Пять лет назад, 28 июля 2008 г., ушел из жизни основатель и художественный руководитель Большого детского хора Всесоюзного телевидения и радио, народный артист СССР, профессор, художественный руководитель Академии хорового искусства В.С. Попов.
«Голос в России - это основной музыкальный инструмент. Поэтому все музыкальное воспитание связано именно с этим инструментом, доступным всем, каждому. И всегда в России понимали, что именно через голос идет все воспитание», - говорил выдающийся хормейстер.
Мое поколение выросло на песнях Большого детского хора. На наших школьных праздниках звучали песни в исполнении БДХ. Продолжают звучать они на просторах бывшего Советского Союза и сегодня. Никто до сих пор так и не смог предложить для наших детей ничего лучшего.
И снова приходится говорить о роли личности в любом заметном деле. Виктор Попов руководил Большим детским хором почти четыре десятка лет, до самой своей кончины, был фактически создателем этого замечательного коллектива.
За эти годы дети-хористы исполнили невероятное количество произведений, среди которых и классика, и народные песни, но прославился коллектив благодаря исполнению детских советских песен. В репертуаре БДХ - песни лучших композиторов, писавших для детей: Пахмутовой, Шаинского, Чичкова, Крылатова и многих других. Нередко композиторы сочиняли специально для Большого детского хора, будучи уверены, что их музыка будет исполнена высококлассно.
Зачастую В. Попов приглашал композиторов на репетиции: они «показывали» детям песню - напевали, наигрывали. На следующее занятие уже приносили ноты, нередко под редакцией Виктора Сергеевича - опытный хормейстер лучше знал, какими средствами добиться наилучшего звучания своего коллектива.
Самые известные детские песенки помнятся нам именно в исполнении БДХ; голоса солистов, среди которых Сережа Парамонов, Дима Голов, Виталик Николаев, Оля Королькова, Марина Самышкина, Рита Суханкина, узнаваемы и любимы. «Прекрасное далеко», «Крылатые качели», «Вместе весело шагать», «Чему учат в школе»... Эти песни стали, без преувеличения, национальным достоянием, которые сохраняются и передаются из поколения в поколение.
Часто звучание детских хоров сравнивают с ангельским пением. Мне же слышится, что БДХ звучит тепло именно по-человечески: в этих голосах, словно в матрице, запечатлена информация о красоте мира, дружбе, Родине, неповторимом счастье детства.
Большой детский хор сыграл огромную роль в душевном, духовном и в интеллектуальном возрастании сотен детей. Здесь они учились не только вокальной технике, особенностям совместного звучания, но и взаимовыручке, ощущению «братского плеча». Ведь хоровое пение в основе своей - это общее дело, когда от усилий каждого зависит результат, и малейшая фальшь может нарушить чистый строй. Хоровая специфика по-своему была созвучна и советской коллективистской идее, в ее идеальном воплощении. Возможно, и поэтому детские и взрослые хоры получали в СССР немалую поддержку. Следует помнить также, что хор, уводя личность от эгоцентризма, учит понимать себя частью большего целого, коллективного, а если угодно, даже соборного.
Воспитанник хора В. Николаев, запомнившийся нам проникновенным исполнением «Беловежской пущи», вспоминал: «Многие меня спрашивают: был ли ты доволен своим детством? И я без промедления всегда отвечаю: да, потому что я был одним из счастливейших детей того времени! Я видел то, что другим только снилось. Встречался с такими людьми, с которыми другие "общались" лишь глядя в телевизор...»
Многие выпускники БДХ пошли по хоровому пути вслед за своим учителем, среди них есть солисты Большого театра и «Новой оперы», многие сделали музыкальную карьеру за рубежом.
Немалую роль сыграл БДХ и в жизни его слушателей. Его прекрасные песни, несомненно, воспитывали вкус и создавали гармоничный и позитивный эмоциональный фон.
В. Попов был из тех, о ком говорят «настоящий учитель». Он был человеком удивительной доброты, чуткости, воображения. О нетривиальности его педагогического дара говорят горячие, восторженные высказывания выпускников хора, наполненные необыденной благодарностью и любовью: «Даже в моих сомнениях в выборе профессии музыканта он играл решающую роль. Приду на репетицию - взмах руки, взгляд, слово... и думаю, что это мое. Он был больше для нас, чем просто учитель. Он был примером бескорыстного служения музыке и близкого, доброго, отзывчивого отношения к людям! Постараюсь передать это своим ученикам, которым всегда его привожу в пример!»
Одна из участниц хора вспоминала на форуме, посвященном БДХ: «С того дня, когда впервые увидела его (а мне тогда было 7 лет) Попов всегда был кем-то недостижимым, огромным и неуязвимым. Он был всегда прав, неоспорим. Его любили и боялись абсолютно все. Именно в таком порядке - сначала любили, а потом боялись. Вечный восторженный шепот за спиной: «Это сам Попов», а хормейстеры всегда угрожали: «Вот придет Попов - вам задаст». Малыши с широко раскрытыми глазами слушали, как он поет фальцетом, в высокой, более понятной нам тесситуре. Он мог отругать и хормейстера, и концертмейстера, и любого человека из хора - и тут же похвалить, если понадобится. Никаких любимчиков, никакой предвзятости, никакой злопамятности. Он просто работал. Это и была настоящая работа, работа Мастера, такая работа, какая должна быть. На износ, над каждой фразой, над каждой нотой. И еще: казалось, что он - вечен».
А вот живые впечатления Р. Рязанцева: «Сегодня смотрел телик и снова увидел Вас таким, каким помню Вас всю жизнь, с детства! Вы и тогда в 70-80-е были таким же седым, озорным, весёлым, строгим, всё понимающим и справедливо требовательным не по-детски! Я просто горжусь тем, что моё счастливое детство было счастливым благодаря БДХ и лично Вам!!!! Как жаль, что нельзя всё вернуть обратно: и концерты и гастроли, и "Орлёнок" с "Артеком", те занятия-репетиции, те ошибки на концертах, из-за которых готов был провалиться сквозь землю, зная Ваш "гнев"... Помню, как меня били одноклассники портфелями после очередного "Будильника"... А я и тогда гордился, что пою в БолДетХоре ЦТ и ВР».
...Виктор Попов родился 10 декабря 1934 г. в Бежецке, маленьком городке Тверской губернии, основанном, согласно преданию, новгородцами, некогда бежавшими в здешние леса от гонений.
Детство его полно лишений. Отец умер, когда будущему хормейстеру было всего десять дней. Мальчика воспитывали мать и отчим, впоследствии пропавший без вести на войне.
Попов вспоминал: «В войну дети становятся много старше, и очень быстро. В семь-восемь лет я уже один ходил пешком за восемь километров в деревню Малышево. Я на прокорм уходил к дедушке Ивану. Работал на взрослых работах по фруктовым питомникам, тогда вокруг Бежецка их много было. Ходил поводырем со слепыми, это тоже был приработок».
Мать В. Попова, Александра Михайловна, была плакальщицей, причем весьма востребованной. Поразительно, в провинциальном Бежецке старые русские традиции на тот момент были еще живы - хотя ХХ век близился к середине. Способности, заложенные в генах, уходящие ментальными корнями к предкам, выкристаллизовались и проявились с удивительной яркостью в ее сыне Викторе. Кажется совершенно естественным, что спустя много лет он написал книгу «Русская народная песня в детском хоре».
С раннего детства его тянуло петь и танцевать. «Я и перед взрослыми исполнял всякие взрослые песни, пел им частушки, нередко тоже слишком «взрослые». Однажды ребята постарше подвели меня к часовым у склада, и я с удовольствием пел для них, плясал русского и цыганочку. А ребята, пока красноармейцы слушали и смотрели на меня, обчистили склад. Потом они обчистили и наш дом, забрали все хлебные карточки. Мать в это время лежала в больнице. Пришлось идти в деревню, просить чего-нибудь у деда», - вспоминал Виктор Сергеевич.
В детском саду на поющего мальчика обратила внимание музработник «тетя Маша» Лобанова. Она настойчиво уверяла его мать, что прекрасные способности сына надо развивать. Так сложилось, что именно М. Лобанова определила судьбу будущего выдающегося хормейстера. Услышав о том, что в Москве открылось хоровое училище для мальчиков, она пришла к Поповым домой (Витя уже ходил в школу) и настоятельно порекомендовала матери отправить мальчика на учебу.
Московское хоровое училище было создано в 1944 г. знаменитым А. В. Свешниковым, по аналогии с Суворовскими и Нахимовскими училищами. В большой мере эти заведения были направлены на то, чтобы обустроить детей-сирот, которых, к несчастью, во время войны появилось великое множество.
И вот, в 1945 г. мать привезла Витю в Москву. Набор в училище вел сам Свешников. На прослушивании мальчик пел жалобную «Девичью песню» В. Соловьева-Седого на слова М. Исаковского, выводя чистым голосом «Я на свадьбу тебя приглашу, а на большее ты не рассчитывай...», чем немало позабавил приемную комиссию. Впрочем, репертуар не помешал оценить способности абитуриента: Попов был принят. На следующий день мама привезла все необходимые документы, оставила сына в интернате и больше не появлялась...
Заслуженный деятель искусств Российской Федерации, профессор кафедры истории и теории музыки Н. Сербул написала о В. Попове книгу под названием «Хор как жизнь». И впрямь, с момента поступления в училище Свешникова жизненный путь Виктора Сергеевича оказался неразрывно связанным с хором, и хормейстер уверенно следовал по нему, никуда не сворачивая. Фактически, он стал «сыном хора» - как другие становились «сыновьями полка».
Будучи прилежным, внимательным и, что главное, талантливым учеником, В. Попов сумел многое почерпнуть у своего учителя А. Свешникова и явился продолжателем лучших традиций отечественной хоровой школы.
Сам Попов не раз признавался, что ему несказанно повезло с учителями: кроме А. В. Свешникова ему довелось - уже в консерваторские годы - работать и теснейшим образом общаться с В. Г. Соколовым и В. С. Локтевым, выдающимися мастерами хорового дирижирования.
В 1953 г. В. Попов поступил в МГК им. П. И. Чайковского в класс А. Б. Хазанова. И уже на третьем курсе началась его педагогическая деятельность: В. Соколов попросил одаренного студента поработать со своим детским хором (имеется в виду Детский хор НИИ художественного воспитания Академии педагогических наук). С этим коллективом Попов проработал до 1964 г. В том же году молодой специалист попал в Ансамбль песни и пляски В. Локтева: «В тот момент Владимир Сергеевич Локтев себя очень плохо чувствовал и попросил меня помочь ему немножко во Дворце пионеров. Отказать ему мне было трудно, и я пошел. В шестьдесят седьмом году возил весь ансамбль во Францию. Это было 50-летие Октябрьской революции. Выступали семь дней во дворце Шайо, потом были в Марселе и Лионе. А через некоторое время Локтев, к сожалению, умер. Я, естественно, ушел из этого коллектива. И вообще, это было совсем не мое дело. Я занимался хоровой музыкой, а там - все вместе: и балет, и оркестр народных инструментов...»
В. Попову довелось поработать с немалым количеством коллективом, и с каждым из них он быстро добивался высочайших творческих результатов.
С 1960 по 1975 г. В. Попов работал в Музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных, где был деканом трех факультетов и заведующим кафедрой хорового дирижирования. Также он явился одним из организаторов музыкально-педагогического факультета Московского городского педагогического института им. В. П. Потемкина.
В 1970 г. - возглавил только что созданный по указанию «верхушки» Большой детский хор Центрального телевидения и Всесоюзного радио. Коллектив очень быстро достиг небывалых профессиональных успехов и приобрел огромную, всенародную любовь. Кроме того, БДХ постоянно ездил с гастролями по стране, а также становился победителем международных конкурсов - в Италии, Бельгии, Голландии, Венгрии, Польше.
В. Попов делился воспоминаниями: «Хор был настолько популярен в стране! Помню, в Комсомольске-на-Амуре концерт был запланирован на раннее утро. Думали, никто не придет в такое время, и объявили, что вход будет свободный. Так народу пришло столько, что двери выламывали. А какие фестивали мы проводили в «Артеке»! Одновременно в этом знаменитом лагере отдыхали 5000 человек. И все они становились не только зрителями, но участниками фестиваля хорового искусства».
В то же время В. Попов стал главой Хора мальчиков Московского хорового училища им. А.В. Свешникова. С 1980 по 1993 гг. неутомимый хоровик преподавал дирижирование в Московской государственной консерватории, где в 1990 г. получил звание профессора.
В 1991 г. на базе своего родного «свешниковского» училища Виктор Сергеевич создал Академию хорового искусства и стал ее ректором (до 1997 г.), а также главным дирижером и художественным руководителем хоровых коллективов Академии, среди которых и мужской хор, созданный Поповым в 1989 г. В 1992 г. этот хор (совместно с хором мальчиков) завоевал две первые премии на международном конкурсе в Карлштайне. В немецкой прессе В. Попова назвали «лучезарной русской душой». После того успеха хор начал активно гастролировать, выступать на крупных международных фестивалях - как на родине, так и за рубежом, исполняя «вечную классику» - Мессу h-moll Баха, Девятую симфонию Бетховена, Реквием Моцарта, «Глорию» Вивальди и современные произведения. К примеру, хоры Академии хорового искусства участвовали в мировой премьере оратории Э. Денисова «История жизни и смерти Господа нашего Иисуса Христа». При участии единого хорового коллектива Академии впервые в истории в 1997 г. в Москве была исполнена Восьмая симфония Малера с Большим симфоническим оркестром под управлением Е. Светланова.
Выдающийся дирижер Светланов высоко ценил талант Попова. Сохранилось его письмо от 23 апреля 2000 г.: «Многочтимый, дорогой, уникальный Виктор Сергеевич! Говорить о достоинствах Вашего хора - это пустая затея. Все об этом знают. Спасибо Вам и Вашим помощникам за титанический труд. Он по достоинству был всеми оценен на концерте. А в моих руках был совершеннейший из совершенных, чудесный, божественный сбор! Да хранит Вас Господь. Да продлит он Ваши дни на радость всем».
В творческий актив хора следует также занести концертный тур с программой «Песни военных лет» - совместно с Дмитрием Хворостовским.
В 2000-2006 гг. Академия хорового искусства под руководством В. С. Попова приняла участие в многочисленных концертах и фестивалях, посвященных русской духовной музыке. В. Попов говорил: «Приходит понимание, что православная церковь - это фундамент нашей русской культуры. В храме - пение, там человек чувствует, что он окружен чем-то особым. Через духовную музыку идет возвращение к нормальному, настоящему искусству. Уничтожить его невозможно».
Если хоры академии в постсоветское время процветали, то для Большого детского хора, напротив, наступили трудные времена.Государство потеряло интерес к коллективу и прекратило его поддерживать.
Основатель хора с болью признавался: «БДХ много лет работает вхолостую. Российское радио еще как-то пользуется нашими записями, программы делают, кто-то приходит из корреспондентов, возьмут интервью... Но телевидение... Поверьте мне, ни разу нас никто не пригласил. Я говорил, давайте сделаем так: раз в месяц пусть выйдут дети и одну песню споют - и ребята послушают. Нет, не откликаются. Потому что эти минуты... я представляю себе, сколько "рекламных миллионов" содрать можно. Все забывают, что это не "пионерская песня", не "советская песня", а история развития детской песни. Это такая же история, как история жизни страны. Через песню можно все увидеть: что было, что создавали, что строили, к чему стремились. Вот и все. Это, к сожалению, катастрофа нашего общества. У нас государства нет. У нас сейчас полный развал во всем. И тут я могу перед кем угодно встать и сказать: нет государства. Потому что не выполняет главные функции».
Нашим нынешним руководителям, на чьих плечах лежит ответственность за судьбу страны и ее народа, стоило бы прислушаться к словам В. Попова: «Дети должны петь. У детей должны быть свои - детские - песни. А что сейчас поют: английские и американские песни? Поют такое, где ни голова не работает, ни сердце. Я думаю, сейчас идет целенаправленное разрушение культуры... Но все равно кто-то наши песни достает, и все равно они звучат. И, слава Богу, что нашлись люди, которые стали это поддерживать. Понимают, что без этого жить нельзя. Все равно наша детская песня, нормальная детская песня, должна найти выход и должна снова выйти на свои рубежи, которые ее достойны, ей принадлежат».
Сегодня БДХ «прикреплен» к Российской государственной радиокомпании «Голос России» и носит имя своего основателя. Хочется надеяться, что песни, записанные хором и заряженные его светлой энергией, будут звучать и впредь, в том числе и в память о выдающемся руководителе этого замечательного коллектива.http://www.stoletie.ru/kultura/vmeste_veselo_shagat_po_prostoram_720.htm