Музыка Севера

...в живописи Вячеслава Коренкова

0
515
Время на чтение 4 минуты

Пейзажи Коренкова совсем не похожи на академическую живопись. Его картины, отчасти мрачные, с характерной для русского Севера сединой в палитре, сдержанные по исполнению, далеки от описания реальности и уж тем более от ее копирования. Серии «Талые воды», «Мещера», «Из сказки» - поэтические метафоры автора, за которыми скрыты и напряженная эмоция, и мысль верующего человека о Творце и Его творении.

Кажется, современному человеку, перегруженному информацией, зачастую не остается ни минуты, чтобы успеть задуматься о вечности. Коренков своими лаконичными, без излишней литературности работами будто бросает вызов спешащему миру и обделенному временем человеку. Вот утлая лодка стоит среди поля цвета ржавой травы. Где-то близко виднеется недоступное ей море. Оно здесь - воспоминание из недавнего прошлого со всеми его бурями, штилями, неожиданными переменами и предвиденными часами спокойствия. А на светлом небосводе голубеет луна. Это картина об одиночестве и ожидании. Здесь за внешней безмятежностью скрываются невидимое глазу переживание действительности и размышления самого автора. Коренков в свои семьдесят с лишним лет не просто убедителен в творчестве - он не устает раздумывать и настойчиво искать ответы на вечные вопросы о природе мироздания.

«Никогда я и не мыслил, что буду художником, - рассказывает о себе Вячеслав Федорович. - Если бы лет в 25 мне сказали, что я буду состоять сразу в трех союзах и иметь мастерскую в центре Москвы, - не поверил бы. Как не поверил бы, что дочь пойдет по моим стопам и даже станет иконописцем».

Коренков окончил МВТУ имени Баумана, работал главным инженером-конструктором. И все время сомневался, действительно ли это дело его жизни. Неожиданно всерьез увлекся оперой, занимался с преподавателями из Московской консерватории и чуть было не стал профессионалом. «Так продолжалось, пока однажды не случился у меня парез голосовых связок, положивший конец моей карьере оперного певца», - грустно улыбается он.

С пением было покончено, когда Коренкову было ближе к тридцати. В живопись он с таким же энтузиазмом погрузился уже в зрелом возрасте. Учился у художника Леонида Маркова в ДК Горбунова. Впрочем, настоящее понимание и любовь к живописи пришли позже, когда Коренков познакомился с творчеством импрессионистов. «У Ван Гога крыша от ветра качается. Оказывается, так можно! И я начал рисовать, - вспоминает Вячеслав Федорович. - В какой-то момент бросил работу, ушел на улицу, начал серьезно и глубоко заниматься живописью. Это был конец 60-х, а мне было уже больше сорока. Я беспрерывно писал, в год по сотне работ, вступил в Международную федерацию художников, в Московский союз художников. Ходил и учился у разных мастеров, показывал свои работы иностранцам, что по тем временам было дико. Пробовал самые разные техники, писал маслом на фольге, делал литографии. И не боялся того, что самоучка».
Творчество Коренкова стало не просто реализацией его мечты - он вошел в настоящее большое искусство. «Основу моего стиля диктует моя любовь к Северу и к музыке. Когда-то давно я приехал на Кольский полуостров и буквально заболел Севером, - рассказывает Вячеслав Федорович. - И тогда я открыл для себя, словно прозрел, что живопись должна быть не для глаза, а для души. В ней всегда должен оставаться трепет перед творением, должны быть свет и жизнь. Пусть она просто входит в тебя и остается. Поэтому то, чему я посвятил себя, живопись - это моя музыка».
Стиль Коренкова узнаваем, хотя он и ушел уже от чистого импрессионизма к реализму. Но по-прежнему выплескивает в свое творчество то, чем полна его душа.

«Что же я ищу на этом мрачном, холодном, полном водной пыли Севере? Я просто хочу понять вечность, - говорит художник. - Север, край земли, для меня и есть воплощение внутренней красоты и вечности. Мне как христианину важно показать эту мою любовь ко всему миру, это непостижимое восхищение творением и Творцом. Впрочем, как-то один верующий человек меня так в лоб и спросил, пишу ли я храмы... Нет, не пишу. А однажды на мастер-классе меня упрекнули: "Вы поэт ненастной погоды, а хочется чего-то посветлее, повеселее, солнышка побольше, чтобы глаз радовало". Меня это немного расстроило: выходит, человеку важнее оптимистическое настроение в ущерб духовной тонкости, которая постепенно уходит. А мне по-прежнему хочется создавать картины не для глаза. Для меня живопись - это как музыка и поэзия, которые должны обращаться даже не к разуму, а непосредственно и прямо в душу, в сердце».

Доры*. Холст, масло. 1994
Доры*. Холст, масло. 1994

Пушица. Холст, масло. 2004 г.
Пушица. Холст, масло. 2004 г.

Куда уходят дожди? Холст, масло. 1988 г.
Куда уходят дожди? Холст, масло. 1988 г.

За счастьем. Холст, масло. 2000 г.
За счастьем. Холст, масло. 2000 г.

Сбежавший. Холст, масло. 1988 г.
Сбежавший. Холст, масло. 1988 г.

Весенний снегопад. Холст, масло. 1991 г.
Весенний снегопад. Холст, масло. 1991 г.

Вершины. Холст, масло. 1988 год.
Вершины. Холст, масло. 1988 год.

Музыка во сне. Холст, масло. 1993 г.
Музыка во сне. Холст, масло. 1993 г.

*Дора - небольшая плоскодонная лодка с широкой кормой. - Ред.

Автор: РОЩЕНЯ Дарья / просмотров 598 / 21-12-2013

http://www.foma.ru/article/index.php?news=2137
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Дарья Рощеня
Стояние Марии Египетской
Как преодолеть "грешной жизни пустоту"?
25.03.2015
Имя Акакий
Герой повести "Шинель" и православные святые
12.12.2014
Имя Анна: единожды княгиня, но дважды святая
15 октября Русская Православная Церковь вспоминает Анну Кашинскую - благоверную княгиню, которую дважды объявляли святой
15.10.2014
Русский хор, которого не слышала Россия
Почему венские аристократы ломали стулья на концертах?
23.09.2014
Все статьи Дарья Рощеня
Последние комментарии
Катастрофа высшего образования на Западе
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:29
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:17
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 07:12
В сострадании и помощи простым людям ей не было равных
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:40