Критика Церкви говорит о неравнодушии людей

0
105
Время на чтение 6 минут
В.Р. Легойда: Критика Церкви говорит о неравнодушии людейРусская Православная Церковь отмечает 1 февраля 5-летие интронизации Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Как изменилась за эти годы жизнь Церкви и ее роль в обществе и государстве, каковы причины антицерковных информационных кампаний и возможны ли компромиссы со стороны Церкви в противостоянии легализации однополых браков и другим спорным тенденциям современного мира - на эти и другие вопросы в интервью корр. РИА «Новости» Ольге Липич ответил председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда.

- Владимир Романович, как изменилась роль Церкви в обществе при Патриархе Кирилле, на Ваш взгляд?

- Роль Церкви в обществе настолько всеобъемлющая, что дать ей исчерпывающую оценку в тесных рамках интервью не представляется возможным. Но если судить по информационному пространству, которое во многом отражает происходящее в обществе, то можно заключить, что информационное присутствие Церкви в медиапространстве увеличилось на порядок. Это говорит о том, что с момента интронизации Святейшего Патриарха Кирилла общественный интерес к Церкви, к ее пастырскому слову неуклонно растет. Нравственно важные вопросы, которые обсуждались преимущественно в кругу богословов и философов, в церковном кругу теперь нередко попадают в центр медийной повестки дня. С учетом роли медиа в нашем мире, такого никогда не было в современной церковной истории.

Публичное присутствие Церкви неотделимо от грандиозных инициатив последних пяти лет: создание новых епархий, масштабное строительство храмов, деятельность по укреплению единства народов, относящихся к православной цивилизации, международные связи. Например, Патриарший визит в Китай - событие, бесспорно, исторического масштаба.

Конечно же, не все в обществе относятся к Церкви доброжелательно. Но и критическое отношение к Церкви говорит о неравнодушии, о небезразличии людей. Их волнует церковное свидетельство, а это обнадеживает.

Любое действие вызывает противодействие. Поэтому противодействующие Церкви подтверждают, что она не бездействует, а это добрый знак. Да и само это противодействие - во многом инерция советского безбожия. Приведу здесь восточную мудрость, которую нередко повторяет Святейший Патриарх: «Камни кидают только в то дерево, на котором есть плоды».

- Все ли сегодня безоблачно в церковно-государственных и церковно-общественных отношениях? Есть, к чему стремиться?

- Классическая византийская формула, описывающая искомый идеал, такова: государство и Церковь соотносятся между собою как тело и душа в человеке; в их согласии - залог благоденствия.

Церковь всегда стремилась к такому положению вещей, при этом отдавая себе отчет, что цель эта в полной мере недостижима. Недостижима не потому, что государство или общество плохи сами по себе, а потому что личность, которая стоит за любыми общественными институтами, изначально предрасположена к греху. Идеальные церковно-государственные или церковно-общественные отношения сродни раю на земле, а построение рая на земле невозможно.

Поэтому в области церковно-государственных и общественных отношений у нас всегда есть, к чему стремиться.

- Православие становится сегодня основой национальной идеи?

- Православие не становится основой национальной идеи, потому что оно всегда таковой было и остается сегодня. Без Православия русская нация не сложилась бы в том виде, в каком мы знаем ее сейчас. Без Православия не было бы и Российского государства.

Национальная идея - это не механическая программа действий, которую кто-то вкладывает в голову каждому. Национальная идея - это творческая любовь к своей семье, к родным, близким, друзьям. Любовь к своему народу, к Отечеству. На нашей земле есть только один источник подобной любви - часто жертвенный и иррациональный - вера. Этот источник никогда не иссякнет, если только мы сами не засыплем его, потакая своей гордыне, эгоизму, зависти, корыстолюбию, лености...

- Резонна ли часто звучащая мысль о «происках геополитических врагов», желающих духовно, психологически ослабить Россию, Украину, Белоруссию?

- У любого большого государства или сильного народа есть если не враги, то по крайней мере конкуренты, соперники. Но это не значит, что всю свою жизнь мы должны проводить в поисках геополитических врагов, забывая о вверенных нам по званию и положению делах: семейных, общественных, государственных.

Очень часто оказывается так, что наш главный враг подкарауливает нас гораздо ближе, чем мы думаем, и становится им отнюдь не замаскированный агент влияния, а пивной ларек за углом нашего дома или мягкий диван перед телевизором в нашей собственной гостиной. И так получается, что победить собственное несовершенство намного сложнее, чем государственного врага. Но о последних тоже не следует забывать.

- В чем видите основные причины того, что было названо «информационной войной» против Церкви и ее Предстоятеля в последние годы, и достигнут ли мир в этой «войне»? Возможно ли повторение «атак», акций наподобие совершенной в Храме Христа Спасителя Pussy Riot? И откуда ждать удара, учитывая недавние выступления протодиакона Андрея Кураева?

- В своем слове на открытии прошлогодних Рождественских чтений Святейший Патриарх сравнил хуления Церкви и различные богоборческие акции с комариными укусами. Я бы к высказыванию Предстоятеля добавил еще и иной пример - слова из басни И.А. Крылова. К сожалению, многие критики добровольно ставят себя в положение этой Моськи, потому что на самом деле им все равно, что именно делает Церковь и что в ней происходит. Им важно лишь стяжать сомнительную славу, потешить собственное самолюбие.

Мы готовы принять с миром и объять христианской любовью всех, кто еще вчера писал клеветнические материалы о Церкви и чьего сердца сегодня коснулось раскаяние, благодать Божия. Ведь они никогда не были нашими врагами. У Церкви только один враг - тот, что в райском саду предложил Еве запретный плод, а сейчас предлагает надругаться, посмеяться над всем святым и неприкосновенным, что осталось у людей. Мира с падшим духом у Церкви не было и не будет никогда.

При этом я верю, что среди критиков действительно есть те, кто искренне хотят сделать церковную жизнь лучше. Но если главный инструментарий - это мягкое кресло перед экраном с интернет-дневником, то, увы, такое хотение едва принесет плоды. Путь к совершенствованию церковной жизни вряд ли лежит через поиск и разглашение чужих ошибок и грехов.

- Что думаете о развитии Церкви и ее отношениях с «внешним миром» в предстоящем пятилетии? Продолжится ли разукрупнение епархий, строительство новых храмов, повышение уровня образования и нравственности среди духовенства и мирян?

- Я убежден, что всех православных верующих, начиная от Святейшего Патриарха, архиерея, священника и заканчивая простым прихожанином, в предстоящем пятилетии ждут большие труды, если благо Церкви для нас - не пустой звук. Труды, нести которые без укрепляющей благодати Божией было бы непосильной задачей. Но все православные христиане помнят призывающие к свидетельству слова апостола Иоанна: «возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве» (Ин. 4:35).

- Возможны ли в перспективе какие-то компромиссные шаги со стороны Церкви в противостоянии мировым тенденциям легализации однополых браков и усыновления ими детей, развития суррогатного материнства и биотехнологий, вызывающих этические вопросы?

- В отношении легализации греховных явлений и их признания обществом можно привести слова апостола Павла: «какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром?» (2 Кор. 6:14-15). Думаю, эта цитата как нельзя лучше отвечает на ваш вопрос.

Понимание возможно в отношении грешника, но не греха. Опыт западных христиан показывает, что создать условия для малейшего признания греха губительно и для общества, и для церковной общины. Увы, «идейные» сторонники борьбы с традиционными семейными ценностями не успокоятся, пока не вырвут из Священного Писания последнюю страницу, где написано, что содомия это грех.

О каком компромиссе с этой антихристианской идеологией можно вести речь, если в некоторых западноевропейских странах людей уже подвергают преследованию только за то, что они называют гомосексуализм грехом?

http://www.patriarchia.ru/db/text/3548976.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владимир Легойда
Наука сама по себе вне морали
В Москве обсудили глобальные вызовы развития искусственного интеллекта
17.11.2023
Брифинг по итогам заседания Священного
Синода Русской Православной Церкви
12.10.2023
Брифинг по итогам заседания Священного
Синода Русской Православной Церкви
25.08.2023
Правоохранители блокируют доступ насельников монастыря к продуктовым запасам
Продолжаются попытки насильственного выдавливания Украинской Православной Церкви из Киево-Печерской лавры
24.08.2023
Все статьи Владимир Легойда
Последние комментарии
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Советский недобиток
25.04.2024 06:22
Потерянное время
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
25.04.2024 01:01
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
24.04.2024 21:35
Вакцинация небезопасна для детей
Новый комментарий от Ленчик
24.04.2024 21:07