ЕГЭ - что дальше?

Татьяна Краснова 
0
17.06.2013 126
То, что затея с ЕГЭ провалилась, ясно, кажется, уже всем, кроме персон, прямо и материально заинтересованных в продолжении «банкета». Впрочем, даже эти достойные и весьма обеспеченные люди ощущают некоторое беспокойство: уж чересчур откровенно моя простодушная Отчизна ржет им в лицо, выкладывая пачками в сеть «сверхсекретные» КИМы, торгуя заданиями оптом и в розницу на каждом интернетном перекрестке, протаскивая на экзамены уже не мобильники и планшеты, а целую живую Мариванну, которая за малую мзду в меру сил решает задачки и пишет эссе за своих нерадивых учеников.

Не видеть очевидное трудно, меры принимать надо, и вот уже на горизонте замаячили «портфолио» школьника, возвращение среднего балла аттестата и сдача норм ГТО как необходимое условие поступления на отделение классической филологии.

Боюсь, эти меры будут приняты. Уж больно они бестолковые, и уж очень соответствуют общей тенденции развития наших реформ. Их коррупционный потенциал так грандиозен и настолько ясно виден любому человеку, прожившему в России больше года, что их вступление в силу практически неизбежно.

Казалось бы, говорить о ЕГЭ больше нечего.

Но все же меня, как человека преподающего без малого тридцать лет, интересует один вопрос: как же так вышло, что безобидный, в сущности, тест за несколько лет смолол в труху все среднее образование моей несчастной родины? Ведь в нем самом нет совсем ничего страшного. Ну, предложили бы мне, выпускнице хорошей московской спецшколы, сдать в незапамятном 1981 году любимый английский в такой форме - и что? Сдала бы без вопросов, легко и с удовольствием. Тест как тест. Формат как формат. Можно и так, можно и по-другому. Главное - знать предмет.

Так что же случилось, почему все вышло именно так?

Ответ довольно очевиден: из способа оценки знаний ЕГЭ превратился в смысл, цель и содержание образования.

Из школы почти повсеместно ушло то, что делало эти одиннадцать лет человеческой жизни интересными и осмысленными. Наши дебаты, конкурсы на лучший перевод Шекспира, на лучшую стенгазету на английском языке, наши походы, наши споры, наши спектакли - все это в прошлом. Стоит нынешней учительнице предложить детям поставить «Двенадцатую Ночь» - и на пороге у нее встанет родительский комитет с КИМами в руках и упреком на устах: «Не отвлекайте их от ЕГЭ, нам нужен балл!»

Послушайте, что говорят учителя. Это очень хорошие учителя, ручаюсь вам:

«Первое десятилетие этого века - это постепенное сползание вниз: школьники становились всё более прагматичными, количество любящих читать таяло на глазах, внепрограммные факультативы почти никому не нужны. С момента введения обязательного ЕГЭ в Москве (2006-2007 учебный год) всё стало ещё хуже: почти никому вообще ничего не нужно, кроме ЕГЭ; программа примитивизирована до крайности в соответствиями с требованиями ЕГЭ. С тех пор как отменили выпускное сочинение по литературе (2008 г.), она стала необязательным предметом. Вот уже шесть лет на литературе я изображаю преподавание: если не считать тех немногих, кто читает, кому интересно, ну и тех, кому сдавать ЕГЭ по литературе, а говорить о массе, то дошло до того, что чтение и восприятие стихотворения для старшеклассников стало совершенно непосильной работой, а произведения литературы вообще в любом классе приходится переводить с русского на русский, и это занимает львиную долю уроков».

А вот еще:

«Никто больше не хочет, чтобы деточку учили просто так. Надо, чтоб деточка получила высший балл. Поэтому - никакого общего развития. Никаких конкурсов поэзии, конференций по Байрону, выпуска газет, круглых столов и прочих радостей. Только формат, и баста. Отношение родителей не может не влиять на детей. Они тоже больше не хотят никакого общего развития. А когда хотят - я готова их целовать и обливать горючими слезами. К огромному счастью, все же еще иногда это случается».

Почему так вышло?

Мне кажется, причин несколько, и только часть из них лежит в самой сфере образования.

Первой причиной, как мне кажется, состоит в том, что вся школа работает на ВУЗ. Наш выпускник должен поступить в институт. Живым или мертвым.

Кажется, нигде в мире больше нет такого количества малограмотных людей с плохим высшим образованием. Зачем же все толпой ломятся в университеты, академии и институты?

Одна из причин, мне кажется, в крушении сословной системы в нашем обществе.

Приведу простой пример: в маленькой городке Сайренсистер в Англии на главной площади есть аптека. Ей 300 лет. Триста лет ее держит одна и та же семья. Семья напротив держит булочную, и лет двести в этой семье встают по утрам до рассвета, чтобы поставить в печь хлеб.

Сегодня я была на концерте, и на сцене стоял рояль. На нем было написано: Стейнвей и сыновья. С 1853 года эти люди делают музыкальные инструменты.

Вероятно, дети из этих семей становились и актерами, и пиратами, и дрессировщиками тигров. Но многие оставались в семейном деле, пользуясь при этом почетом и уважением сограждан, состоя в ремесленных гильдиях, заседа в городских советах, и занимая почетные места в церкви.

Хочу спросить вас, дорогие россияне: знаете ли вы хоть одну такую булочную в вашем городе? Хоть одну такую аптеку? Все снесло, смело, развеяло катастрофой 1917 года. Мы разучились уважать кропотливую ежедневную ручную работу, и тех, кто наживает честное богатство честным трудом.

Вот поэтому, мне кажется, и мечутся по никому не нужным институтам те, кто мог бы составлять соль этой земли - ту самую крестьянскую, купеческую и ремесленную Россию, которую мы, простите за штамп, потеряли. У нас слишком много никому не нужных вузов и слишком мало уважения к честной ручной работе. Вот и создают наши выпускники автомобиль «жигули» - пока их немецкие собратья делают «мерседесы».

Вторая причина всеобщего поступления - гендерная. Мальчикам у нас грозит армия. Бессмысленная и беспощадная, от которой надо откосить любым способом. Пока армия не станет профессиональной, мы будем совать своих мальчишек в ВУЗы, не интересуясь, надо оно им, или нет.

И вот при этой страшной армии и полной уверенности, что хлеб растят и пекут только лохи и неудачники, мы ввели тот единственный экзамен, от которого теперь зависит не только судьба каждого абитуриента Васи, но еще и рейтинг, статус и зарплата Васиной учительницы и директора его школы. А также - рейтинги и премии всяческих чиновников от образования, снизу и до самого верха.

То есть в том, чтобы Вася сдал на 100 баллов заинтересован уже не только Васина мама...

При таком раскладе ЕГЭ не мог не стать коррупционным.

И еще одно нам придется признать. Как это ни грустно, но за время существования ЕГЭ нам с вами не удалось создать для наших детей никакого морального авторитета, опершись на который мы могли бы им сказать, что мухлевать стыдно. Это, пожалуй, самое горькое.

Мы все громче и пафоснее вещаем с трибун и экранов о морали, нравственности и духовном возрождении и тут же демонстрируем детям на практике, чего стоят все наши разговоры.

По правде сказать, я не знаю, что с этим делать.

http://www.pravmir.ru/ege-chto-dalshe/

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза».

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Татьяна Краснова
Все статьи Татьяна Краснова
Последние комментарии
Куда движемся?
Новый комментарий от Saha
05.05.2021 20:01
Исход человека из экономики
Новый комментарий от Saha
05.05.2021 19:54
Коммунисты сохранили в народе способность верить
Новый комментарий от NNNN
05.05.2021 19:41
О христианском смысле ковида
Новый комментарий от Константин В.
05.05.2021 19:35
Белое, красное и жёлтое
Новый комментарий от Игорь Бондарев
05.05.2021 16:48
Очередной раздрай среди монархистов
Новый комментарий от В.Р.
05.05.2021 12:29