Девять лет спустя

Встреча с митрополитом Одесским и Измаильским Агафангелом

0
393
Время на чтение 4 минуты

Жемчужина у моря - Одесса. Я бывал здесь в разное время года, при разных обстоятельствах: сытым и голодным, праздным и озабоченным, один и с семьёй. Потому, наверное, я город этот знаю очень разным.

Помню, в ноябре 2004 года приехал в Одессу, а тут на тебе - оранжевая революция. Но именно в тот приезд я волею Божьей оказался в Успенском мужском монастыре, летней резиденции Патриарха, на 16-й станции Большого Фонтана. Шли холодные дожди, в монастыре не успели заделать крышу в братском корпусе и даже убрать кучу глины с дорожки... Было суетливо, нервно. Монах с железными зубами и в тельняшке, торчащей из-под подрясника, совсем не смиренно сыпал репликами против демократов и «чертовских барабанов на Майдане». А я, собираясь уже уезжать, пытался взять интервью у митрополита Агафангела (Саввина), ждал его в тихом домике за сирым каркасом уже облетевшего виноградника.

Поговорить нам тогда удалось очень коротко, потому что к владыке постоянно подходили люди, ежеминутно приносили вести и с площадей Одессы, и с киевского майдана, и с Западной Украины. Но всё-таки короткая беседа состоялась (её опубликовала тогда «Вера», № 480, декабрь 2004 г.). Словно извиняясь за раздёрганный разговор, митрополит сказал: «Ну, ничего, Григорий, в следующий раз приедешь, мы спокойнее поговорим и подольше. Видишь, что делается...» Он попросил пре­дупредить его, когда снова приеду в эти края. Я обещал.

И приехал. Жара. Июнь. Попал к владыке не сразу... Дважды по часу переносили время, но это неважно, то есть даже хорошо, потому что, ожидая приёма, мы с женой и дочерью отстояли молебен у раки с мощами преподобного Кукши, посетили кладбище, купили иконки, обошли монастырь, удивляясь тому, как много здесь перемен произошло за последние годы, и всё в лучшую сторону. И вот всё-таки встреча. Митрополит вышел из того же домика, где мы расстались девять лет назад.

Попросив благословения, я сообщил, откуда приехал, и напомнил его слова, сказанные в прошлый раз: «У нас с вами неоконченный разговор...» Нет, не вспомнил он меня. «Вы уж простите, - сказал, - сами понимаете, тогда столько людей было». Сокрушённо покачал головой. Надо отметить, что Высокопреосвященный заметно постарел и выглядел уставшим. Протянул мне в подарок икону Касперовской Божьей Матери, а с нею и журнал с рассказом об Успенском монастыре и епархиальную газету. Я спросил:

- В 2004-м, когда мы разговаривали в прошлый раз, доступ к Интернету имел лишь каждый десятый. Сегодня люди живут в сети: работают, развлекаются. Миссионерская деятельность Русской Пра­вославной Церкви тоже пришла в Интернет. Вы могли бы оценить качество катехизации через сеть? Ведь и число лжеучений, подлогов тоже увеличилось в разы...

митрополит Агафангел

- Это так. Интернет служит и Богу, и дьяволу. Надо быть очень внимательным, листая те или иные его страницы. Ведь Интернет не книга, он не целостен. И авторство в нём не всегда проверишь по исходящим данным. В свалке сети среди гадостей и обманов пропадают хорошие мысли, а порою и они служат искажению истины.

- Вести ли диалог с сомневающимися, враждебными к Церкви или это - «метать бисер перед свиньями»?

- Как и в жизни, должно руководствоваться здравым смыслом. Вопрос - ответ. «Да?» - «Да». «Нет?» - «Нет»... А остальное от лукавого. В Евангелии же сказано. Как-то ехали к преподобному Кукше Одесскому две женщины. Одна другой рассказывала про чудеса от Кукши, про его прозорливость. Но и сама ехала с не очень важным для себя делом, и подруга её, скорее, за компанию. «Не знаю уж, что там такого... Но съездим, хоть посмотрим, поболтаем...» Приехали. Кукша сам к ним вышел. Чай на подносе вынес. Сам сахар в стаканы положил. Чайными ложками в стаканчиках помешал. «Болтайте... А я пошёл». Только потом, когда встреча с Кукшей так и не удалась, женщины догадались, что «поболтать» им всё-таки удалось. За чем ехали, то и получили. Говорят, что одна из них, рассказывая через много лет про это, ужасно стыдилась того праздного разговора и поездки. В Интернете «поболтать» удаётся тоже немало. Только святые отходят. Болтайте...

- Но ведь этими «да» и «нет» всё не заканчивается. Начинаются вопросы о «часах Патриарха» и так далее - до самой инквизиции... Наверное, вы знаете, что есть такое явление в Интернете - троллинг. Это когда в спокойный диалог-беседу вмешиваются несколько анонимов и забалтывают, уводят тему, тащат в сторону...

- Так вы ж сами и ответили на вопрос. Кто от Бога тащит? Бесы... В стороне-то что делать православному человеку? Нам не надо в сторону, нам ко Христу надо! - с какой-то особой простотой и строгостью произнёс митрополит. - А что касается часов Патриарха и всяких излишеств в Церкви, то правильно люди говорят: надо иерархам, всему церковному священноначалию избавляться от этого. Зачем людей смущать? Зачем это вообще? Оно ж не помогает спасаться. Всё, что не помогает, а уж тем более сеет смуту, ссоры вносит, - это всё надо убрать.

- Часто в упрёк Церкви ставится, что она далеко ушла от первохристианской простоты. Что первохристиане были бессребрениками, и священники были просты, и Церковь была независима от власти. А теперь - борьба за собственность, за посты в Церкви, к тому же Церковь превратилась в идеологический институт государства.

- Первохристиане были и бессребрениками, и богатыми - разными. И общие деньги по совету апостолов собирались. Господь не запрещает быть богатым, а печалится, когда человек слишком прилепляется к богатству, что мешает ему войти в Царствие Небесное.

- Иногда в таких спорах мне приходит на ум аналогия Церкви с медициной или спортом - они за 2000 лет тоже сильно изменились. И здания появились, и администрации, и дорогая аппаратура, и даже ответственность другая...

- Да, хороший пример. Особенно с медициной. Церковь тоже лекарь, только духовный. И за две тысячи лет накопилась громаднейшая база ошибок людей и целых обществ, в том числе вооружённых, казалось бы, христианской доктриной с её этикой и широкой сетью общественного реагирования. Церковь лечит не только людей, но и целые государства... Поэтому большой вопрос: Церковь - это отдел пропаганды или врач для государства? Ну, понимаете же: пропаганда изменчива, а мы свою доктрину не меняем. У нас других примеров, кроме Христа, нет...

Григорий СПИЧАК

http://www.rusvera.mrezha.ru/688/3.htm

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Митрополит Одесский и Измаильский Агафангел (Саввин)
Все статьи Митрополит Одесский и Измаильский Агафангел (Саввин)
Григорий Спичак
Все статьи Григорий Спичак
Последние комментарии
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
23.11.2024 03:01
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от Андрей Садовский
23.11.2024 02:15
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Vladislav
23.11.2024 01:05
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от учитель
22.11.2024 23:46
Судьи между Сциллой и Харибдой
Новый комментарий от Рабочий
22.11.2024 18:50
О поездке в Белоруссию и обстановке на её
Новый комментарий от Владимир С.М.
22.11.2024 18:00