Комната слов

Наталья Тихонова 
0
01.02.2013 113

Иногда мне представляется страшная комната. Куда ни глянешь - на столе, на полках, на шкафу, на кровати и даже на полу - громоздятся... слова. Мои слова! Сказанные не к месту, сказанные без мысли, сказанные «просто так»... Неуклюжие, некрасивые, ненужные. Я в ужасе стою на пороге и не могу войти, потому что всё занято словами.

Ещё я вспоминаю о нём в преддверии праздников. Потому что в праздничные дни особенно остро чувствуешь, как многословие заглушает тишину чуда.

Евангельская истина - за каждое праздное слово дадим ответ - как, впрочем, и многие другие известные истины в нашей жизни - сродни книгам на полке. Лишь протирая пыль, мы припоминаем названия и цвет корешков. Иногда берём в руки, перелистываем несколько страниц, обещаем себе обязательно прочесть. И ставим на место - до следующей уборки.

«Праздное слово» - понятие очень личное. Один боится обронить и несколько фраз, чтоб не растерять внутренний мир, для другого длинные тирады - самый необходимый словесный минимум. (Почему это так - тема отдельная.) Даже одна и та же фраза может быть или спасительной, или праздной, в зависимости от того, сколько сердца в неё вложено. Привычный вопрос «Как дела?» может быть либо проявлением искреннего участия и готовности помочь, либо лицемерным набором пустых звуков. Вряд ли это значит, что нужно отказаться от подобного рода приветствий. Но помнить об этом не помешает: возможно, когда-нибудь пустые звуки наполнятся сердцем.

Однако как бы ни отличались наши представления о ненужных речах, сущность лишних слов всегда одинакова: они убивают смысл, оставляя после себя бессловесный вакуум. «Дослушав до конца, мы забыли начало, а забыв начало, не поняли конца», - говорили спартанцы в ответ на длинные объяснения. Ведь главное, как правило, - кратко. Всё остальное зачастую - «излишне человеческое»: или от неумения сформулировать мысль, или от страха быть неправильно понятым, или чтобы произвести впечатление...

Мир привык идти к извечным истинам окольными путями. Оглохшая от самой себя, переставшая верить себе, цивилизация рождает такие «шедевры», как музыка без звуков и книги с пустыми страницами. Пьеса «4 минуты, 33 секунды» американского композитора Джона Кейджа, впервые «сыгранная» в 1952 году, и книга «Ничто», выпущенная в США в 1974 (и имевшая несколько переизданий!) - яркие иллюстрации эпохи. О девальвации слова и тишине как жизненной необходимости сегодня с новой силой заговорили философия, лингвистика, психология... Эти естественные, как дыхание, идеи преподносятся в виде открытий и откровений. Но от этого, увы, мало что меняется.

Мне очень нравится притча, в которой рассказывается, как однажды встретились два монаха, давних друга, которые не виделись много лет. Оба были искренне рады встрече, но, пройдя вместе целый день, они не проронили ни слова. А вечером, когда их пути расходились, один из них сказал: «Ну вот и пообщались, брат»...

Понятно, что всё это время иноки молча молились, и молитва единила их больше тысячи слов. О том же говорит известный афоризм: о чём говорить с человеком, с которым не о чем помолчать?

Молчание человека нужно заслужить. Я имею в виду «живое молчание», то, которым «безмолвствуют», а не то, которым «замалчивают»; не безразличие и отчуждённость, и не глупое молчание, когда сказать нечего. Живое молчание надсловесно, оно выражает то, что слова выразить бессильны. Поэтому оно предполагает определённую степень доверия к человеку, готовность разделить его сокровенное. И потому мудрецы говорят: если у вас есть человек, с которым вам хорошо молчать, цените его, как воздух.

Молчание - это не немота. Выбор между словом и молчанием - это скрытый акт речи. Как писал Аполлоний Тианский, греческий мистик-неопифагореец, «молчание тоже есть логос». Символична в этом отношении икона «Иоанн Богослов в молчании». На ней объединены противоположные, на первый взгляд, идеи: левой рукой апостол держит книгу, открытую на первой главе его Евангелия: «В начале было Слово», - а его правая рука в это время поднесена к устам, что является жестом безмолвия. Но противоположность эта мнимая: на самом деле Иоанн говорит и молчит об одном и том же, и это только усиливает значимость сказанного.

«Не научившись молчать, не научишься говорить», - гласит народная мудрость. Но если молчание - это более совершенная форма речи, то верно и другое - не научившись говорить, не научишься молчать.

Для нас, живущих в человеческой сутолоке, мало годятся призывы к обету молчания. Даже спартанский лаконизм в наш неспартанский век не всегда к месту. Но говорить красиво - актуально всегда.

Думаю, многие согласятся, что говорить красиво - категория внутренняя. Это значит говорить сердцем. Говорить осмысленно, без лишних слов. Красивое слово - сильное, потому что оно, идущее от сердца, доходит к сердцу.

Говорить красиво - это значит уметь отличать слова от словесной мишуры. Говорить красиво можно только с памятью о Боге и со страхом Божиим в сердце.

Если научиться говорить перед лицом Бога, тогда проблемы постановки голоса, интонации, логики фразы и слов-паразитов, о которых пишут во всех учебниках по ораторскому мастерству и по которым обычно судят о красоте речи, решатся сами собой.

Пусть образ страшной комнаты - всего лишь моя фантазия. Но всё же каждый из нас знает, что слова никуда не исчезают. Да, их не видно, но, родившись однажды, они не растворяются в воздухе. Они живут - в памяти, в чувствах, в тех изменениях, к которым они привели. Они прилипают к душе, и, в зависимости от их сути, могут быть либо корой, защищающей ствол, либо коростой, уродливой и болезненной.

Слова громоздятся в комнате сердца, не пуская туда Того, Кто стоит у дверей.

Антоний Сурожский рассказывал об одной старушке, которая четырнадцать лет твердила Иисусову молитву, но так и не ощутила Божиего присутствия. Тогда он посоветовал ей каждый день в течение пятнадцати минут просто «радоваться тишине своей комнаты», не произнося ни слова. И вот что говорила впоследствии эта бабушка: «Я... всё больше и больше чувствовала тишину... постепенно я стала замечать, что эта тишина - не просто отсутствие шума, а „имеет густоту". Тишина имела плотность, содержание, и она начала вливаться в меня. Окружающая тишина начала заполнять меня и сливаться с тишиной во мне... Я вдруг заметила, что тишина есть присутствие; и в сердцевине этой тишины был Тот, Кто - сама Тишина, сам Мир, сама Гармония».

Молчание, как иронически заметил французский писатель Жюль Ромен, - такой интересный предмет, что о нём можно говорить часами. Но в то время, пока цивилизация без умолку кричит и впустую рассуждает о молчании, евангельская мудрость продолжает тихо стоять на полке: за каждое праздное слово, которое скажут люди, дадут они ответ в день суда (Мф. 12, 36)... Что может быть глубже, жизненнее и полнее этих слов?

http://otrok-ua.ru/sections/art/show/komnata_slov.html

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза».

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Наталья Тихонова
Изнанка мира
Колымские дороги Варлама Шаламова
01.05.2013
Все статьи Наталья Тихонова
Последние комментарии
Белая лихорадка, красная горячка
Новый комментарий от С. Шараков
06.05.2021 12:02
Посредник и координатор, а не единоличный распорядитель
Новый комментарий от Валерий Новоскольцев
06.05.2021 12:01
Кто готовит революцию в Церкви
Новый комментарий от Сант
06.05.2021 11:26
Очередной раздрай среди монархистов
Новый комментарий от В.Р.
06.05.2021 11:24
Олег Погудин: «Песня — очень личностное высказывание»
Новый комментарий от Советский недобиток
06.05.2021 11:09
Холодная война
Новый комментарий от Алексей Строев
06.05.2021 10:53
О христианском смысле ковида
Новый комментарий от В.Р.
06.05.2021 10:33