Новые подходы в градостроительстве - как необходимая предпосылка создания солидарного общества

0
185
Время на чтение 7 минут

По образованию я - технократ, закончил МФТИ. По роду своей деятельности - предприниматель, а моя специализация - строитель. Точнее - домостроитель. Возглавляю Группу компаний «Мортон», ведущего застройщика столичного региона с почти двадцатилетним опытом успешной работы. Мы строим крупнейшие микрорайоны и жилые комплексы со всей необходимой инфраструктурой в московском регионе.

Хозяйственное обустройство жизни людей - это, по сути, и есть наша миссия. И - ответственность. Будучи людьми православными, свою деятельность мы хотим и стараемся соотносить с определенной культурно-исторической ценностной системой. Существование таких систем, как укрупнённых форм жизни сообществ, в своё время было открыто и подробно описано выдающимся отечественным мыслителем Николаем Данилевским. Итак, любая деятельность, в особенности такая житейски важная, как строительная, должна подчиняться определенным культурно-историческим закономерностям развития, объединяющим не только каждого из нас, но и окружающие нас просторы в единое органическое целое жизни страны и народа.

Еще недавно в мире господствовал технократический подход цивилизационного развития, когда акцент делался на внешней культуре и технике, оставляя без внимания целостность жизни человека, его внутренний мир и мораль. Не принес блага и подход, основанный на теории Маркса. А ныне мы видим всеохватное распространение матрицы финансового глобализма, опирающейся на власть денег. Несомненно, и этот выбор не дает счастья и мира, а лишь умножает и обостряет страдания человечества.

Разумеется, люди деятельные и творческие, ищущие пути улучшения жизни народа, не могут принять предлагаемый, а точнее насаждаемый порядок вещей. Понимая, что так называемое «общество свободного потребления» базируется на зыбких, а то и откровенно нездоровых императивах, становится не по себе. Как строитель, могу с уверенностью сказать: фундамент любого здания надёжен и прочен, когда он воздвигается на естественном основании. И не зря из Святого Евангелия к нам пришло предупреждение: дом, построенный на песке, не выдержит бурь и испытаний.

Поэтому сейчас особенно важно вернуться к своим истокам, осмыслить происходящее и постараться найти свою дорогу. Сегодняшний форум как раз посвящен проблеме цивилизационного выбора, а точнее, обращения к собственным культурно-историческим началам. А меня, как конкретного человека, гражданина, интересует цельность моей деятельности и возможность вписать её в общую, как сейчас говорят, парадигму жизни своего народа и своей страны. Только тогда, в полноте общей картины может возникнуть ясное представление градообразующего и смыслового образа архитектуры, строительства поселений, обустройства среды обитания.

Начало нового тысячелетия для России связано с громадными изменениями, в центре которых находится свободное перемещение людей, капиталов, идей и информации. Люди на континентальных просторах пришли в движение, порой входя и поселяясь в местах, не принадлежащие им исторически. Они привносят свою систему ценностей, которая вольно или невольно вступает в конфликт с коренной культурой. Такой кочевой образ жизни - это одна из отличительных черт глобализма. Апологет мондиализма Жак Аттали так и пишет, что «ключевым термином для обозначения культуры потребления и определения стиля жизни» в нынешнем веке будет слово «номад», то есть - кочевник. А кочевнику чуждо понятие культуры - как отличительной особенности людей, ведущих именно оседлый образ жизни.

Возвращаясь к теме солидарности, теме собирания общества, меня, как практика, в первую занимают вопросы: где этот процесс лучше всего начать? На какую часть населения лучше всего опереться? Что положить в основу объединения? Пытаясь ответить на эти вопросы, мы видим, что создание солидарного общества невозможно, в том числе, и без разработки новых подходов в градостроительстве. Почему именно градостроительство? И причём здесь солидарность общества? На самом деле, наш опыт в строительстве говорит, что между ними существует, хоть и незримая, но очень прочная связь. В чём же она состоит?

Во-первых, Россия - это по сути архипелаг городов. Огромные пространства, суровый климат, малая плотность населения, многолетняя репрессивная политика в отношении деревни и многие другие причины исторически привели к тому, что города вобрали и сконцентрировали в себе большинство ресурсов страны. Причём это ресурсы всех возможных видов: людские, финансовые, культурные, интеллектуальные, нравственные, пассионарные и какие угодно иные.

Во-вторых, процесс урбанизации глобален. Современные города превратились сегодня в некие плавильные котлы. Попадая сюда, в эту агрессивную, кислотные, космополитичную среду человек зачастую не в состоянии противостоять ей. Предоставленная сама себе, эта среда поощряет самые примитивные формы жизни общества. Более того, жители города - «это по сути чужие среди чужих на чужой земле». Что особенно актуально для жителей новых микрорайонов.

Полностью защититься или уклониться от процессов глобализации наша страна не может, да и не должна. Разумно, если бы мы использовали динамику глобализации, не разрушая при этом культурно-историческую среду России. Ведь глобализация как таит в себе колоссальную опасность, о которой было сказано выше, так и предоставляет уникальные возможности. И наша задача ими воспользоваться.

В-третьих, именно в городе возникают, создаются, проходят проверку все новые формы общественной жизни. Это и всевозможные клубы по интересам, родительские сообщества, «третье место», коворкинг, общественные движения и многое другое. Идёт очень активная, насыщенная и напряжённая интеллектуальная жизнь на местном уровне, где небольшие группы людей объединяется по какому-либо признаку. Именно город с его информационной прозрачностью, географической сплочённостью и единообразием жизнеустройства служит катализатором большинства новаторских и творческих идей солидарности.

И, наконец, в-четвертых, города - это узлы, в которых стянуты наиболее важные события в истории страны. Именно, в городах каждый метр земли, пропитан жизнью предыдущих поколений, традицией, материальными следами, преданиями. В качестве примера хочу привести наши подмосковные микрорайоны «Бутово-парк», «Дрожжино», «Боброво», которые со всех сторон окружают Бутовский полигон - место в своём роде уникальное не только для России, но и для всего православного мира. Здесь на небольшом участке земли покоятся останки более 200 новомученников и исповедников российских. Жизнь, мученическая кончина и последующее прославление узников Бутовского полигона разве не может и не должна стать тем стержнем, вокруг которого выстроится общественная, духовная, интеллектуальная жизнь этих микрорайонов? И точно также любой город, любой пригород даёт нам неиссякаемую пищу для возрастания культурной жизни, для объединения людей. Кстати, сейчас мы для всех жителей наших новых районов готовим совместно с областными краеведами своего рода путеводители - введение в историю места будущего проживания.

Итак, приведённые выше доводы (Россия - это страна городов; глобальность процесса урбанизации; города - как катализаторы новых форм общественного жизнеустройства; города - как сосредоточение исторических процессов) на наш взгляд, достаточно обоснованно подтверждают, что создание солидарного общества невозможно без разработки новых подходов в градостроительстве. Оно должно выйти за свои привычные рамки, приобретя черты градоустроительства. Это задача масштабная и долгосрочная.

Мы же, строители-предприниматели, осознавая ответственность за судьбу страны, со своей стороны, по мере наших сил и возможностей уже сейчас предпринимаем ряд шагов в данном направлении, а именно:

Совместно с православным братством «Радонеж» мы ежегодно проводим межрегиональную научно-практическую конференция «Русский человек в современном мегаполисе». Так в рамках предстоящей конференции мы организовали международный архитектурный конкурс «Современный русский стиль в архитектуре».

Также, в каждом нашем микрорайоне мы предусматриваем размещение православного храма и русского культурно-просветительского центра. Мы полагаем, что такая связка: храм - как сосредоточение духовной жизни, и центр - как сосредоточение культурной жизни, помогут сформировать принципиально новый тип общественной жизни в микрорайоне. В результате долгих поисков нами был разработан специальный формат таких культурно-просветительских центров:

Ø Общая площадь здания до 3000 кв.м. ( это в два раза меньше типового д/с).

Ø Земельный участок менее 30 соток.

Ø Многоформатность (многофункциональный концертный зал; коммуникационная зона; спортивное ядро; учебная зона).

Деятельность центров будет охватывать все направления воспитательно-образовательной, досуговой и просветительской работы. В здании каждого центра располагаются не менее 70 секций: художественные и творческие студии, кружки краеведов, ботаников, биологов, туристический клуб, фото и кинокружок, киноклуб, спортивные секции и многое другое. Первые центры расположатся в наших микрорайонах «Бутово» и «Путилково». Также нами разработана большая программа превращения прилегающих к жилью лесных массивов в благоустроенные парки, которые станут своеобразным продолжением на открытом воздухе культурно-просветительских центров.

Уже сейчас работают несколько небольших прототипов таких культурных центров, в которых мы опробируем новые методики и формы работы. Наш первый опыт говорит о нескольких принципиальных форматах, которые должны быть представлены в каждом центре.

Первое - это курсы для детей и взрослых по изучению старо-славянского языка. Ведь язык наших предков - это матрица, которая до сих пор задаёт весь строй наших мыслей, структуру нашей речи, образ нашего мышления. А с другой стороны, это язык богослужения, язык нашего общения с Богом. Ежедневно мы сталкиваемся с надписями на этом языке - на иконах, на фресках, на надгробных камнях и плитах. И можем ли мы говорить о полноценном приобщении к нашей традиции и культуре, если нам остаётся непонятен тот язык, на котором они обращаются к нам из глубины веков?

Второе - наши центры могли бы стать своеобразной дискуссионной площадкой, клубом, объединяющим инициативных людей из интеллектуальных, предпринимательских и творческих кругов, которые ощущают сопричастность судьбе нашей страны и народа. Причем нас вдохновляет не только идея свободного обмена мнениями, но и подвигает многолетний опыт созидательного труда в своей стране, и самое главное - видение того, как можно оттолкнуться от своего прошлого, чтобы проложить надежную дорогу в будущее.

Я надеюсь, что все эти наши инициативы и начинания внесут свой посильный вклад в становление русской цивилизации и в создание солидарного российского общества.

Выступление Александра Ручьева, президента группы компаний «Мортон», на 17-м всемирном русском народном соборе 31.10.13 г.

http://radonezh.ru/79262

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Ручьёв
Русский человек в современном мегаполисе
Доклад на XVI Всемирном русском народном соборе
05.10.2012
Все статьи Александр Ручьёв
Последние комментарии
Американские христиане выбирают из двух зол
Новый комментарий от Владимир С.М.
18.04.2024 07:06
Баптисты Америки считают Гогом и Магогом именно нас
Новый комментарий от Александр Волков
18.04.2024 06:21
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
17.04.2024 21:39
К 135-летию Ч. Чаплина
Новый комментарий от Владимир Николаев
17.04.2024 21:33
Хватит кошмарить народ новостями о преступлениях
Новый комментарий от Владимир С.М.
17.04.2024 21:24