Жизнь по уставу

Кто сегодня приходит в монастырь

Сергей Глезеров 
0
29.07.2013 111
У входа в Никольский мужской монастырь нас, группу журналистов, совершавшую поездку по староладожским святыням, встретила инокиня Феодосия. Сразу же защелкали затворы фотокамер, на что матушка заметила: «По правилам церкви, нас не положено фотографировать. Вам в виде исключения можно, только, пожалуйста, не печатайте»...

Матушка Феодосия - насельница женского Васильевского скита, расположенного на противоположном берегу Волхова в деревне Чернавино. Он приписан к Никольскому мужскому монастырю. По преданию, основан был монастырь по указанию Александра Невского в память о гибели ладожан, принимавших участие в битве со шведами. По сей день ладожане хранят память о том, что их предки были великими воинами. Недаром ручей, который вытекает неподалеку от монастыря из-под горы Победище, зовется Кровавым: легенды говорят, что он три дня был окрашен в цвет крови...

После того как в середине 1930-х годов монастырь закрыли, в нем устроили машинно-тракторную станцию, ремесленную школу и общежитие. В храме Иоанна Златоуста был склад мазута и запчастей - в алтаре на полу до сих пор можно увидеть следы масел и мазута. В 2002 году монастырь снова стал действующим.

- Сегодня у нас один действующий храм на территории монастыря - святителя Иоанна Златоуста, - рассказала матушка Феодосия. - Древний Никольский собор с болью в сердце и показывать не очень хочется.

Если посмотреть на фотографии монастыря начала ХХ века, то он весь в «белых одеждах». Теперь Никольский собор стоит без штукатурки, без окон, стены прорезаны ужасающими глубокими трещинами. Оказывается, в 70-х годах прошлого века реставраторы задумали благое дело - придать храму исторический новгородский облик. Отбили всю штукатурку, возвели леса. Да так на этом все и остановилось. Леса простояли двадцать лет и сгнили. Сегодня храм в плачевном, аварийном состоянии.

- Монастырь насчитывает 21 объект федерального значения, из них за последние десять лет по-настоящему финансировался только один - храм Иоанна Предтечи. Все остальные возрождались практически полностью за счет пожертвований. Мы ни от кого не получаем никаких дотаций - ни от епархии, ни от патриархии, ни от государства. Да, нам помогают благодетели, помогают местные власти: в этом году сделана большая стоянка для автобусов. Стараниями благодетелей, помощников и верующих людей монастырь живет, платит налоги за тех, кто работает здесь официально, а не во славу Божию, оплачивает электричество, газ, воду, - говорит инокиня Феодосия.

По правде говоря, Никольский монастырь никогда не отличался особым богатством. В самые лучшие его времена до революции здесь было до пятидесяти монахов. Сейчас в обители их не больше десяти. Многие работы ведутся трудниками. Так называют людей, продолжительное время живущих и работающих в монастыре на добровольной и бескорыстной основе, но не принадлежащих к братии.

- К нам приезжают работать православные молдаване - гагаузы, - рассказала матушка. - Очень много сделано в монастыре их руками. Они вместе с нами молятся, участвуют в крестных ходах. Ребята аккуратные, трудолюбивые, усердные. Слава богу, что Господь к нам таких людей присылает.

- Как складываются отношения с туристами? - задаем вопрос.
- Туристы иногда обижаются, что обитатели монастыря не дают посмотреть архитектуру. Но нужно понимать: поскольку монастырские здания переданы церкви, совершенно не обязательно, чтобы они были открыты чуть ли не круглосуточно. Нужно уважать порядки и устав монастырской жизни. Жизнь монастырей осложняется тем, что внешний мир вторгается в нашу обитель. У нас рядом пляж, к нам в монастырь нередко заходят люди в полуобнаженном виде. Представьте себе: монах, который дал обет целомудрия, видит здесь пышнотелую даму, у которой одеждой прикрыто только двадцать сантиметров ее телес. Конечно, это вызывает отрицательные эмоции...

- А где же сами монахи? - задал вопрос один из журналистов, оглядывая ухоженное, но довольно пустынное пространство монастыря.

- Монахи на молитве, на трудах - у нас большая территория, есть свой огород. Вы хотите увидеть людей в церковном облачении, как у меня? Но трудовая одежда монаха необязательно подрясник. Жизнь не должна быть на виду, монахам необязательно демонстрировать туристам свое присутствие в обители. Вообще же в монастырях сегодня жить очень непросто. Но нужно. Потому что должен же кто-то постоянно молиться. Нестяжание, молитва не только за себя и своих близких, но и за весь мир - это всегда было и остается главной целью монашеской жизни. Говорят, пока стоит на свете хоть один монастырь и молится в нем хотя бы один монах, этот мир еще стоит...

После беседы с матушкой Феодосией мы отправились в другой монастырь - Успенский девичий, расположенный также поблизости от староладожской крепости. На входе в обитель прописаны четкие правила посещения: не курить, не распивать спиртные напитки, не гулять в пляжных костюмах, не шуметь и не кричать...

Монастырь, насчитывающий девять веков истории, вернули епархии в 2004 году. До этого тут находился специнтернат для подростков. К тому времени здесь была страшная разруха. Только Успенский собор (он считается самым северным из храмов домонгольской Древней Руси), который опекали реставраторы, был более или менее в приличном состоянии. За прошедшие годы многое удалось привести в порядок, хотя следы прежнего запустения еще остаются.

В девичьем монастыре особенно чтят игумению Евпраксию, сделавшую в XIX веке очень много для благолепия обители. Готовят материалы для ее канонизации. Добрым словом поминают и матушку Дионисию.

- До нее был устав, предполагавший, что каждая монахиня сама заботится о своем содержании и пропитании, - рассказала Илария. - Приходила, например, сестра, которая хотела жить в монастыре, на свои деньги строила здесь себе дом. Поэтому при таком порядке сестер здесь было мало. А при матушке Дионисии у сестер все стало общим, при ней даже бедные девушки могли приходить в монастырь. Сегодня здесь у нас общежительный устав, как при матушке Дионисии, никто никаких вкладов от вновь пришедших не требует. Жизнь у нас тут тяжелая, поэтому народ не удерживается. Самое сложное - послушание, - призналась Илария.

- Какие же мотивы приводят сегодня людей в монастырь? - задаю вопрос благочинной.

- В монастырь люди не сами приходят - их приводит Господь. Есть расхожее мнение, что в монастырь уходят неудачники, разочаровавшиеся в жизни, испытавшие несчастную любовь. Это абсолютно неверно. То есть некоторые действительно по таким причинам сюда приходят, но в монастыре они не задерживаются. А бывает и так, что люди, отчаявшиеся в жизни, приходят к нам, восстанавливаются в монастыре, а потом уходят обратно в мирскую жизнь.

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

http://www.spbvedomosti.ru/article.htm?id=10300920@SV_Articles
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза».

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Сергей Глезеров
«Ударницы» как антитеза развалу
Феномен женского батальона
21.10.2015
Трамвай пойдет до Скорбящей
Документы Российского государственного исторического архива (РГИА) позволили пролить свет на неизвестный ранее эпизод - деятельность полевого лазарета, сформированного в Александро-Невской лавре в самом начале Первой мировой войны
18.09.2015
Неуживчивый правдолюбец и неутомимый строитель
Таким рисуется портрет этого зодчего
20.07.2015
Все статьи Сергей Глезеров
Последние комментарии
Белая лихорадка, красная горячка
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
18.05.2021 14:30
Историки, обратите внимание!
Новый комментарий от Наблюдатель
18.05.2021 14:23
Расстрел в Казани: плоды болонского просвещения
Новый комментарий от Константин В.
18.05.2021 13:20
Женская свобода ведёт к уничтожению нации
Новый комментарий от В.Р.
18.05.2021 12:39
Возвращение Татьяны Дорониной
Новый комментарий от Советский недобиток
18.05.2021 12:29
«Манипуляции с человеческими эмбрионами недопустимы»
Новый комментарий от Игорь Федоров
18.05.2021 12:22
«Благословение на ЭКО отменяет принципы защиты жизни до рождения»
Новый комментарий от Владимир Николаев
18.05.2021 11:59