Брак христиан кроме духовной стороны имеет еще и правовую, гражданскую

О проекте документа Межсоборного присутствия «Упорядочение практики совершения браков»

0
470
Время на чтение 13 минут

В начале сентября 2013 года на сайте Межсоборного присутствия был опубликован Проект документа «Упорядочение практики совершения браков (в частности, повторных)». Портал Православие.Ru попросил прокомментировать данный проект священника Павла Гумерова - известного автора книг на тему семейной жизни: «ОН и ОНА», «Малая Церковь», «Семейные конфликты: Профилактика и лечение. Взгляд православного священника», «"Гражданский брак". Начало семейной жизни или блудное сожительство?», «Ключи от семейного счастья», «Три кита семейного счастья».

Священник Павел Гумеров
Священник Павел Гумеров

17 октября сего года в Петропавловском благочинии г. Москвы прошло обсуждение документов Межсоборного присутствия. Мне было поручено подготовить доклад о проекте документа «Упорядочение практики совершения браков» на собрании Юго-Восточного викариатства. В докладе я постарался выразить не только и не столько свои мысли, но мнение священнослужителей нашего благочиния, среди которых много весьма опытных и мудрых как в пастырской, так и в семейной жизни отцов.

В целом все отцы выразили согласие с изложенными в этом документе положениями, но были высказаны пожелания и предложения внести определенные дополнения. Я думаю, нет нужды останавливаться подробно на всем тексте документа и полностью его приводить, многие уже ознакомились с ним, к тому же проект документа «Упорядочение практики совершения браков» можно легко найти в интернете. Рассмотрим лишь некоторые детали.

В пункте 2 данного проекта говорится: «Венчание совершается после государственной регистрации брака». Хотелось бы, чтобы этот очень правильный пункт был усилен. Например: «только после государственной регистрации...» И еще: «священник, венчающий брак без наличия государственной регистрации, совершает антиканоническое деяние».

Брак христиан кроме духовной стороны имеет еще и правовую, гражданскую.

Апологет II века святой Афинагор Афинский говорит: «Каждый из нас считает своей женою ту женщину, на которой он женат согласно законам» (здесь и далее выделено мной. - свящ. П.Г.). «Апостольские постановления», документ IV века, предписывает христианам «заключать брак в согласии с законом». С самых первых веков христианства в Римской империи благословению брака в Церкви предшествовало его заключение на государственном уровне. Подписывался специальный брачный документ в присутствии свидетелей.

Церковь в России сегодня отделена от государства и не может дать брачному союзу юридический, правовой статус. К тому же, в отличие от ЗАГСов, мы не обладаем компьютерной базой данных и не можем проверить семейное положение людей, вступающих в брак. По причине того, что венчание без регистрации в ЗАГСе не имеет в России юридического статуса, могут позже возникнуть большие проблемы имущественного, наследственного характера, проблемы, связанные с правами детей. Простой пример. Некий священник обвенчал пару без регистрации. Через некоторое время муж умер, и законные наследники выгнали женщину из квартиры, так как юридически она не является его законной женой.

В дореволюционной России люди имели право венчаться только в своем приходе. Церковь проводила подробное расследование возможных родственных и других связей и взаимоотношений брачующихся. А как мы сегодня можем проверить, не являются ли желающие вступить в брак близкими родственниками? Или, например, повенчаем пару, поверив им на слово, а потом появятся законные муж или жена и будут во всем обвинять священника и жаловаться в Патриархию.

В современной приходской практике довольно часто встречаются случаи, когда люди начинают упрашивать священника обвенчать их без регистрации. Повторяю: это таит большую опасность как для самих венчающихся без регистрации, так и для Церкви.

К слову, во Франции священнослужитель, совершивший венчание брака, не оформленного государством, наказывается по закону.

Роспись в ЗАГСе
Роспись в ЗАГСе

Относительно соблюдения гражданских законов христиане имеют прямое указание Самого Христа Спасителя: «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мк. 12: 17). Отрицать то, что брак православных христиан должен быть не только венчан, но и совершен согласно с государственными законами, так же абсурдно, как отрицать и другие акты гражданского состояния. Давайте тогда после рождения ребенка не будем получать свидетельство о рождении и записывать его в паспорт, а ограничимся только его крещением. Или будем только отпевать наших умерших родственников, а получать свидетельство об их смерти в ЗАГСе не будем. Представляете, какие тогда проблемы нас ожидают?

Христиане являются гражданами не только Иерусалима Небесного, но и своей страны, а значит, должны подавать пример неукоснительного соблюдения законов, если только они не противоречат заповедям Божиим.

Пункт 3 документа говорит о невозможности венчания браков, заключенных между православными и нехристианами. Далее сказано: «В то же время эти браки признаются Церковью законными, и поэтому пребывание в них само по себе не может служить причиной для наложения канонического наказания (епитимии) на православного супруга (Труль. 72)».

Представляется целесообразным, особенно в связи с участившимися браками с мусульманами и проблемами, возникающими потом в таких семьях, напомнить православным христианам один очень важный момент и внести это, по возможности, в текст документа: «Однако православным христианам, только еще желающим вступить в брак, следует помнить, что, по церковным канонам (32-е правило Лаодикийского собора, 72-е правило Трулльского собора и др.), православным предписывается вступать в брак с людьми православной веры, и вступление в брак с инославными и иноверными возможно только по принятии ими Православия».

В пункте 4 совершенно справедливо говорится о «недопустимости практики лишения причастия лиц, живущих в "невенчанном браке" и отождествления такого брака с блудом», однако очень хорошо было бы внести дополнение, которое касается лиц, живущих в незаконном, незарегистрированном сожительстве, которые при этом считают свой союз браком. В документе «О подготовке к Святому Причащению» прямо сказано, что «в отличие от блудного сожительства, являющегося каноническим препятствием к Причащению, такой союз (т.е. невенчанный брак) в глазах Церкви представляет собой законный брак». Этот же пункт можно внести и в документ «Упорядочение практики совершения браков». Например, после того, как было сказано, что живущих в невенчанном браке нельзя лишать причастия, дополнить: «Однако проживание в незарегистрированном блудном сожительстве является каноническим препятствием к Причащению».

Почему внесение такого дополнения является весьма важным? За последние 20 лет мода на блудное сожительство, или, как его часто лукаво называют поборники подобных свободных отношений, «пробный», «гражданский брак», приобрела характер настоящей эпидемии. По моему мнению, ничто так не разрушает институт семьи и брака, как вольность в половых отношениях до брака и увлечение такой формой связи, как незарегистрированное сожительство. И я это могу доказать. В начале 1980-х годов в нашей стране на 100 браков приходилось 8-10 разводов. В современной России на каждые 100 регистрируемых браков - 70 разводов. 70% молодых людей брачного возраста являются холостыми, не спешат создавать семьи. Более 30% детей рождаются вне брака. Почему? Подавляющее большинство людей, даже из тех 30%, которые захотели создать семью, имели печальный опыт блудных связей и сожительств. Другие нашли для себя альтернативу браку в сожительстве и не хотят создавать семью.

О том, что сожительство - бесплодный, тупиковый путь, явление, разрушающее институт семьи и государство в целом, говорит не только Церковь. Об этом свидетельствуют данные статистики и социологии. В США, в университете Penn State University, а также в университетах Швеции, Канады и Новой Зеландии проводились весьма масштабные исследования, посвященные внебрачному сожительству. В результате выяснилось, что среди семейных пар, где до брака был опыт сожительства, в два раза больше разводов, чем среди семей, не сожительствовавших до брака. Семейных проблем: измен, конфликтов, насилия, психологических проблем - в семьях, прошедших через сожительство, также гораздо больше. Известно, что очень небольшой процент сожительств (менее 20%, по самым оптимистичным данным) заканчиваются свадьбой. Сожители либо расстаются, либо так и не создают настоящую семью. Вот почему у нас такое печальное положение с институтом семьи.

Сожители не уверены в своих отношениях и очень редко решаются на рождение ребенка; у многих женщин из-за абортов и многолетнего предохранения от беременности развивается бесплодие. Всё это также очень негативно сказывается на демографической ситуации в России. Собственно говоря, только Церковь в нашей стране борется с безнравственностью и открывает людям глаза на истинные ценности: веру, настоящую семью, жизнь по заповедям и по совести. И очень печально бывает, когда православные люди, даже священнослужители, поддаются духу времени и терпимо, сквозь розовые очки смотрят на сожительство, не понимая, какое зло оно несет. Приходилось сталкиваться с тем, что некоторые священники считают сожительство до брака вполне допустимым явлением, чуть ли не началом семейной жизни. Но ведь именно Церковь должна говорить людям правду, называть грех - злом, а не нормой.

Поэтому очень хорошо, если Собор примет документ, в котором будет декларирована официальная позиция Церкви по отношению к сожительству. То есть в нем будет прямо сказано, что сожители ставят себя вне церковных канонов. Пока они не заключат законный брак, они не могут венчаться и причащаться.

Правила относительно сожительствующих существовали в Церкви с древности. К примеру, 26-е правило святителя Василия Великого гласит: «Блуд не есть брак и даже не начало брака» - и назначает сожителям епитимию как согрешившим блудом.

Существует мнение, что, если прямо сказать сожительствующим о том, как учит Церковь об их состоянии, они обидятся и уйдут из храма. Могу свидетельствовать как священник, занимающийся вопросами семьи и брака: мне пришлось иметь дело с немалым числом лиц, живущих в сожительстве, и я не могу назвать ни одного случая, чтобы кто-нибудь обиделся и отвернулся от Церкви, узнав, как учит Церковь о сожительстве. Наоборот, когда люди чувствуют, что их грех ставит их вне таинств, они задумываются и меняют свою жизнь. Всё зависит от того, как священник побеседует с людьми. Знаю немало примеров, когда живущие в сожительстве после бесед со священниками заключали законный брак. Приведу лишь один случай. Однажды я проводил беседу перед крещением с молодым мужчиной. Он хотел креститься, но признался, что сожительствует с женщиной. Я рассказал ему, что такое сожительство и в чем его духовная опасность, и сказал, что, если он хочет стать христианином, он должен заключить законный брак со своей подругой (если, конечно, любит ее и хочет по жизни пройти вместе с ней). Если он не готов это сделать, то крещение принимать нельзя: невозможно обещать верность Христу и продолжать жить в смертном грехе. Мужчина согласился подать заявление в ЗАГС и воздерживаться от плотских отношений с подругой до свадьбы. Вскоре я крестил его, а через некоторое время уже венчал. И таких примеров можно привести множество. Если не открыть человеку глаза на его истинное состояние и не дать вовремя толчок к исправлению, он так и будет пребывать во «сне разума, который порождает чудовищ», и, может быть, никогда не заключит законный брак. Кстати, всё те же данные статистики свидетельствуют: чем дольше люди пребывают в незаконном сожительстве - тем меньше у них шансов создать настоящую семью.

Пункт 7 проекта документа называет поводы к расторжению брака, основываясь на определениях Освященного Собора Православной Российской Церкви 1918 года и «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви».

Мы знаем, что Евангелие называет единственную причину расторжения христианского брака - прелюбодеяние (см.: Мф. 19: 9). Остальные поводы для развода допускаются как снисхождение к немощи человеческой.

Мне кажется, что некоторые духовно некрепкие люди, прочтя про эти возможные поводы для развода, могут превратно их истолковать и в определенный неблагоприятный момент сделать необдуманный шаг и разрушить свою семью. Как пример могу использовать пункт «а» в перечне возможных поводов к расторжению брака: «отпадение супруга или супруги от Православия». Мое становление как христианина пришлось на 1990 годы, когда был великий духовный подъем в нашей стране и огромное число людей крестилось и вошло в лоно Церкви. Потом у многих из них начался откат, отход от Православия. Некоторые вообще перестали ходить в церковь. Можно предположить, что некоторые и вовсе «отпали от Православия», увлекшись иными религиозными учениями или впав в атеизм. В духовной жизни очень часто бывают периоды маловерия, сомнения, колебания в вере и даже отпадения от веры - то в горку, то под горку. Но, как говорит апостол Павел, «неверующий муж освящается женой верующей» (1 Кор. 7: 14). Угасание веры не может являться поводом для развода, если, конечно, неверующий супруг или супруга сами не подадут на развод.

В любом случае, нужно проявлять великую осторожность и порекомендовать всем попавшим в тяжелую семейную ситуацию и имеющим повод для развода обязательно обратиться к священнослужителям, чтобы те помогли разобраться и принять правильное решение. А священникам указать, что нужно очень внимательно исследовать ситуацию и, если это возможно, помочь супругам примириться.

Этот перечень поводов к расторжению церковного брака я бы порекомендовал скорее как инструкцию для служебного пользования, предназначенную для духовников. И то, чтобы те использовали ее лишь в самых крайних случаях. Ведь даже при прелюбодеянии Евангелие категорично не предписывает обязательно расторгнуть брак - всё это остается на усмотрение супругов. Мне известны неоднократные случаи чудесного воскресения семьи даже при очень тяжелых ситуациях. Хотя бывает и так: сохранить брак уже невозможно, наделано столь много тяжких грехов, что развод является единственным неизбежным выходом. Вспоминается случай одной моей знакомой, у которой муж был наркозависимым и алкоголиком, и как следствие этого - был ВИЧ-инфицирован, да еще и мог в невменяемом состоянии броситься на нее и детей с ножом. В таком крайнем случае развод подобен хирургической операции по удалению пораженной гангреной части тела. Тут уже ничего не сделаешь - иначе может погибнуть вся семья.

Пункты 8 и 9 тоже говорят о расторжении брака, а также о повторном венчании:

«8. После прекращения брака по перечисленным причинам невиновная сторона имеет право на церковное венчание в случае второго брака, получив на это разрешение епархиального архиерея (пункт «г» статьи 19 главы XV Устава Русской Православной Церкви). В этом же разрешении должно содержаться признание предшествующего брака расторгнутым.

9. Виновная в расторжении брака сторона несет церковное наказание в виде отлучения от причастия на срок, определяемый каноническими установлениями. Вопрос о сокращении срока епитимии и разрешении венчания второго брака такого лица находится в компетенции епархиального архиерея».

В связи с темой повторных браков возникает один практический вопрос. В приходской практике нередки случаи, когда к священнику приходят люди и просят благословения на вступление в брак и венчание с человеком, у которого, например, было четыре зарегистрированных (но невенчанных) брака. Известно, что по церковным канонам православному христианину дозволяется (и то как большое снисхождение) вступить во второй и третий брак, но никаких четвертых и пятых быть не может (50-е правило святителя Василия Великого; «Томос единения»). Так вот, возникает вопрос: если Церковь признает государственный брак совершенно законным, как поступать в таких случаях? Думаю, что необходимо внести в документ пункт о том, что, согласно канонам Церкви, четвертый брак не может быть благословлен и венчан и что священнику в затруднительных случаях нужно обратиться к правящему архиерею.

Венчание. Фото: А.Поспелов / Православие.Ru
Венчание. Фото: А.Поспелов / Православие.Ru

И наконец, пункт 10 документа говорит о катехизации перед венчанием. Дело это очень важное, ведь создание семьи и венчание подобно рождению и крещению человека, ибо семья - это новый организм, новое существо, которое также нуждается в благословении и укрепляющей благодати Божией. Венчание - очень важный, ответственный шаг, и приступающие к нему нуждаются в научении и подготовке, особенно сейчас, когда большинство молодых людей оказались оторванными от корней и семейных традиций.

Несколько практических моментов. В нашем храме венчающиеся проходят беседу, а накануне или в день венчания причащаются Святых Таин. Для многих это первое в жизни причастие и первая исповедь, поэтому на катехизической беседе им рассказывают и об этих таинствах. Многие шли к венчанию через ошибки, сожительство, и очень важно, начиная семейную жизнь, пройти через таинство покаяния и причащения. Также молодоженам даются листовки, рассказывающие о таинстве венчания и правилах семейной жизни для счастливой христианской семьи. Не сочтите это саморекламой, но мне хотелось бы поделиться некоторыми наработками в области семейной катехизации. Для работы с семьями мною были разработаны листовки на следующие темы: «Семейные конфликты», «Три неправды "гражданского брака"», «Ревность», «Прощение», «Как бороться с гневом», «Как бороться с блудными помыслами» и другие. Катехизация семей должна охватывать не только женихов и невест, но и людей, уже состоящих в браке. Для этого мною была разработана программа «Семейная школа». Это цикл аудиолекций о семье, воспитании детей и решении семейных проблем. Программа была прочитана - «обкатана» - в разных аудиториях. Эти беседы существуют в формате МР3. Листовки, диски с беседами о семье (в том числе цикл «Семейная школа»), мои книги на семейную тему размещены на сайте http://pavel-gumerov.ru/ в свободном доступе. Листовки для молодоженов находятся в папке «В помощь пришедшим на исповедь».

Скоро на сайте появятся новые аудиобеседы о семье «Азбука семейной жизни». Это будет новая версия цикла «Семейная школа». В отличие от той программы, «Азбука» записана не в студии, а «вживую»: это беседы с прихожанами храма святителя Тихона, патриарха Московского, в Люблине. В них будет много нового, будут и совсем новые темы, а также ответы на вопросы слушателей.

Священник Павел Гумеров

http://www.pravoslavie.ru/jurnal/65204.htm

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Павел Гумеров
Слово утешения
Поминовение усопших
18.02.2023
Хеллоуин: как уберечь детей
Беседа со священником Павлом Гумеровым
31.10.2019
А был ли змий?
Часть 2. Загадочные места «Повести о Петре и Февронии Муромских»
18.03.2019
Все статьи Протоиерей Павел Гумеров
Последние комментарии
Катастрофа высшего образования на Западе
Новый комментарий от Павел Тихомиров
19.04.2024 09:55
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 07:12
В сострадании и помощи простым людям ей не было равных
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:40
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:11