Жителю российского центра может показаться удивительным, что где-то за границей центрального региона или уже - Московской области - начинается совершенно другой мир, другая страна под названием Русский Север.
Группа добровольцев в Сретенском монастыре |
Миссионеры. Все свое везем с собой |
Как всё начиналось
На встрече с митрополитом Архангельским Даниилом |
Когда мы два года назад впервые решили отправиться в Архангельский край, то совсем не представляли, что нас ожидает. На фотографиях мы видели развалины древних деревянных храмов, а в душе предвкушалось экзотическое приключение в северную глубинку и ее далекое прошлое. С такими чувствами началась первая экспедиция молодых прихожан Сретенского монастыря и семинаристов Сретенской семинарии в Онежский район Архангельской области. За две недели жизни в палатках возле деревни Пияла 15 молодых людей поняли, что это не «старообрядческий край», а самая обыкновенная постсоветская деревушка. Жизнь там действительно затормозилась, но не в ХIХ веке, а во вполне цивилизованных 90-х годах ХХ столетия. Это было видно и по автомобилям, и по дорогам, и по всему внутреннему убранству местных домов.
Отправляясь в путешествие по Онеге |
Прошел год, и вторая экспедиция молодежи Сретенского монастыря уже отправлялась по вполне определенному маршруту с прагматичным, но очень нужным заданием - очистить от завалов и грязи те храмы Онежского района, которые могут простоять еще 30 лет, если будут проведены хоть какие-то спасательные и консервационные работы. Помимо известных храмов - памятников архитектуры вдоль трассы Плесецк-Онега - на заметку были взяты и те далекие церквушки, до которых добраться можно только на вездеходе или моторной лодке. Условия передвижения и проживания были экстремальными, и много времени уходило не только на очистку храмов от птичьего помета, но и на обустройство собственного быта (приготовление пищи на костре, доставка воды из источника или из реки и проч.).
Окно в Русский Север |
В этот, 2013 год третья по счету экспедиция из Сретенского монастыря имела характер уже не только трудовой, но и познавательный. Было много экскурсий к памятникам деревянного зодчества, было много общения с местными жителями.
Участники экспедиции
Д. Большой Бор. Прихожане и московские гости |
О предстоящем путешествии участники узнавали от друзей, знакомых, одногрупников в институте и на встречах молодежи, которые проходят при Сретенском монастыре. Желающих поехать даже без специальных объявлений оказалось настолько много, что пришлось формировать две отдельные группы. В основном просились поехать студенты и выпускники московских вузов с профильными специальностями «архитектор» или «реставратор», но также и инженеры, экономисты, строители, выпускники философских факультетов, ребята, которые только что вернулись из армии, и семинаристы.
Миссионеры. Два будущих архитектора |
Набралось 50 человек. Их разделили на две группы по 25 человек с местом размещения в деревнях Турчасово и Поле. Некоторым студентам-архитекторам и семинаристам данная поездка засчитывалась как преддипломная или миссионерская практика, для остальных это была половина короткого ежегодного месячного отпуска. Спонсоров поездки не было, поэтому каждый оплачивал сам за себя проезд и питание.
Чем мы занимались
Д. Нермуша. Часовня св. Георгия Победоносца и наши активисты |
Много времени до места назначения и обратно заняла дорога. Отправились на большом московском автобусе. Но так как с собой везли весь необходимый инструмент, продукты, палатки, пенки, спальники и даже резиновую моторную лодку, половину участников пришлось отправить на поезде.
Миссионеры. Хоровод в Турчасово |
По дороге туда и обратно посещали достопримечательности Каргопольского района и Архангельска. Так, по пути до Турчасова члены первой группы побывали к Кенозерском заповеднике, обошли с экскурсией Каргополь, познакомились с замечательными священниками из деревни Большая Шалга и города Савинский. На обратном пути побывали в городах Онега и Архангельск, посетили заповедник «Малые Карелы».
д. Поле. На концерте в день деревни на св. Петра и Павла. |
В обычные «трудовые» будни московская молодежь расчищала храмы Онежского района от мусора, накопившегося за многие годы. Были приведены в порядок церкви в Мондино, Большом Бору, Пияле, Турчасове, Поле, Большой Фехтальме, бывший монастырь в Сырье, часовня в Нермуше.
Д. Поле. Детские рукоделия |
В памятниках федерального значения у наших добровольцев было меньше свободы действий, поэтому в основном вычищали птичий помет из-под храмового «неба», стирали грязные надписи со стен, косили траву и вырубали деревья, которые подпирали крышу храмов. Эти церкви «охраняются государством» и, следовательно, ждут федеральных реставраторов. Когда будет федеральное финансирование - никто не знает. Поэтому такие «охраняемые» церкви (особенно храм Владимирской иконы Божией Матери в Подпорожье) находятся в весьма плачевном состоянии.
Д. Большой Бор. Чтение Евангелия за литургией в Ильинской церкви |
В памятниках местного значения, по согласованию с вышестоящими органами, местные жители и добровольцы латали дыры в крышах храмов и колоколен, красили оконные рамы, устанавливали спиленные ранее престолы в алтарях и т.д.
Д. Поле. После крещения |
В течение всего времени нашего пребывания в деревнях Турчасово и Поле много занимались и с детьми. Московские барышни подготовили игры, организовали театральные кружки, мастер-классы по рисованию и соревнования, которые обычно проводятся в детских лагерях Подмосковья. Детей на машинах и лодках в наши мини-лагеря местные жители привозили со всех окрестных деревень. Вместе не только играли, но и трудились. Мини-лагеря оживили отдых тех детей, которые приезжают в деревни Онежья на все лето из районных центров или из Архангельска. Для взрослых проводились концерты. Большим достижением можно назвать установившиеся дружеские отношения с местными подростками, которые переняли что-то от верующей московской молодежи и, как они сами сказали, решили больше не участвовать в подростковых попойках на день деревни.
Д. Большой Бор. Человек, который восстановил церковь, а потом в ней крестился |
Но подлинным «общим делом», конечно, были богослужения. Когда в воссоздаваемых храмах начинала служиться литургия или хотя бы молебны, храмы вновь обретали свое исконное назначение, снова становились «домом Божиим». Утренние и вечерние молитвы читались добровольцами ежедневно. Молитва открывала благое дело, благодарность Богу завершала все труды. Даже в таких отдаленных деревнях, как Турчасово, в богослужениях принимало участие от 20 до 90 человек. Иногда люди приезжали с ночевкой, чтобы только попасть на литургию. Крестилось, как и в прошлом году, 25 человек. Перед крещением обязательно проводились беседы, раздавалась литература. Москвичи заранее привезли большие иконы (напечатали на пластике) и установили в разных храмах.
Д. Поле. Богослужение в востановленном приделе Богоявленского храма |
Общая молитва о нуждах друг друга объединила местных жителей с приезжими добровольцами, сроднила, поскольку нужды друг друга стали переживаться как свои. Вряд ли кто-то из москвичей уезжал равнодушным.
А что же дальше?
Никто не знает, сколько проживут те деревни, в которых трудилась приезжающая из Москвы и других городов молодежь. В силу изменившихся экономических условий деревни Архангельской области вымирают. Раньше в тех краях добывали соль, изготавливали из дерева разные изделия, выращивали коров. Теперь соль добывают на южных морях, одежду и предметы быта привозят из-за границы, а молоко производить нерентабельно. Плохие дороги, отсутствие заправок, мобильной связи и элементарных удобств - всё это приводит к тому, что предпринимательство не развивается, а молодежь после школы сбегает в города. Местные жители, как в первобытные времена, выживают охотой, собирательством и рыболовством.
Д. Турчасово. Изгиб реки Онега |
Однако храмы остаются, и сейчас в них начинается новая жизнь. Особенно летом. На лето в деревни приезжает огромное количество «дачников» вместе с детьми, появляются отдельные питерские или московские семьи, которые берут под патронаж тот или иной храм. По Онеге начинают сплавляться экотуристы, едут на Кий-остров паломники. Как ни парадоксально, иностранных журналистов в настоящее время около деревянных храмов можно встретить больше, чем отечественных. Значит, интерес есть, и эти храмы надо сохранить. Но добровольных трудов активистов по возрождению храмов явно недостаточно. Хотя спасительное дело это очень важное, ведь спасают и свои собственные души тоже...
Благодарности
Можно было бы сказать, что москвичи приехали «воцерковлять» жителей Онежского края. Но это не совсем так. Действительно, московская молодежь сегодня о вере, о христианском благочестии и традициях Православия знает больше, чем жители постсоветской глубинки. Но при этом у местных жителей порой больше простоты, открытости, они ближе к тем нормам Евангелия, которые не в теории, а на практике должны руководить жизнью. Этим особенно отличаются представители старшего поколения, которые и в 90 лет поют песни, организовывают концерты самодеятельности и досточка за досточкой поднимают свои церквушки. У кого-то из местных нет никакой возможности сбежать из деревни, а кто-то уже и не хочет. Те, кто остались, любят свою родную землю и борются за то, чтобы на ней жить. Их тепло, приветливость и простота и были тем главным, что сохранила в своем сердце московская молодежь, уезжая к себе в столичные каменные джунгли.
Д. Верховье. Часовня, которая ждет своих добровольцев |
Конечно, хотелось бы поблагодарить тех добрых священников, которые не боятся трудностей и постепенно поднимают храмы, долгое время разрушавшиеся, и вселяют надежду в жителей Русского Севера. Они стали примером для наших семинаристов, показав, каким должен быть приходской пастырь.
Д. Подпорожье. Храм ждет своих федеральных реставраторов |
Особо благодарим митрополита Архангельского и Холмогорского Даниила за личное участие и заботу о добровольцах, которые приезжают в Архангельскую область потрудиться в рамках проекта «Общее дело».
Д. Подпорьжье. Внутреннее состояние храма |
Д. Поле. Местные прихожанки |
Д. Поле. Радуга перед отъездом |
http://www.pravoslavie.ru/put/63125.htm