычки

Наверное, правомерно задаться вопросом, почему, вообще, возможны ситуации, при которых человек почувствует себя обиженным на священника, ведь Церковь - дом Божий, последнее пристанище, где мы надеемся, получить утешение. Но нужно разделять две принципиально разные вещи. Во-первых, бывает достаточно много ситуаций, когда люди обижаются на священника вовсе не потому, что он неделикатен, груб, жестокосерден, невнимателен к тем обстоятельствам жизни, о которых ему рассказывают. Порой люди могут обижаться просто потому, что они не привыкли, когда кто-то вторгается в их внутреннюю жизнь, учит, как им поступать. Священник бывает вынужден объяснить, что нельзя помочь человеку без его же собственного участия, что для этого в жизни нужно что-то изменить, потому что есть некая духовная реальность, в которой действуют свои незыблемые законы. И если человек не живет по Закону Божьему, а о Боге вспоминает только тогда, когда ему плохо, то это «плохо» будет наступать все чаще и чаще. А уж стоит заговорить о грехах, как человек тотчас же обижается, считая, что он-то совсем не хуже других и особо страшных грехов не совершает. Причем опыт показывает, что священник может говорить об этом очень деликатно, бережно, и, все равно, собеседник обидится, просто потому, что совершенно не понимает, что такое жизнь, Кем она ему дана, и каковы ее законы.

Порой люди обижаются на по-настоящему кроткое и деликатное замечание о том, что в следующий раз лучше прийти не в майке, шортах и шлепанцах на босу ногу, или не с накрашенными губами, а иначе. Обижаются, что в самый разгар богослужения священник не может выйти к ним из алтаря или, бросив всех остальных прихожан перед рождественской или пасхальной службой, немедленно отправиться беседовать с нерадивой супругой. Ведь умирает семья, а это то же самое, что пойти к умирающему!«Так вот как у вас здесь к людям относятся?!», - восклицает обиженный. Он настолько сконцентрирован на себе, что совершенно не в состоянии понять: вокруг множество людей, которые тоже нуждаются в помощи, попечении, заботе священника. Нет, он хочет, чтобы немедленно и всецело что-то дали ему.

Невозможно не любить людей

Но порой священники действительно обижают. Почему? Потому что они - тоже люди со всеми присущими человеку несовершенствами. Они могут проявить нетерпение, неделикатность, невнимательность и равнодушие. Однако, хотя священник и является «тоже человеком», но на многие «человеческие» вещи он не имеет права в своей пастырской деятельности. Потому что, каждый, кто пришел в храм, так или иначе сделал шаг навстречу Богу - может быть, не до конца осознанный, неуверенный, с кучей сомнений - и священник ни в коем случае не должен встать на этом пути, оттолкнуть кого-то от Церкви и от Христа своими неосторожными действиями. Ведь люди, еще не знающие Господа, только начинающие путь к Нему, именно по священнослужителю делают заключение о том, каков Бог.

Вторая причина, по которой священник, действительно, кого-то может обидеть - недостаточность пастырского опыта. Есть люди, которые, приняв священный сан, не приняли вместе с этим одну из главных истин пастырского служения - невозможно быть священником и при этом не любить людей. Ведь главное для священника - это забота о тех, кого тебе вверил Господь. Без понимания своей обязанности быть путеводителем к их спасению совершение богослужения или даже социальная работа - напрасны и, наверное, даже вредны.

Каждый приходит в Церковь с чем-то, что болит, что его мучает, выплескивая это на священника. И если у того не будет любви к человеку и к своему служению, то, конечно, он может не выдержать - начнет проявлять нетерпение, срываться.

Если кто-то стал свидетелем злоупотреблений со стороны священника своими полномочиями, или явного небрежениия по отношению к богослужению и своим пастырским обязанностям, других злонамеренных действий, ведущих к вреду для Церкви и людей, то, безусловно, это нужно довести до сведения правящего Архиерея. В таких случаях не нужно бояться, что поступаешь не по-христиански.

Священник - тоже человек

Как помочь тому, кто столкнулся в Церкви с чем-то, что его травмировало? Наверное, постараться ему объяснить, что, если один раз не повезло, то это не значит, будто все священники грубы, либо безразличны, либо холодны - есть немало таких, которые по-настоящему любят людей.

Если человек подготовился к исповеди и Причастию и видит, что священник ведет себя по отношению к прихожанам как-то нетерпеливо или холодно, не стоит пугаться и откладывать исповедь. Пусть душевного расположения к такому пастырю не возникнет, и человеческого участия он не проявит к вам, однако Таинство все равно совершится. А для беседы, в которой хотелось бы что-то для себя прояснить или получить пастырский совет, лучше избрать другого священника. Хорошо бы найти духовника, у которого можно постоянно исповедоваться, потому что ответы на многие вопросы пастырь может дать только тогда, когда он знает вас и ваш духовный путь, особенности вашей церковной жизни. Таким духовником может стать священник, отнюдь не наделенный какими-то особыми дарованиями, но, главное, - ревнующий о спасении своем и своих посомых.

Ну, и опять-таки, когда мы говорим, что священник тоже человек, нужно учитывать массу каких-то факторов чисто даже бытового, житейского характера. К примеру, у этого священника двое-трое и более детей, которые могут болеть, а жена может лежать в больнице на сохранении. И, конечно, если он в какой-то ситуации проявил нетерпение или жесткость, то будет, конечно, виноват, но, с другой стороны, можно ли с него как-то строго спрашивать? Обычное человеческое. Или же, можно допустить, что священник стоит на исповеди, но при этом находится на грани сердечного приступа, или давление у него 200 на 140. И такие случаи бывают.

Ведь часто люди, приходя в храм, совершенно не задумываются о тех, кто там служит или работает, об обстоятельствах их жизни. Хотя, если ты хочешь по отношению к себе участия, внимания, заботы, любви, то, наверное, было бы естественно и уместно быть готовым эти качества со своей стороны тоже проявить.

«Саратовская областная газета»


http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/esli-obidel-svyashhennik
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Иеромонах Нектарий (Морозов)
Все статьи Иеромонах Нектарий (Морозов)
Инна Стромилова
Все статьи Инна Стромилова
Последние комментарии
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 22:55
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:38
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 20:54
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 20:28