itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Другая страна

Миссионерские записки

0
373
Время на чтение 14 минут

Жителю российского центра может показаться удивительным, что где-то за границей центрального региона или уже - Московской области - начинается совершенно другой мир, другая страна под названием Русский Север.

Группа добровольцев в Сретенском монастыреГруппа добровольцев в Сретенском монастыре
Точное слово для поездок, подобных нашей, подобрать очень сложно. Слово «экспедиция» подразумевает какие-то исследования, научные поиски, реставрационные работы. Но глубокие исследования не предполагались - не это было основной целью. Кроме того, реставрационные работы без специального разрешения проводить было нельзя, так как многие храмы, которые мы предполагали очистить от мусора, являются памятниками федерального значения. Слово «паломничество» отчасти подходит, но и оно не точное. Почти никаких святынь: икон, святых источников, мощей - в тех местах не сохранилось. Храмы хотя сами по себе уже являются святынями, но они в большинстве своем не действующие. Действующих монастырей в тех местах, где мы жили, тоже нет. И слово «поездка» не совсем применимо, так как группа в основном вела «оседлый образ жизни» в той или иной деревне, занимаясь различными трудами. Чтобы описать суть, наверное, лучше всего подойдет слово «путешествие», которое можно понимать и как поездку, и как паломничество, и как экспедицию, и как приключение, и как путь к заветной цели - познать свой внутренний мир и подарить частичку добра другим.

Миссионеры. Все свое везем с собойМиссионеры. Все свое везем с собой
Вот так - во имя добротворчества - и собралась группа добровольцев, пожелавших поехать на Русский Север, чтобы прикоснуться к остаткам былой богатой цивилизации и сохранить ее для последующих поколений. Сделать что-то для храма своими руками - это то многое, что может сделать даже простой рабочий, студент, программист или бухгалтер. С точки зрения практической необходимо было очистить старые церкви от завалов и мусора, отслужить богослужения, организовать местных жителей, которые хотят сохранить расположенные рядом с ними храмы - памятники архитектуры.

Как всё начиналось

На встрече с митрополитом Архангельским ДанииломНа встрече с митрополитом Архангельским Даниилом

Когда мы два года назад впервые решили отправиться в Архангельский край, то совсем не представляли, что нас ожидает. На фотографиях мы видели развалины древних деревянных храмов, а в душе предвкушалось экзотическое приключение в северную глубинку и ее далекое прошлое. С такими чувствами началась первая экспедиция молодых прихожан Сретенского монастыря и семинаристов Сретенской семинарии в Онежский район Архангельской области. За две недели жизни в палатках возле деревни Пияла 15 молодых людей поняли, что это не «старообрядческий край», а самая обыкновенная постсоветская деревушка. Жизнь там действительно затормозилась, но не в ХIХ веке, а во вполне цивилизованных 90-х годах ХХ столетия. Это было видно и по автомобилям, и по дорогам, и по всему внутреннему убранству местных домов.

Отправляясь в путешествие по ОнегеОтправляясь в путешествие по Онеге

Прошел год, и вторая экспедиция молодежи Сретенского монастыря уже отправлялась по вполне определенному маршруту с прагматичным, но очень нужным заданием - очистить от завалов и грязи те храмы Онежского района, которые могут простоять еще 30 лет, если будут проведены хоть какие-то спасательные и консервационные работы. Помимо известных храмов - памятников архитектуры вдоль трассы Плесецк-Онега - на заметку были взяты и те далекие церквушки, до которых добраться можно только на вездеходе или моторной лодке. Условия передвижения и проживания были экстремальными, и много времени уходило не только на очистку храмов от птичьего помета, но и на обустройство собственного быта (приготовление пищи на костре, доставка воды из источника или из реки и проч.).

Окно в Русский СеверОкно в Русский Север

В этот, 2013 год третья по счету экспедиция из Сретенского монастыря имела характер уже не только трудовой, но и познавательный. Было много экскурсий к памятникам деревянного зодчества, было много общения с местными жителями.

Участники экспедиции

Д. Большой Бор. Прихожане и московские гостиД. Большой Бор. Прихожане и московские гости

О предстоящем путешествии участники узнавали от друзей, знакомых, одногрупников в институте и на встречах молодежи, которые проходят при Сретенском монастыре. Желающих поехать даже без специальных объявлений оказалось настолько много, что пришлось формировать две отдельные группы. В основном просились поехать студенты и выпускники московских вузов с профильными специальностями «архитектор» или «реставратор», но также и инженеры, экономисты, строители, выпускники философских факультетов, ребята, которые только что вернулись из армии, и семинаристы.

Миссионеры. Два будущих архитектораМиссионеры. Два будущих архитектора

Набралось 50 человек. Их разделили на две группы по 25 человек с местом размещения в деревнях Турчасово и Поле. Некоторым студентам-архитекторам и семинаристам данная поездка засчитывалась как преддипломная или миссионерская практика, для остальных это была половина короткого ежегодного месячного отпуска. Спонсоров поездки не было, поэтому каждый оплачивал сам за себя проезд и питание.

Чем мы занимались

Д. Нермуша. Часовня св. Георгия Победоносца и наши активистыД. Нермуша. Часовня св. Георгия Победоносца и наши активисты

Много времени до места назначения и обратно заняла дорога. Отправились на большом московском автобусе. Но так как с собой везли весь необходимый инструмент, продукты, палатки, пенки, спальники и даже резиновую моторную лодку, половину участников пришлось отправить на поезде.

Миссионеры. Хоровод в ТурчасовоМиссионеры. Хоровод в Турчасово

По дороге туда и обратно посещали достопримечательности Каргопольского района и Архангельска. Так, по пути до Турчасова члены первой группы побывали к Кенозерском заповеднике, обошли с экскурсией Каргополь, познакомились с замечательными священниками из деревни Большая Шалга и города Савинский. На обратном пути побывали в городах Онега и Архангельск, посетили заповедник «Малые Карелы».

д. Поле. На концерте в день деревни на св. Петра и Павла.д. Поле. На концерте в день деревни на св. Петра и Павла.

В обычные «трудовые» будни московская молодежь расчищала храмы Онежского района от мусора, накопившегося за многие годы. Были приведены в порядок церкви в Мондино, Большом Бору, Пияле, Турчасове, Поле, Большой Фехтальме, бывший монастырь в Сырье, часовня в Нермуше.

Д. Поле. Детские рукоделияД. Поле. Детские рукоделия

В памятниках федерального значения у наших добровольцев было меньше свободы действий, поэтому в основном вычищали птичий помет из-под храмового «неба», стирали грязные надписи со стен, косили траву и вырубали деревья, которые подпирали крышу храмов. Эти церкви «охраняются государством» и, следовательно, ждут федеральных реставраторов. Когда будет федеральное финансирование - никто не знает. Поэтому такие «охраняемые» церкви (особенно храм Владимирской иконы Божией Матери в Подпорожье) находятся в весьма плачевном состоянии.

Д. Большой Бор. Чтение Евангелия за литургией в Ильинской церквиД. Большой Бор. Чтение Евангелия за литургией в Ильинской церкви

В памятниках местного значения, по согласованию с вышестоящими органами, местные жители и добровольцы латали дыры в крышах храмов и колоколен, красили оконные рамы, устанавливали спиленные ранее престолы в алтарях и т.д.

Д. Поле. После крещенияД. Поле. После крещения

В течение всего времени нашего пребывания в деревнях Турчасово и Поле много занимались и с детьми. Московские барышни подготовили игры, организовали театральные кружки, мастер-классы по рисованию и соревнования, которые обычно проводятся в детских лагерях Подмосковья. Детей на машинах и лодках в наши мини-лагеря местные жители привозили со всех окрестных деревень. Вместе не только играли, но и трудились. Мини-лагеря оживили отдых тех детей, которые приезжают в деревни Онежья на все лето из районных центров или из Архангельска. Для взрослых проводились концерты. Большим достижением можно назвать установившиеся дружеские отношения с местными подростками, которые переняли что-то от верующей московской молодежи и, как они сами сказали, решили больше не участвовать в подростковых попойках на день деревни.

Д. Большой Бор. Человек, который восстановил церковь, а потом в ней крестилсяД. Большой Бор. Человек, который восстановил церковь, а потом в ней крестился

Но подлинным «общим делом», конечно, были богослужения. Когда в воссоздаваемых храмах начинала служиться литургия или хотя бы молебны, храмы вновь обретали свое исконное назначение, снова становились «домом Божиим». Утренние и вечерние молитвы читались добровольцами ежедневно. Молитва открывала благое дело, благодарность Богу завершала все труды. Даже в таких отдаленных деревнях, как Турчасово, в богослужениях принимало участие от 20 до 90 человек. Иногда люди приезжали с ночевкой, чтобы только попасть на литургию. Крестилось, как и в прошлом году, 25 человек. Перед крещением обязательно проводились беседы, раздавалась литература. Москвичи заранее привезли большие иконы (напечатали на пластике) и установили в разных храмах.

Д. Поле. Богослужение в востановленном приделе Богоявленского храмаД. Поле. Богослужение в востановленном приделе Богоявленского храма

Общая молитва о нуждах друг друга объединила местных жителей с приезжими добровольцами, сроднила, поскольку нужды друг друга стали переживаться как свои. Вряд ли кто-то из москвичей уезжал равнодушным.

А что же дальше?

Никто не знает, сколько проживут те деревни, в которых трудилась приезжающая из Москвы и других городов молодежь. В силу изменившихся экономических условий деревни Архангельской области вымирают. Раньше в тех краях добывали соль, изготавливали из дерева разные изделия, выращивали коров. Теперь соль добывают на южных морях, одежду и предметы быта привозят из-за границы, а молоко производить нерентабельно. Плохие дороги, отсутствие заправок, мобильной связи и элементарных удобств - всё это приводит к тому, что предпринимательство не развивается, а молодежь после школы сбегает в города. Местные жители, как в первобытные времена, выживают охотой, собирательством и рыболовством.

Д. Турчасово. Изгиб реки ОнегаД. Турчасово. Изгиб реки Онега

Однако храмы остаются, и сейчас в них начинается новая жизнь. Особенно летом. На лето в деревни приезжает огромное количество «дачников» вместе с детьми, появляются отдельные питерские или московские семьи, которые берут под патронаж тот или иной храм. По Онеге начинают сплавляться экотуристы, едут на Кий-остров паломники. Как ни парадоксально, иностранных журналистов в настоящее время около деревянных храмов можно встретить больше, чем отечественных. Значит, интерес есть, и эти храмы надо сохранить. Но добровольных трудов активистов по возрождению храмов явно недостаточно. Хотя спасительное дело это очень важное, ведь спасают и свои собственные души тоже...

Благодарности

Можно было бы сказать, что москвичи приехали «воцерковлять» жителей Онежского края. Но это не совсем так. Действительно, московская молодежь сегодня о вере, о христианском благочестии и традициях Православия знает больше, чем жители постсоветской глубинки. Но при этом у местных жителей порой больше простоты, открытости, они ближе к тем нормам Евангелия, которые не в теории, а на практике должны руководить жизнью. Этим особенно отличаются представители старшего поколения, которые и в 90 лет поют песни, организовывают концерты самодеятельности и досточка за досточкой поднимают свои церквушки. У кого-то из местных нет никакой возможности сбежать из деревни, а кто-то уже и не хочет. Те, кто остались, любят свою родную землю и борются за то, чтобы на ней жить. Их тепло, приветливость и простота и были тем главным, что сохранила в своем сердце московская молодежь, уезжая к себе в столичные каменные джунгли.

Д. Верховье. Часовня, которая ждет своих добровольцевД. Верховье. Часовня, которая ждет своих добровольцев

Конечно, хотелось бы поблагодарить тех добрых священников, которые не боятся трудностей и постепенно поднимают храмы, долгое время разрушавшиеся, и вселяют надежду в жителей Русского Севера. Они стали примером для наших семинаристов, показав, каким должен быть приходской пастырь.

Д. Подпорожье. Храм ждет своих федеральных реставраторовД. Подпорожье. Храм ждет своих федеральных реставраторов

Особо благодарим митрополита Архангельского и Холмогорского Даниила за личное участие и заботу о добровольцах, которые приезжают в Архангельскую область потрудиться в рамках проекта «Общее дело».

Д. Подпорьжье. Внутреннее состояние храмаД. Подпорьжье. Внутреннее состояние храма

Д. Поле. Местные прихожанкиД. Поле. Местные прихожанки

Д. Поле. Радуга перед отъездомД. Поле. Радуга перед отъездом

http://www.pravoslavie.ru/put/63125.htm
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Иеромонах Ириней (Пиковский)
Почти апостольское путешествие
Очень личные размышления о большом «Общем деле»
30.08.2016
Доходы и расходы прихода: нет поводов для сенсаций
Беседа с иеромонахом Иринеем (Пиковским), казначеем Московского Сретенского монастыря
31.10.2013
Духовная брань блудного сына
Слово в Неделю о блудном сыне
03.03.2013
Все статьи Иеромонах Ириней (Пиковский)
Последние комментарии
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Владимир С.М.
28.03.2024 21:07
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04
О красных и белых
Новый комментарий от Олег В.
28.03.2024 19:34
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:31
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:30