Донская кровь

Юлия Гончарова 
0
25.01.2014 160

Январь 2014-го отмечен в календаре печальной датой. 95 лет назад Оргбюро ЦК РКП(б) приняло Циркулярное письмо об отношении к казакам. На Дон пришел красный террор. Началось повсеместное уничтожение казачества - выселение, конфискация имущества, расстрелы. Только за годы Гражданской погибло более полумиллиона казаков.

Революцию казаки приняли по-разному. Подавляющее большинство (85%) выступили за белых и лишь 15% встали под красные знамена. Однако после первого года жизни при Советах, когда начались расстрелы и передел земли, против новой власти восстали и те немногие, кто поначалу принял ее лояльно.

- В первый год после революции Советская власть на Дону продержалась недолго и не успела распространиться по всей казачьей территории, - рассказал «Культуре» заведующий лабораторией казачества Южного научного центра РАН, доктор исторических наук Андрей Венков. - Было создано всего сто Советов, а хуторов было больше тысячи. Всевеликое Войско Донское объявило мобилизацию, и большевиков с Дона выбили.

Но ненадолго. Дело в том, что собственного оружейного производства на Дону не было, снабжала Тула, которая оказалась в то время под большевиками. Стволы казакам стали поставлять немцы. Но в ноябре 1918-го и в Германии началась революция. Приток оружия вовсе прекратился, казаки остались без патронов. Часть полков (не без влияния большевистской агитации) бросила фронт и разошлась по домам. Красная армия начала активное наступление и, практически не встречая сопротивления, дошла до Донца и Маныча, были заняты три четверти Донской области. Но мира с казаками не получалось. Красный террор в этих краях был особенно кровав.

О чем умолчал Шолохов

Некоторые историки говорят о геноциде - пожалуй, справедливо. В апреле 1919-го была создана специальная организация Донбюро РКП во главе с Сергеем Сырцовым. Подписанная им резолюция предполагала уничтожение всех верхов казачества, распыление путем мобилизации и переселения рядового казачества, подрыв экономики станиц - конфискация орудий труда, скота, продовольственных запасов, даже запрет на ловлю рыбы в Дону. В регион было решено направить переселенцев из Центральной России. «Само существование казачества с его укладом жизни, привилегиями и пережитками, а главное - умением вести вооруженную борьбу представляет угрозу Советской власти», - бил тревогу Сырцов. Ворошилов, а потом и Сталин упрямо гнули линию: пока всех казаков не перебьют, мира на Дону не будет. Расстреливали даже стариков и старух.

- За первый месяц после директивы о расказачивании в станицах Верхнего Дона было уничтожено более трехсот человек, - продолжает Венков. - Но казаки - не тот народ, который добровольно подставит лоб под пулю. Массовое восстание началось со станицы Вёшенская, где расстреляли 12 человек. Советы решили погасить полыхнувшее пламя кровью. Ленин писал о «свирепой и беспощадной расправе».

Вот как рассказал о тех событиях Михаил Шолохов в романе «Тихий Дон»: «Закипел Верхне-Донской округ. Толканулись два течения, пошли вразброд казаки, и понесла, завертела коловерть. Молодые и которые победней - мялись, отмалчивались, все еще ждали мира от Советской власти, а старые шли в наступ, уже открыто говорили о том, что красные хотят казачество уничтожить поголовно».

Примечательно, что о многих эпизодах Шолохов сознательно умолчал, в чем и признался в письме Горькому от 6 июня 1931 года: «Я нарисовал суровую действительность, предшествующую восстанию; причем сознательно упустил такие факты... как бессудный расстрел в Мигулинской станице 62 казаков-стариков или расстрелы в станицах Казанской и Шумилинской, где количество расстрелянных казаков (б. выборные хуторские атаманы, георгиевские кавалеры, вахмистры, почетные станичные судьи, попечители школ и проч. буржуазия и контрреволюция хуторского масштаба) в течение 6 дней достигло солидной цифры - 400 с лишним человек...»

Расстрел полагался не только за участие в антибольшевистских выступлениях, но и за «прикосновенность к заговорам и мятежам», в обиходе это формулировалось, как «знал, но не донес». Поскольку мужчины воевали, а женщины, старики и дети возили им патроны и еду, получалось, что участвовали все. Однако всех уничтожить невозможно. Поэтому реввоенсовет Южного фронта решил ограничиться «только» хуторскими атаманами, офицерами, полицейскими, а также всеми, у кого будет найдено оружие. Но какой же казак без оружия? Оно было практически у каждого. Так начались массовые расстрелы.

- Родителей убили сразу, двух сестер снасильничали, а потом закололи штыками, а шестилетнего мальчонку в одной рубашке выкинули из дома на мороз: мол, сам околеет, - такой рассказ очевидца тех событий привел мне директор фонда «Казачье Зарубежье» историк Константин Хохульников. - Как при таких зверствах было относиться к Советам? На борьбу встали все от мала до велика.

Примечательно, что в штабе Донской армии (воевавшей за белых) не знали о казачьих волнениях в тылу противника. Узнав же, срочно послали туда самолет на разведку. Вот что доложили Войсковому Кругу побывавшие в восставших районах летчики Донской авиации Бессонов и Веселовский: «В одном из хуторов Вёшенской старому казаку за то только, что он в глаза обозвал коммунистов мародерами, вырезали язык, прибили его гвоздями к подбородку и так водили по хутору, пока старик не умер. В станице Каргинской забрали 1000 девушек для рытья окопов. Все девушки были изнасилованы и, когда восставшие казаки подходили к станице, выгнаны вперед окопов и расстреляны... С одного из хуторов прибежала дочь священника со «свадьбы» своего отца, которого в церкви «венчали» с кобылой. После «венчания» была устроена попойка, на которой попа с попадьей заставили плясать. В конце концов, батюшка был зверски замучен...»

15 000 вооруженных казаков сражались с красными не на жизнь, а на смерть. Почти половина из них - более 7 тысяч - погибли. Уже находясь на грани поражения, повстанцы все же смогли соединиться с Донской армией, вытеснили красных с территории Области Войска Донского и отбили Царицын (ныне Волгоград).

- Это уникальный случай, когда народное восстание увенчалось успехом, - говорит Венков. - Повстанцы добровольно вошли в Белую армию, и Деникин направил войска на Москву. Но этот поход потерпел фиаско...

«Испанка», голод, продразверстка

Принято считать, что Дон - сплошь казачий. На самом деле это не так. Казаки составляли лишь 43% населения, при этом в их владении находилось 80% земли в Области Войска Донского. При рождении казаку обязательно полагался надел. По сравнению с крестьянским он был больше в пять раз. Казачий двор, где было десять голов скота, считался бедным. Казаки держались обособленно, «руку дружбы» тем, кто приехал на Дон из других регионов России и с Украины, не протягивали. Наоборот, стычки на бытовом уровне возникали постоянно. Поэтому неудивительно, что большинство жителей Дона - а это были крестьяне, поддержали линию партии. Редко когда казак шел на соседа-казака, в основном расказачиванием занимались пришлые. Доносы, грабежи, захват земли... Люди начали скрывать свою принадлежность к казачеству.

Потери донцов были огромны. 250 тысяч - почти все взрослые мужчины, погибли в Гражданскую. Еще столько же убито мирного населения - старики, женщины, дети. По территории восемь раз проходил фронт, был голод, эпидемия «испанки», которая выкосила еще часть населения. В 1920-м - продразверстка, на следующий год - снова голод. На хутор в 600 дворов оставалось всего шесть лошадей. Землю некому было обрабатывать, люди начали умирать. Небольшую часть казаков удалось переселить. Около двух тысяч мобилизовали в Красную армию. Многие подались за рубеж.

В 1922 году Советы объявили амнистию, и около 20 тысяч донских казаков вернулось на родину. Но уже в 1927-м их всех посадили. По официальной статистике, в 1926-1927 годах половина мужского населения Дона - молодежь в возрасте до 16 лет. Взрослых выкосили. Кого не убили в Гражданскую, расстреляли в годы коллективизации, включая и тех, кто воевал за красных. Очередная волна репрессий прокатилась по Дону в 1937-м...

- В Вёшенской, - рассказывает Андрей Венков, также уроженец тех мест, - практически не осталось мужчин. Никто из моих предков по мужской линии не умер в своей постели. Погибли на войне, были расстреляны, сгинули в тюрьме. Как-то к моей бабушке приехала подруга. Поздно вечером мы пошли ее провожать, и в темноте с ней поздоровался хромой старичок. Она не ответила. Это оказался некто Гусев, который принимал участие в расказачивании. Он остался чуть ли не единственным мужчиной в станице. Все его знали, помнили, но боялись. А моя старая прабабка Меланья Васильевна видела лишь одну причину поражения казаков: «Надо было лучше воевать, а не бросать фронт и расходиться по домам». Да и коллективизация не обошла нашу семью. Далеко не все конфискованное имущество шло на пользу государства. «Ты, старая тварь, до сих пор в моих платьях ходишь!» - такие разговоры можно было услышать среди соседок.

Всего же за период с революции до начала Великой Отечественной войны число казаков на Дону уменьшилось, по оценкам Венкова, более чем на миллион. 500 000 были убиты в Гражданскую, еще 100 000 эмигрировало, многие погибли во времена коллективизации, были высланы. А некоторые, чтобы избежать репрессий, вовсе перестали называть себя казаками.

Вместо лампасов - камуфляж

Сегодня, согласно последней переписи населения, казаков столько же, сколько было до революции. Это что касается количества...

По соседству с администрацией Ростова-на Дону расположился штаб возрожденного Всевеликого войска Донского. Сегодня в войске более 140 000 человек. Далеко не все из них потомки тех, дореволюционных, казаков. Здесь можно встретить и русских, и украинцев, и даже чеченцев, чьи предки воевали с казаками. В войсковых рядах - главы районных и местных администраций, члены муниципальных казачьих дружин, учащиеся кадетских корпусов, школ и училищ... Казачество стало модным - красивая яркая форма, офицерские чины, статус.

Да и живут донские казаки сегодня не только на Дону. Структуры Войска Донского есть и в Волгоградской, Воронежской, Липецкой, Калужской, Тульской и Астраханской областях, в Калмыкии, на территории Белоруссии и Украины. Поддерживаются отношения с донскими казаками, живущими в США, Франции, Германии, Болгарии, Аргентине, Канаде, Австралии и ряде других стран.

Ни один праздник, ни одно официальное мероприятие не обходится сегодня без казаков. С июня 2013-го войском командует новый атаман - заместитель губернатора Ростовской области Виктор Гончаров. Работы у него много, застать атамана на месте корреспонденту «Культуры» не удалось - Гончаров был в Волгограде, встречал Олимпийский огонь. Под охраной казаков факел пропутешествовал по Ростову, затем путь донцов лег в Сочи, где они будут следить за порядком во время Олимпиады.

Охрана порядка, как и век назад, - «конек» казачьих дружин. Это даже прописано в областном законодательстве - участвуют в патрулировании территорий и выставлении постов, проведении рейдов, карантинных, аварийно-спасательных и других мероприятиях. Урегулируют межэтнические конфликты. Результат есть. В целом уровень преступности намного ниже, чем на «смешанных» территориях. Охраняют и нравственный микроклимат: например, в казачьих поселениях вы не найдете религиозных сект.

... Я шагаю по улицам Старочеркасской. Сегодняшняя станица - совсем не та, что была во времена «Тихого Дона». Ни ржания лошадей, ни девичьих песен по-над Доном. Как и везде в России, молодежь здесь тянется в города, традиции теряются.

- Ситуация в сельской местности крайне тяжелая, остались одни старики, - вздыхает Венков. - Должна быть разработана государственная программа поддержки казачьих поселений, ее можно было бы включить в федеральную программу развития отечественного туризма. Я считаю, крайне необходимо делать это, потому что казачьи поселения - островки стабильности, а казаки - те люди, на которых испокон веков государство могло положиться.

Станица стала обычным дачным поселком. Зимой большинство кирпичных домов пустует, люди живут в ростовских квартирах. Приезжают на лето - подышать свежим воздухом, искупаться в старице Дона.

Те же казаки, что остались в станице, занимаются сельским хозяйством. Как и их прадеды носят военную форму. Но не ту, с лампасами да фуражками, а современный камуфляж - так удобнее.

Казачата и «Витязи»

В километре от Старочеркасской, на берегу старого русла Дона, расположился культурно-исторический комплекс «Казачий Дон». Вот здесь как раз и воссоздан весь колорит казачьей станицы. Курени, пристань, конный и скотный дворы - все так, как в нашем представлении должна выглядеть станица. В центре Покровское подворье - храм, трапезная, музей.

Сюда не только туристы, но и сами донцы приезжают, чтобы познакомиться со своей историей. Тут проходят народные гуляния, приуроченные к православным праздникам. Причем исключительно в традиционном казачьем стиле: выступление фольклорных коллективов, военно-исторических клубов, демонстрация казачьей джигитовки, парад кадетов, разнообразные забавы. Рассчитаны праздники на отдых всей семьей. Дети и взрослые получают здесь ответ на вопрос «Кто такой казак?».

Руководитель и создатель проекта Игорь Семенов - человек верующий. Поэтому «Казачий Дон» стал местом, где пытаются возродить исконные донские традиции и духовность. А казачество, говорит Семенов, всегда было немыслимо без духовного начала. Ведь девиз казаков - «За веру, Дон и Отечество».

- Первое, на что обращаешь внимание, подъезжая к Старочеркасску, - это храмы, - акцентирует мое внимание руководитель проекта. - В каждой станице есть храм, но только здесь их пять, и каждый уникален. Старочеркасск - особое место, духовное, историческое, это невозможно не чувствовать. Каждые выходные летом к нам приезжают до тысячи человек. Круглый год мы принимаем автобусы со школьными группами.

Здесь у ребят проходят уроки по истории родного края. А летом для детей планируется устроить «Покровскую экспедицию».

- Это будет лагерь для юных казаков и казачек, где ребята смогут приобщиться к донским традициям, овладеть казачьими воинскими навыками и умениями, научиться верховой езде, освоить народные ремесла, - говорит Игорь Владимирович. - И, конечно, особое внимание будет уделено православному и духовно-нравственному воспитанию казачат. Мы ориентируемся на опыт движения «Витязи», которое было образовано в 1934 году в Париже. Через «Витязей» прошли тысячи детей казаков-эмигрантов, и это помогло даже вдали от Родины сохранить русский язык, культуру, православную веру.

Возвращение домой

Казакам-эмигрантам посвящен расположенный здесь же Музей казачьего зарубежья - подобных, уверяли меня, в мире больше нет. Большинство экспонатов, связанных с Гражданской войной и исходом казаков, собрал уже упоминавшийся Константин Хохульников. Коллекция книг и журналов на разных языках, бесценные фотографии и пластинки рассказывают о культурных и научных достижениях казаков за границей.

Начинается музей с карты Российской империи. Почти все территории - от Сибири до Крыма - были присоединены усилиями казаков. Живописные полотна рассказывают об их роли в самых значимых моментах российской истории: Куликовская битва, Азовское осадное сидение, Бородинское сражение. И, конечно, исход за рубеж. В начале ХХ века эмигрировало порядка 100 000 казаков. В основном в Турцию, Болгарию, Сербию. Оттуда - в Германию, Австрию, Чехию, США, Чили, Парагвай, Аргентину... Всего - 38 стран.

- Казачье зарубежье ХХ столетия оставило потомкам богатейшее культурное наследие, - рассказывает Константин Хохульников. - В современной России оно пока мало известно.

Более двадцати казачьих хоров выступали по всему миру. Казаки-ученые дарили свои изобретения другим странам, а не родине. Чернобровые казачки покоряли Голливуд. Виртуозной джигитовкой наши соотечественники поражали французов и англичан...

- Среди эмигрантов было очень много образованных, талантливых людей, - рассказывает Константин Николаевич. - Казаки-эмигранты проявили себя в культуре, науке, военном деле. Среди них были выдающиеся инженеры, врачи, путешественники. Большинство из них были преданы душой потерянной Родине, но понимали, что возвращение в СССР равнозначно смертному приговору. Те, кто возвращался, сразу оказывались в лагерях.

Отдельный стенд посвящен поддержавшему Гитлера генералу Петру Краснову. Да, и это было - из песни слов не выкинешь. Рядом картина очередного кровавого события в жизни казачества - выдача в Лиенце. Согласно договоренностям Ялтинской конференции, англо-американские союзники обязались выдать СССР после окончания войны всех перемещенных лиц. Союзники перевыполнили обязательства, выдав и значительную часть эмигрантов первой волны, которые не были советскими гражданами. Из окрестностей Лиенца в СССР было депортировано свыше 22 500 казаков, в их числе и Петр Краснов.

На соседней стене - портрет и выписка из протокола по делу Харлампия Ермакова. Внизу лаконичное «расстрелять». Именно этот казак стал прототипом главного героя шолоховского романа.

На IV Всемирном казачьем конгрессе была принята резолюция о том, что надо делать все возможное, чтобы вернуть в Россию культурное наследие казачьего зарубежья - все архивы.

В последние годы неоднократно поднимался вопрос о массовых репрессиях и духовном подавлении казачества в СССР. Об этом и о необходимости возрождения казачества говорил и Владимир Путин.

Ясно, что возродить казачество в том виде, в каком оно существовало, уже не удастся. Однако ясно и другое: сегодняшней России остро необходимы люди, которые стояли бы на страже устоев нашего народа, не допускали его вытеснения с исконных территорий, особенно в южных регионах, и главное - для кого это было бы не работой «от и до», а образом жизни. Как когда-то у казаков.

http://portal-kultura.ru/articles/history/26971-donskaya-krov/
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза».

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Юлия Гончарова
Все статьи Юлия Гончарова
Последние комментарии
Очередной раздрай среди монархистов
Новый комментарий от В.Р.
04.05.2021 13:08
«Наше первое желание - видеть народ счастливым и довольным»
Новый комментарий от Серёга Чудиса
04.05.2021 12:37
О христианском смысле ковида
Новый комментарий от Наталия 2016
04.05.2021 12:13
Русский Христианский социализм – драгоценный трофей каббалистов?
Новый комментарий от Серёга Чудиса
04.05.2021 12:10
Очередной скандал в Донской митрополии
Новый комментарий от Денис
04.05.2021 11:25
Почему православные против «православного социализма»?
Новый комментарий от Русский танкист
04.05.2021 10:50
Сталин и Третий Рим
Новый комментарий от влдмр
04.05.2021 07:37