itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Светоч Православия

0
230
Время на чтение 9 минут
post thumbnail

Звезду Российскую, от Киева возсиявшую, / и чрез Новград Северский в Ростов достигшую, / всю же страну сию ученьми и чудесы озарившую, / ублажим златословеснаго учителя Димитрия: / той бо всем вся написа, яже к наставлению, / да всех приобрящет, якоже Павел, Христу // и спасет правоверием души наша.

Кондак святителю Димитрию Ростовскому, глас 4

Епископ Димитрий Ростовский (1651-1709), страстный проповедник слова Божьего и духовный писатель, почитается Русской Православной Церковью как святой. Прошло уже более 300 лет со дня его упокоения, а его пламенные проповеди, наполненные истинно христианской любовью к людям, неприятием зла и греховной жизни, и сегодня не утратили своего звучания.

«Зло - значит согрешить один раз или два, а горшее - это значит грешить всегда, и после покаяния делать то же, ибо грех, часто повторяемый, не только расслабляет душу, но и умерщвляет ее, не только повергает в лютую яму падения, но и засыпает ее прахом отчаяния, не только уязвляет, но и убивает, не только вредит, но и совсем губит». Разве могут эти горячо сказанные слова оставить истинно верующего равнодушным и сегодня?

В просвещённой российской среде о нём сложилась слава «Златоуста Российской словесности». Известный русский писатель И.С. Тургенев восхищался его проповедями, написанными хорошим литературным слогом: «Кто из нас не читал его творений и не умилялся теплым чувством, с которым они написаны?» А.С. Пушкин, прочитав его Четьи-Минеи (жития православных святых, предназначенные для чтения по дням месяца), не удержался от лестных слов, назвав книгу «вечно живой», дающей пищу творческому воображению.

* * *

Будущий святитель Димитрий Ростовский (Туптало) родился недалеко от Киева в местечке Макаров. Семья его была очень набожной, почитаемой за свои добродетели в округе. Отец - бравый казак Савва Григорьевич Туптало (Тунтало) служил длительное время под началом Петра Дорошенко (1627-1698), гетмана Правобережной Украины, и дослужился до звания сотника. Уже в преклонных летах, как человек искренней веры и весьма уважаемый, он стал ктитором (старостой) Кирилловского монастыря. Здоровья он был отменного и прожил более ста лет. А когда умер, упокоился в этом же Кирилловском монастыре рядом со своей женой Марией Михайловной. О своей матери Димитрий Туптало сохранил самые тёплые воспоминания.

«В самый великий пяток спасительные страсти, мать моя преставилась в девятом часе дня, точно в тот час, когда Спаситель наш на кресте страждущий за спасение наше, дух Свой Богу Отцу в руки предал. Имела лет от рождения своего более семидесяти... да помянет ю Господь во царствии Своем небесном! Скончалась с хорошим расположением памяти и речью. О, дабы и мене таковой блаженной кончины Господь удостоил ее молитвами! И подлинно, христианская была ее кончина: ибо со всеми обрядами христианскими и с обыкновенными таинствами, бесстрашна, не постыдная, мирная. Еще же да сподобит ю Господь доброго ответа на страшном Своем суде, яко же и не сомневаюсь о Божием милосердии, и о ее спасении, ведая постоянную добродетельную и набожную ее жизнь. А и то за добрый знак ее спасения имею, что того же дни и того же часа, когда Христос Господь разбойнику во время вольные страсти рай отверзл, тогда и ее душе от тела разлучиться повелел».

Через одиннадцать лет после рождения сына семья переехала в Киев. И вот здесь благочестивый отрок Даниил (мирское имя будущего святителя) с благословения родителей поступает в Киево-Могилянскую коллегию (с 1701 года - академия). Способного к наукам спудея (ученика) заметил ректор коллегии Иоаникий Галятовский и стал его наставником. Под его наблюдением юноша успешно овладевал курсом наук.

Пути Господни неисповедимы. Могли ли тогда ректор и его ученик знать, что волею Провидения они будут проповедовать слово Божье в Чернигове и станут, каждый в своё время, архимандритами древнего черниговского Елецкого монастыря и приложат немало усердия для расцвета Черниговской епархии. А пока отрок Даниил просто учился и постигал латынь, овладевал искусством пиитики и риторики, изучал творения отцов Церкви.

Но его учению помешала сложная внутриполитическая обстановка. Этот период в истории Украины-Малороссии получил название Руины. Когда украинские гетманы после смерти Богдана Хмельницкого (1657) не знали, на чью сторону преклонить голову, и воевали то в союзе с Россией против поляков и турок, то с поляками и турками против России. А малороссийский народ страдал, обильно поливая своей кровью родную землю.

Тринадцатилетняя война России с Польшей (1654-1667) тяжело сказалась на положении столицы Южной Руси. Когда поляки взяли Киев, они не простили Киево-Могилянскому коллегиуму, проводнику Православия на украинских землях, его антикатолическую и антиуниатскую направленность. И отроку Даниилу после трёх лет учёбы пришлось её оставить.

Но мирская жизнь, суровая и громогласная, претит его набожной натуре, мириться с ней он не желает. Отрок уже понимает, что вне Церкви его жизнь бесцельна, и после трёх лет «вольных хлебов» уходит в Кирилловский монастырь, в котором его отец был ктитором. И целых семь лет своей жизни проводит в монастырском уединении. Здесь он принимает постриг и становится иноком Димитрием (1668), в честь святого великомученика Димитрия Солунского (+306), пострадавшего за свою христианскую веру при римском императоре Галерии. А уже через год он становится иеродиаконом (монахом в сане диакона) и продолжает усердно служить в Кирилловском монастыре, а потом его переводят в Густынский монастырь на Черниговщине. Так начинается черниговский период в жизни молодого иеродиакона Димитрия Туптало.

В монастыре и заприметил молодого, не лишённого дара красноречия иеродиакона черниговский архиепископ Лазарь Баранович и, посвятив его в сан иеромонаха (священника), приглашает в Чернигов проповедником в кафедральный Спасо-Преображенский собор.

Двадцатичетырёхлетний монах-священник быстро снискал славу талантливого проповедника Слова Божьего, бичующего греховную жизнь «мира сего». В своих проповедях он утешал страждущих, наставлял слабых душой в вере. Именно в Чернигове он снискал славу второго Иоанна Златоуста, богослова, яркого проповедника христианства.

Архиепископ Лазарь Баранович, выпускник, а потом и ректор Киево-Могилянского коллегиума прекрасно владел искусством пиитики. Талантливый стихотворец, он организовал в Чернигове поэтический кружок, который прославился на просторах Малороссии (вт. пол. XVΙΙ-XVΙΙΙ ст.). На черниговской почве взрос поэтический талант будущего черниговского архиепископа Иоанна Максимовича, литератора Иоанна Галятовского, поэтов Ивана Величковского и Стефана Яворского. Свои труды они печатали в типографии черниговского Троице-Ильинского монастыря. Нередко их произведения были насыщены острой полемикой с противниками Православия - католиками и униатами.

Димитрий органично влился в черниговскую поэтическую среду. Прекрасно владея даром стихосложения, он сочиняет поэтические канты - торжественные песнопения церковного содержания и несколько драм, опять-таки церковной тематики. Все эти его сочинения получили большую известность и не потеряли свою свежесть со временем. Некоторые из них вошли в антологию духовной поэзии «Богогласник» - первую печатную антологию духовных песен и стихов, изданную в 1790-1791 гг. в Почаеве.

Здесь, в Чернигове, Димитрий пишет и издаёт свою первую книгу «Руно Орошенное». В ней он прославил икону Ильинской Божьей Матери, написанную иноком черниговского Ильинского монастыря Геннадием Дубенским. Книгу он посвятил Лазарю Барановичу, первому черниговскому архиепископу после долгих лет польского засилья в Сиверском крае, получившему эту должность не без протекции Богдана Хмельницкого. Именно по его благословению он взялся за этот труд.

В предисловии книги Димитрий Ростовский писал: «Руном орошенным именую я здесь и Пресвятую Богородицу, и чудотворный Ее образ, и эту малую книжку, по таковым благословным причинам. Пресвятая Богородица есть Руно орошенное по причине Христова воплощения, Ее чистоты, милости Ее к нам. Христова ради воплощения, ибо, как дождь сошел с Небес на руно (Пс. 71, 6), так Христос воплотился от Девы. Не повреждается руно от росы, сходящей на него, не повредилось и девство от Христа, вселившегося в Нее. «Из безсеменыя прозяб утробы, и сохранив Ю, якоже бе, нетленну»» (Акафист Пресвятой Богородице, икос 7). Лазарь Баранович ответил на эту книгу восторженными стихами.

Слава о красноречии Димитрия ширилась далеко за пределами Черниговской епархии, его наперебой приглашают к себе православные обители Прибалтики и Белоруссии. Дар красноречия молодого иеромонаха настолько покорил прихожан и священноначалие Преображенского монастыря белорусского города Слуцка, что задержался он здесь надолго. И всё это время он читает проповеди и пишет «Диарий», записки на польском языке о событиях, потрясших жизнь Малороссии в ходе многолетней войны между Россией и Польшей.

И только по настоянию гетмана И. Самойловича Димитрий возвращается на Черниговщину и останавливается в Свято-Николаевском Крупицком монастыре под Батурином. Этот монастырь был основан ещё во времена Киевской Руси на месте, где явился образ святителя Николая. Предание сказывает, что монастырь назвали Крупицким по чудесному явлению, произошедшему во время его осады монголо-татарами. Тогда истощённым от голода инокам по их неусыпным молитвам к святителю Николаю посыпалась с неба манна.

Почему Димитрий возвратился не в Чернигов, а нашёл пристанище именно в этом монастыре, сказать сложно. Видимо, это связано с его благоговейным почитанием иконы святителя Николая и стремлением к уединённому образу жизни. Правда, существует предположение, что у него не сложились отношения с Лазарем Барановичем, который грешил излишней опекой и наставлениями, так противными аскетическому духу Димитрия.

Так начался второй черниговский период в его подвижнической жизни. Ему не дают долго засиживаться на одном месте, постоянно переводят из одного монастыря в другой, не забывая при этом повышать в сане. И уже игуменом (настоятелем монастыря) он опять возвращается в Свято-Николаевский Крупицкий монастырь. Пробыв более года настоятелем монастыря, он добровольно отказывается от своего сана и становится простым иноком. В своих проповедях Димитрий призывал прихожан учиться обуздывать своё высокомерие, ибо Церковь считает гордыню большим грехом. И слово у него не разошлось с делом. Он наглядно показал, как нужно «смирять свою гордыню», и тем самым заслужил неподдельное уважение среди братии и мирян.

А вскоре в жизни Димитрия Туптало случилось знаменательное событие. Архимандрит Киево-Печерского монастыря Варлаам (Ясинский) приглашает его в Киев (апрель 1684 г.) и поручает ему написать жития всех христианских святых. Так начинается духовный подвиг Димитрия, продлившийся 20 лет. Главным трудом всей его жизни стал многотомный труд «Книга жития святых» или Четьи-Минеи, где жития христианских святых были расписаны по дням и месяцам их прославления. В основу своей работы он положил сведения Киево-Печерского патерика, рукопись, доставленную ему с Афона, «Великие четьи-минеи», написанные московским митрополитом Макарием (середина XVΙ ст.), а также другие источники.

Аскет по натуре, он всегда стремился к уединению, чтобы в келейной тиши найти так нужное ему наитие для духовной работы. Но Провидению было угодно в очередной раз испытать прочность его веры. Его опять отправляют настоятелем в Свято-Николаевский Крупицкий монастырь (1686-1692). И Димитрий печётся о монастыре, по его неусыпной заботе в обители появляется частица мощей святой великомученицы Варвары. Однажды она явилась ему во сне и упрекала его в нерадении, что он совсем мало молится.

Монастырь процветал, однако за хозяйственными и иными монастырскими заботами настоятель не забывал о житии святых. Именно в Свято-Николаевском монастыре он закончил первую половину Четий-Миней, состоявшую из двух книг, где жития православных святых описаны с сентября по февраль. Первая книга была напечатана в типографии Киево-Печерской лавры (Киево-Печерский монастырь стал лаврой в 1688 г.) в 1689 году, вторая книга вышла через шесть лет.

И опять ему не дают спокойно работать, опять переводят игуменом из одного монастыря в другой. За неполных три года он успел побывать в монастырях Глухова, Киева и Чернигова. Вся эта череда переводов заканчивается игуменством в Свято-Преображенском монастыре Новгорода-Северского. На черниговской земле Димитрий заканчивает свою третью книгу Четий-Миней, которая была издана в Киево-Печерской лавре в 1700 г.

Игуменством в Новгороде-Северском заканчивается период жизни Димитрия Туптало, связанный с Украиной. В Черниговской епархии он провёл в общей сложности 19 лет, и три из четырёх книг своего капитального труда Четьи-Минеи, который не потерял своего значения и в наше время, он написал на черниговской земле.

Не будем подробно касаться дальнейшей судьбы Димитрия, скажем лишь, что Пётр Ι пожелал его видеть митрополитом Тобольским и всея Сибири, а посему он был вызван в Москву (февраль 1701 г.). Как оказалось, Украину он оставил навсегда. Начался новый, относительно непродолжительный период его жизни. Слабое здоровье не позволяло ему отправиться в далёкий Тобольск, и указом Петра I Димитрий был определен на Ростовскую митрополию (1702). Здесь он проводит свои последние годы, заканчивает четвёртую книгу Четий-Миней. Здесь в Троицом соборе Свято-Яковлевского монастыря он нашёл своё упокоение (1709). Русская Православная Церковь не забыла своего верного подвижника и через 48 лет после его смерти прославила в лике святых (1757). Так он стал святителем Димитрием Ростовским. Ныне рака с мощами святителя находится в Зачатьевском соборе Свято-Яковлевского монастыря Ростова Великого.

Митрополит Димитрий стал первым святым, канонизированным к общерусскому почитанию в синодальный период, а также единственным, прославленным в XVIII ст.

В Черниговской епархии о Димитрии Ростовском сберегается добрая память. Ковчег с частицей мощей святителя хранится в церкви архистратига Михаила, что находится в селе Полонки под Прилуками. И в других храмах Черниговщины, где служил святитель, находятся частицы его мощей. Православные искренне верят: если помолиться у иконы святителя, посвятившего свою жизнь описанию жития подвижников христианской веры, которые приняли мученическую кончину, но не отказались от Бога, многие жизненные невзгоды отвернутся.

____________

Фото - http://www.sedmitza.ru/text/977563.html; http://golden-ring.drugiegoroda.ru/people/1996-dimitrij-rostovskij/ и автор

http://rusedin.ru/2013/06/16/svetoch-pravoslaviya/

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Виталий Топчий
Все статьи Виталий Топчий
Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 13:56
К 25-летию смерти Ф. Чуева
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 13:43
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Павел Тихомиров
28.03.2024 13:29
Хатынь двадцать первого века
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 13:17
Пора покинуть планету розовых пони
Новый комментарий от протодиакон Владимир
28.03.2024 13:06
Отчего не видно новых Пушкиных?
Новый комментарий от Андрей Карпов
28.03.2024 11:54