Русский светоч. К 90-летию академика Игоря Ростиславовича Шафаревича

 

Он с дет­ст­ва ог­ром­ным та­лан­том сво­им был об­ре­чён на судь­бу, а не на би­о­гра­фию. Ред­чай­ший ма­те­ма­ти­че­с­кий дар. Го­во­рят, ес­ли бы да­ва­ли Но­бе­лев­скую пре­мию по ма­те­ма­ти­ке, то обя­за­тель­но вру­чи­ли бы Иго­рю Ша­фа­ре­ви­чу. Впро­чем, у не­го и без это­го хва­та­ет всех пре­мий: от Ле­нин­ской до са­мых круп­ных меж­ду­на­род­ных. Член мно­гих Ака­де­мий. И вез­де в раз­ное вре­мя ока­зы­вал­ся не­удоб­ным ла­у­ре­а­том. Сна­ча­ла в Со­вет­ском Со­ю­зе да­ли Ле­нин­скую пре­мию, а по­том не зна­ли, как её обой­ти, ког­да Игорь Рос­ти­сла­во­вич в 70-х го­дах стал вы­сту­пать с рез­ки­ми ан­ти­пра­ви­тель­ст­вен­ны­ми за­яв­ле­ни­я­ми... Хо­те­ли его к се­бе при­бли­зить дис­си­ден­ты, но и там не на­шлось ме­с­та яр­ко­му про­по­вед­ни­ку рус­ско­с­ти, Пра­во­сла­вия, на­ци­о­наль­но­го Воз­рож­де­ния.
Как пи­сал Алек­сандр Со­лже­ни­цын: "Две ты­ся­чи у нас в Рос­сии лю­дей с ми­ро­вой зна­ме­ни­то­с­тью, и у мно­гих она бы­ла ку­да шум­ней, чем у Ша­фа­ре­ви­ча (ма­те­ма­ти­ки ви­та­ют на Зем­ле в блед­ном ма­ло­чис­лии), но граж­дан­ски - все ну­ли по сво­ей тру­со­с­ти, и от это­го ну­ля все­го с де­ся­ток взял да под­нял­ся, взял - да вы­рос в де­ре­во, и средь них Ша­фа­ре­вич... Вход в граж­дан­ст­вен­ность для че­ло­ве­ка не гу­ма­ни­тар­но­го об­ра­зо­ва­ния - это не толь­ко рост му­же­ст­ва, это и по­во­рот все­го со­зна­ния, все­го вни­ма­ния, вто­рая спе­ци­аль­ность в зре­лых ле­тах... А ещё Ша­фа­ре­ви­чу при­рож­де­на са­мая жиль­ная, пло­тя­ная, ну­т­ря­ная связь с рус­ской зем­лей и рус­ской ис­то­ри­ей. Сре­ди ны­неш­них со­вет­ских ин­тел­ли­ген­тов я поч­ти не встре­чал рав­ных ему по сво­ей го­тов­но­с­ти луч­ше уме­реть на ро­ди­не и за неё, чем спа­с­тись на За­па­де... Глыб­ность, ос­но­ва­тель­ность это­го че­ло­ве­ка не толь­ко в фи­гу­ре, но и во всём жиз­нен­ном об­ра­зе за­мет­ны бы­ли сра­зу, рас­по­ла­га­ли..."
И это вер­но, Игорь Рос­ти­сла­во­вич при­тя­ги­ва­ет к се­бе лю­дей не па­ни­брат­ст­вом - здесь, ско­рее, ин­тел­ли­гент­ность, де­ли­кат­ность, чут­кость, ува­жи­тель­ность да­же в от­но­ше­ни­ях с оп­по­нен­та­ми. Но - прин­ци­пи­аль­ность, оп­ре­де­лён­ная рез­кость: с людь­ми ему не­при­ят­ны­ми здо­ро­вать­ся, как де­ла­ют иные, ни­ког­да не ста­нет. Уй­дёт в знак про­те­с­та с лю­бо­го са­мо­го вы­со­ко­по­с­тав­лен­но­го со­бра­ния, ес­ли при нём бу­дут ос­кор­б­лять­ся до­ро­гие ему лю­ди, ис­то­ри­че­с­кие цен­но­с­ти. Так бы­ло не раз. За­то за­щи­щать эти до­ро­гие ему идеи он бу­дет все­гда му­же­ст­вен­но. За дру­зей бу­дет драть­ся до по­след­не­го. И так тоже бы­ло не раз.
О сов­ме­ст­ной по­езд­ке в око­пы При­дне­с­т­ро­вья в пе­ри­од оже­с­то­чён­ных во­ен­ных дей­ст­вий вспо­ми­на­ет Алек­сандр Про­ха­нов: "По­ра­зил Игорь Ша­фа­ре­вич. Ин­тел­ли­гент, учё­ный с ми­ро­вым име­нем, уже немо­ло­дой че­ло­век, он шёл по про­ст­ре­ли­ва­е­мо­му мос­ту, не сги­ба­ясь и не кла­ня­ясь пу­лям. Он чув­ст­во­вал, что обя­зан и та­ким об­ра­зом за­щи­щать Рос­сию, рус­ский на­род. Он был в этот мо­мент во­еди­но с ка­за­ка­ми, сра­жа­ю­щи­ми­ся в Бен­де­рах, с при­дне­с­т­ров­ским опол­че­ни­ем... И мы лю­бо­ва­лись им".
Соб­ст­вен­но, и в 70-е, и в 80-е, и в 90-е, сов­сем уж по­зор­ные, го­ды, да и по сей день, не­смо­т­ря на свой воз­раст па­т­ри­ар­ха, Игорь Рос­ти­сла­во­вич от­ста­и­ва­ет од­ни и те же на­ци­о­наль­ные ин­те­ре­сы сво­ей стра­ны и сво­е­го на­ро­да. Он не был ни крас­ным, ни бе­лым, он чув­ст­ву­ет се­бя рус­ским па­т­ри­о­том, и дру­гим быть не хо­чет.
Ког­да-то в на­ча­ле 80-х, во вре­мя но­вой вол­ны го­не­ний на всё рус­ское, ан­д­ро­пов­ской те­о­рии ис­ко­ре­не­ния "ру­сиз­ма" сре­ди ин­тел­ли­ген­ции, был вновь аре­с­то­ван из­ве­ст­ный пи­са­тель, дав­ний друг и еди­но­мы­ш­лен­ник Ша­фа­ре­ви­ча Ле­о­нид Бо­ро­дин. Он по­зд­нее рас­ска­зы­вал: "Ма­лень­кая де­таль. В 1983 го­ду сле­до­ва­тель, ко­то­рый вёл мое де­ло, в за­клю­чи­тель­ном сво­ём сло­ве при под­пи­са­нии 201-й ста­тьи го­во­рил мне, что ещё не по­зд­но рас­ка­ять­ся, и про­чее, и про­чее... И до­ба­вил: имей­те в ви­ду, всё кон­че­но... Бу­дем са­жать. Я мо­гу вам ска­зать, кто сле­ду­ю­щий - Ша­фа­ре­вич".
По­зд­нее вся друж­ная ко­ман­да из 5-го уп­рав­ле­ния КГБ, ис­ко­ре­няв­шая "ру­сизм" по ко­ман­де Ан­д­ро­по­ва, ус­пеш­но ра­бо­та­ла у од­но­го из ли­де­ров Все­мир­но­го ев­рей­ско­го кон­грес­са - бан­ки­ра Гу­син­ско­го, го­то­ви­ла но­вые про­грам­мы по ис­ко­ре­не­нию "ру­сиз­ма". Фи­липп Боб­ков по-преж­не­му при­слу­жи­вал вла­с­тям, а вот рус­ский па­т­ри­от Игорь Ша­фа­ре­вич не стал пе­ре­вёр­ты­шем, он по-преж­не­му ос­та­вал­ся все эти го­ды на за­щи­те до­б­ра и нрав­ст­вен­но­с­ти.
Ин­те­рес­но, по­че­му с дав­них пор имен­но ма­те­ма­ти­че­с­кая шко­ла в Рос­сии от­ли­ча­ет­ся вы­со­ким па­т­ри­о­тиз­мом? От ве­ли­ко­го ма­те­ма­ти­ка Пон­т­ря­ги­на до его не ме­нее ода­рён­но­го спо­движ­ни­ка Ша­фа­ре­ви­ча... По­че­му поч­ти нет та­ко­го па­т­ри­о­ти­че­с­ко­го на­ка­ла в фи­зи­ке? Может быть по­то­му, что ма­те­ма­ти­ку называют "поэзией чисел"? А по­эзия все­гда на­ци­о­наль­на. Ис­тин­ная по­эзия все­гда на­род­на. Не слу­чай­но Игорь Рос­ти­сла­во­вич так лю­бит сти­хи.
Ког­да-то дав­ным-дав­но Игорь Ша­фа­ре­вич был вун­дер­кин­дом. В сем­над­цать лет он уже за­кон­чил Мос­ков­ский уни­вер­си­тет, в де­вят­над­цать - за­щи­тил дис­сер­та­цию. В двад­цать лет стал пре­по­да­ва­те­лем ма­те­ма­ти­ки в род­ном уни­вер­си­те­те и с удо­воль­ст­ви­ем за­ни­мал­ся со сту­ден­та­ми до тех пор, по­ка его не вы­гна­ли из МГУ за из­лиш­ний для то­го вре­ме­ни "ру­сизм". Но ещё мо­ло­дым он ус­пел по­лу­чить дю­жи­ну раз­ных пре­мий, вклю­чая Ле­нин­скую, и стать чле­ном-кор­ре­с­пон­ден­том Ака­де­мии на­ук. За­то ждать пол­но­го ака­де­ми­ка ему при­шлось це­лых трид­цать пять лет... Вме­ша­лась по­ли­ти­ка. За сбор­ник "Из-под глыб" его хо­те­ли вы­ста­вить из со­вет­ской Ака­де­мии, а за "Ру­со­фо­бию" же­ла­ли изъ­ять уже де­мо­кра­ты из аме­ри­кан­ской Ака­де­мии.
Уди­ви­тель­ный на­род всё же эти учё­ные! Ма­те­ма­ти­че­с­кие за­слу­ги Ша­фа­ре­ви­ча не­о­спо­ри­мы, их и сей­час при­зна­ют - зна­чит, все раз­но­об­раз­ные ре­прес­сии ис­клю­чи­тель­но по иде­о­ло­ги­че­с­ким мо­ти­вам. Где же пре­сло­ву­тые пра­ва че­ло­ве­ка?
Ис­то­ри­ей Игорь Рос­ти­сла­во­вич ув­лёк­ся поч­ти од­но­вре­мен­но с ма­те­ма­ти­кой. Он и в ней ви­дел свою си­с­тем­ность, свою ма­те­ма­ти­че­с­кую кра­со­ту. Как вспо­ми­на­ет Ша­фа­ре­вич, да­же раз­ду­мы­вал - не стать ли ис­то­ри­ком. Но, помимо про­чего, по­ни­мал боль­шую ско­ван­ность ис­то­ри­ка тех лет, от­сут­ст­вие сво­бо­ды ис­то­ри­че­с­кой мыс­ли. Вот этой сво­бо­дой пер­вых сво­их фи­ло­соф­ско-ис­то­ри­че­с­ких ра­бот: о со­ци­а­лиз­ме, о му­зы­ке Шо­с­та­ко­ви­ча, о на­ци­о­наль­ном во­про­се в СССР, да ещё в на­ци­о­наль­но-рус­ском пре­лом­ле­нии, бле­с­тя­щий ма­те­ма­тик вы­звал огонь на се­бя. Как рас­ска­зы­вал мне Игорь Рос­ти­сла­во­вич, он ни­ког­да не по­ся­гал на са­му го­су­дар­ст­вен­ность - на­обо­рот, все­гда был сто­рон­ни­ком силь­но­го го­су­дар­ст­ва в Рос­сии, этим и тог­да, в 70-е-80-е го­ды, от­ли­чал­ся от бес­чис­лен­ных дис­си­дент­ских ру­со­фоб­ских ра­бот. Он из­на­чаль­но чув­ст­во­вал их чу­жесть для се­бя. Но сво­им по­ве­де­ни­ем, сме­ло­с­тью, поч­ти не су­ще­ст­ву­ю­щей в ака­де­ми­че­с­кой сре­де, он до­бил­ся ува­же­ния в кру­гах, близ­ких ака­де­ми­ку Са­ха­ро­ву. Тог­да же его охот­но про­слав­ля­ли в за­пад­ной пе­ча­ти, ста­ви­ли ря­дом с Со­лже­ни­цы­ным. Те же аме­ри­кан­ские ака­де­мии счи­та­ли че­с­тью при­нять его в свои ря­ды...
Пер­вый вы­зов элит­ный вун­дер­кинд сде­лал, ког­да со сво­их ла­у­ре­ат­ских, ака­де­ми­че­с­ких пре­стиж­ных вы­сот ос­ме­лил­ся за­го­во­рить че­ст­ным рус­ским го­ло­сом... И он был прав. Ведь эта ложь и ли­це­ме­рие бреж­нев­ско­го вре­ме­ни, это дву­ли­чие бреж­нев­ской пар­тий­но-тор­го­вой эли­ты и при­ве­ли в кон­це 80-х к кра­ху и ре­жи­ма, и го­су­дар­ст­ва, и эко­но­ми­ки, и на­уки.
Вто­рой вы­зов - мо­жет быть, да­же бо­лее мо­гу­ще­ст­вен­ным меж­ду­на­род­ным си­лам Игорь Ша­фа­ре­вич сде­лал, ког­да со сво­их все­мир­но при­знан­ных вы­сот не про­сто учё­но­го, но и ина­ко­мыс­ля­ще­го пра­во­за­щит­ни­ка, со­рат­ни­ка Со­лже­ни­цы­на и Са­ха­ро­ва, ге­не­ра­ла Гри­го­рен­ко и Мак­си­мо­ва, - поз­во­лил се­бе сна­ча­ла на­пи­сать, а по­том и опуб­ли­ко­вать в па­т­ри­о­ти­че­с­ком жур­на­ле "Ве­че", вы­хо­дя­щем в Мюн­хе­не под ру­ко­вод­ст­вом на­ци­о­наль­но­го рус­ско­го жур­на­ли­с­та Оле­га Кра­сов­ско­го, свою зна­ме­ни­тую, став­шую ны­не клас­си­че­с­кой "Ру­со­фо­бию".
Она по­ро­ди­ла к жизни сот­ни но­вых ра­бот, раз­ви­ва­ю­щих эту те­му. Ею вос­тор­га­лись Та­ть­я­на Глуш­ко­ва и Ста­ни­слав Ку­ня­ев, Илья Гла­зу­нов и Ген­на­дий Ши­ма­нов, Ге­ор­гий Сви­ри­дов и Та­ть­я­на До­ро­ни­на. Пусть иные поз­же ох­ла­ди­ли свои вос­тор­ги и, по­доб­но Глуш­ко­вой, пре­вра­ти­лись в оп­по­нен­тов Ша­фа­ре­ви­ча, но вся её по­зд­няя пуб­ли­ци­с­ти­ка про­ис­хо­дит из "Ру­со­фо­бии". Как го­ва­ри­ва­ли, все мы вы­шли из го­го­лев­ской "Ши­не­ли". Так и па­т­ри­о­ти­ка по­след­не­го де­ся­ти­ле­тия опи­ра­ет­ся на клас­си­че­с­кий труд Ша­фа­ре­ви­ча. Вна­ча­ле, оз­на­ко­мив­шись с текстом, иные име­ни­тые дру­зья со­ве­то­ва­ли во­об­ще при жиз­ни его не пе­ча­тать. Об­кор­на­ли "Ру­со­фо­бию" и в пер­вом ва­ри­ан­те в "На­шем со­вре­мен­ни­ке". Так жгла эта кни­га, так ка­за­лась не­воз­мож­ной к пе­ча­ти при лю­бых ус­ло­ви­ях.
На­чал­ся но­вый этап жиз­ни рус­ско­го учё­но­го, бес­ст­раш­но­го ис­сле­до­ва­те­ля. С ма­те­ма­ти­че­с­кой вы­ве­рен­но­с­тью Игорь Рос­ти­сла­во­вич опи­сал про­цес­сы гло­баль­ной борь­бы с рус­ской пра­во­слав­ной ци­ви­ли­за­ци­ей во все ис­то­ри­че­с­кие эпо­хи: как в цар­ское, так и со­вет­ское, а те­перь уже и в ан­ти­со­вет­ское вре­мя.
Я про­чи­тал "Ру­со­фо­бию" ещё в на­бо­ре, ког­да гос­тил в Гер­ма­нии у Оле­га Кра­сов­ско­го. До это­го уже чи­тал и "Со­ци­а­лизм как яв­ле­ние ми­ро­вой ис­то­рии", и сбор­ник "Из-под глыб", где глав­ны­ми бы­ли ста­тьи Ша­фа­ре­ви­ча и Со­лже­ни­цы­на. И вдруг я уви­дел сов­сем но­во­го для се­бя на­ци­о­наль­но­го мыс­ли­те­ля. Он сме­ло пе­ре­шаг­нул ту план­ку, у ко­то­рой ос­та­но­вил­ся его бы­лой друг Со­лже­ни­цын. Он бро­сил вы­зов ми­ро­вой за­ку­ли­се.
По­ток ос­кор­б­ле­ний в ад­рес все­мир­но из­ве­ст­но­го ма­те­ма­ти­ка за­хле­ст­нул аб­со­лют­но все так на­зы­ва­е­мые де­мо­кра­ти­че­с­кие из­да­ния не толь­ко в Рос­сии, но и во всём так на­зы­ва­е­мом де­мо­кра­ти­че­с­кой ми­ре. Это был на са­мом де­ле все­мир­ный ре­зо­нанс. Ду­маю, нет у де­мо­кра­тов то­го са­мо­го чёр­но­го спи­с­ка, в ко­то­ром бы те­перь на ве­ка ря­дом с До­сто­ев­ским и Ро­за­но­вым не сто­я­ла бы фа­ми­лия Иго­ря Ша­фа­ре­ви­ча.
С дру­гой сто­ро­ны, труд­но оце­нить, на­сколь­ко эта ра­бо­та под­ня­ла рус­ский дух у мил­ли­о­нов на­ших со­оте­че­ст­вен­ни­ков, сколь­ко мо­ло­дых та­лан­тов по­чув­ст­во­ва­ло се­бя рус­ски­ми, как лег­че ста­ло дру­гим рус­ским пи­са­те­лям, пуб­ли­ци­стам, ис­то­ри­кам тан­це­вать от этой печ­ки Ша­фа­ре­ви­ча.
Я ду­маю, сле­ды "Ру­со­фо­бии" есть и в го­раз­до по­зд­нее из­дан­ной кни­ге Со­лже­ни­цы­на "Рос­сия в об­ва­ле", и в "Рас­пя­той Рос­сии" Гла­зу­но­ва, и в ра­бо­тах Ду­ги­на. Пусть её сей­час уже и ос­па­ри­ва­ют са­ми па­т­ри­о­ты, и раз­ви­ва­ют, и уточ­ня­ют. Это тот яв­ный при­мер, ког­да сна­ча­ла от ужа­са и от­кро­ве­ния рот от­кры­ва­ют, а трус­ли­вые за­ле­за­ют под кро­вать, за­тем все при­зна­ют её бе­зус­лов­ную зна­чи­мость, и на­сту­па­ет мо­мент, ког­да всем ка­жет­ся, что это и так все зна­ют, и ни­че­го­шень­ки но­во­го в "Ру­со­фо­бии" нет.
Так, мо­жет быть, ог­ром­ней­шая за­слу­га Иго­ря Рос­ти­сла­во­ви­ча Ша­фа­ре­ви­ча и со­сто­ит в том, что о на­ли­чии ру­со­фо­бии в Рос­сии пи­шут уже и в "Мос­ков­ском ком­со­моль­це", её при­зна­ли как оче­вид­ную и Со­лже­ни­цын, и Го­во­ру­хин, и Зю­га­нов, и ны­неш­ние иде­о­ло­ги "Из­бор­ско­го клу­ба"... А ког­да враг оп­ре­де­лён, с ним лег­че бо­роть­ся...
По­сле "Ру­со­фо­бии" я и сам по­зна­ко­мил­ся с Иго­рем Ша­фа­ре­ви­чем, по­мню, при­шёл к не­му до­мой на Ле­нин­ский про­спект, по­да­рил свою пер­вую книж­ку "По­зи­ция", при­гла­сил в те­атр, где я тог­да ра­бо­тал. "Ру­со­фо­бия" и мне в чём-то раз­вя­за­ла ру­ки. Она ста­ла эта­пом, эпо­хой в ду­хов­ной жиз­ни Рос­сии. Я бы по­ста­вил по зна­чи­мо­с­ти и вли­я­нию на об­ще­ст­во ря­дом с ней за по­след­нее де­ся­ти­ле­тие толь­ко де­я­тель­ность ми­т­ро­по­ли­та Ио­ан­на и наш ран­ний ге­ро­и­че­с­кий пе­ри­од "Дня"... Три зна­чи­мых ве­хи в на­ци­о­наль­но-ос­во­бо­ди­тель­ной борь­бе рус­ско­го на­ро­да кон­ца ХХ ве­ка...
И тем бо­лее по­ра­жа­ет то, что и в об­ста­нов­ке трав­ли в со­вет­ское вре­мя, и в об­ста­нов­ке трав­ли по­сле "Ру­со­фо­бии" Игорь Рос­ти­сла­во­вич ос­та­вал­ся та­ким же де­ли­кат­ным, веж­ли­вым, спо­кой­ным, чут­ким че­ло­ве­ком. Чут­ким к мыс­ли, к кни­ге, к че­ло­ве­ку. В нём есть прин­ци­пи­аль­ность, но нет ор­то­док­саль­но­с­ти. В нём все­гда жи­вая мысль.
Я рад, что и его де­вя­но­с­то­ле­тие да­ло мне по­вод вы­ска­зать мыс­ли о его зна­чи­мо­с­ти в жиз­ни Рос­сии. Мо­жет быть, юби­леи для это­го и су­ще­ст­ву­ют. Под­ве­с­ти ито­ги, ог­ля­нуть­ся, оце­нить сде­лан­ное и ид­ти даль­ше, по­ка хва­тит сил, как ког­да-то го­ва­ри­вал про­то­поп Ав­ва­кум сво­ей су­пру­ге: "Ин­да по­бре­дём..."
И цель его жиз­ни - бит­ва со злом, бит­ва за Рос­сию. Дай Бог Вам, Игорь Рос­ти­сла­во­вич, здо­ро­вья и сча­с­тья в Ва­шей боль­шой се­мье... Всё от­ле­те­ло лиш­нее, все на­ве­ты уле­ту­чи­лись, ос­та­лось ис­крен­нее ува­же­ние, по­чи­та­ние уче­ни­ков и чув­ст­во един­ст­ва в борь­бе...
Рад, что судь­ба све­ла ме­ня с этим уди­ви­тель­ным че­ло­ве­ком, да­ла воз­мож­ность сде­лать с ним в раз­ные го­ды три ин­те­рес­ней­ших бе­се­ды. Рад, что жи­ву в Рос­сии в од­но вре­мя с этим уди­ви­тель­ным, ода­рен­ней­шим че­ло­ве­ком.

http://zavtra.ru/content/view/russkij-svetoch/  

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Владимир Бондаренко
Все статьи Владимир Бондаренко
Последние комментарии
Продолжить святое дело генерала Дитерихса
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
28.02.2021 01:55
«Правая Россия»
Новый комментарий от Григорий Калюжный
27.02.2021 22:53
Император Александр III
Новый комментарий от Русский Сталинист
27.02.2021 22:35
Держись, батька Лукашенко!
Новый комментарий от Советский недобиток
27.02.2021 18:05
Александр Невский на Троицком пути
Новый комментарий от Григорий Калюжный
27.02.2021 17:58
Природное явление, случайная утечка или диверсия?
Новый комментарий от Советский недобиток
27.02.2021 17:51