О святом первоверховном апостоле Петре мы беседуем с секретарем ученого совета СПДС, клириком храма во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали» протоиереем Димитрием Усольцевым.
- Отец Димитрий, наверняка Вы не раз произносили проповедь в день святых апостолов, да и первую свою лекцию семинаристам начинали с каких-то самых важных слов об апостоле Петре. Что нужно сказать о нем в первую очередь?
- Петр - первый из учеников Христа, исповедовавший Учителя Христом (Мессией) и Сыном Божиим: Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? (Мф. 16, 13). Выясняется, что одни путают Иисуса с Иоанном Крестителем, другие считают, что на землю вернулся один из ветхозаветных пророков. Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты - Христос, Сын Бога Живаго (там же, 15-16). В ответ Учитель называет этого Своего ученика - Симона, сына Ионы - блаженным, т.е. счастливым, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой... (там же, 17), и далее - Камнем (по-гречески камень - Петр), на котором будет создана Церковь. Какие же качества этого простого человека, потомственного рыбака, сделали возможным особое избранничество? Читая Евангелие, мы видим: Петр - человек цельный, решительный и твердый И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним - это о Петре и брате его Андрее Первозванном (Мф. 4, 20). Без колебаний - оставили все свое и последовали за Христом. В дальнейшем мы видим, что именно Петр, видя Иисуса, идущего по воде Генисаретского озера, выходит из лодки на воду и идет к Учителю по волнам (см.: Мф. 14, 29). Именно Петра вместе с Иоанном и Иаковом Учитель берет с Собою на гору Фавор (см.: Мф. 17, 1-6; Мк. 9, 1-8; Лк. 9, 28-36) и в горницу, где лежит умершая девочка, дочь Иаира (Мк. 5, 37, Лк. 8, 51). Наконец, именно Петр первым входит во гроб, где уже нет воскресшего Господа (см.: Лк. 24, 12, Ин. 20, 6). Далее, в книге Деяний святых апостолов мы читаем о том, что именно Петр - после сошествия Духа Святаго на учеников Христовых, после того как они заговорили на разных языках, приведя в смятение жителей Иерусалима,- обращается к собравшимся с первой проповедью только что родившейся Церкви (см.: Деян. 2, 14). Он прямо говорит иудеям, что они руками беззаконных (там же, 23) распяли Мессию, но говорит это не с ненавистью, а с любовью, призывая дом Израилев к покаянию; поэтому слушающие Петра умилились сердцем (Деян. 2, 37). Человеку, воспитанному в иудейской традиции, непросто принять Царство Небесное вместо царства земного - ведь иудеи ждали Мессию, который, прежде всего, избавит Израиль от римского владычества, даст ему мощь и процветание на земле. Однако мы видим, что Петр, воспитанный в той же традиции, милостью Божией крестит не только иудеев, но и язычников, которые раньше считались у иудеев нечистыми людьми. Но Господь в видении открывает Петру то, что у Него нет ничего нечистого (Деян. 10, 10-16), и Петр крестит римского сотника Корнилия и весь дом его; даже его братья-апостолы не могут сразу это принять (см.: Деян. 11, 1-18), и Петру приходится оправдываться перед ними. Петр всегда свидетельствовал о своей вере, не оглядываясь на опасность, и перед синедрионом, и перед властями Рима. По преданию, он обрел мученический венец, был распят при императоре Нероне - вниз головой, потому что сам просил распять его именно так, считая себя недостойным уподобления Христу.
- Но здесь нельзя не сказать и об отречении Петра от Учителя: будучи ревностным и горячим, он переоценил, видимо, свои человеческие силы...
- В страшную ночь ареста Учителя Петр из-за человеческого страха трижды отрицает то, что он - Его ученик (см.: Ин. 18, 17; 25; 27). Но затем мы видим, что раскаяние помогает Петру преодолеть отчаяние. Воскресший Спаситель через троекратное же вопрошание восстанавливает его в апостольском достоинстве и говорит ему: паси овец Моих (см.: Ин. 21, 15-17). Вот этот личный опыт Господней любви, прощения, восстановления человека, пораженного грехом, Петр стремится передать тем малоазийским христианам, к которым обращены его послания. Это опыт благости Божией: ибо вы вкусили, что благ Господь (1 Пет. 2, 3).
- Это замечательные слова; мы должны применять их к себе? Мы тоже вкусили, что Он благ?
- Конечно. Если нам недостает этого чувства благости Божией, то только потому, что мы не замечаем элементарных вещей: мы проснулись утром и увидели Божий мир, мы можем что-то в этом мире сделать, Господь нам дает на это время; мы имеем упование на Бога: в любой момент нашей жизни мы можем прибегнуть к Богу, ко Христу и получить Его поддержку; наша жизнь меняется к лучшему по мере того, как в нас крепнет вера. Даже только идущий еще ко Христу - уже ощущает эту благость, ту силу, которой поддерживается наша жизнь.
- Почему Послания апостола Петра сегодня читать необходимо?
- Послания Петра, написанные, как теперь бы мы сказали, на злобу дня, не теряют своей актуальности. Поводом к их написанию послужили нестроения в Церкви и появление лжеучителей. Некоторые христиане стали толковать учение, переиначивая его под себя, вместо того, чтобы себя переделать под него. Они превратно толковали понятие свободы, которую принес людям Спаситель. Свободу стали понимать как вседозволенность. Петр предостерегал от этого, он призывал христиан, чтобы они покорялись земным властям и исполняли государственные законы как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божии (1 Пет. 2, 16). Второе послание Петра было написано уже тогда, когда то, о чем он предупреждал в первом, получило развитие. Во втором послании он самым настойчивым образом предупреждает Церковь о лжеучителях, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель (см.: 2 Пет. 2, 1), и о людях, которые, избегнув скверн мира чрез познание Господа... опять запутываются в них (2 Пет. 2, 20). И сегодня мы видим, что негативные процессы происходят не только снаружи, но и внутри Церкви. Люди, испытывающие потребность в богообщении, приходят в храм, но приносят с собою нечто свое, мирское. Из-за этого происходит не освящение взаимоотношений внутри Церкви, а, напротив, их обмирщение. Безусловно, мы должны обращать на это внимание и укрепляться теми поучениями, которые оставил нам апостол Петр.
- В короткой газетной публикации невозможно проанализировать Петровы послания строка за строкой, хотя это было бы замечательно. Остановимся лишь на некоторых местах. «...Сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный» (1 Пет. 2, 5) - это о нашем отношении к Церкви?
- Конечно. Член Церкви Христовой - это не просто тот, над кем было совершено таинство Крещения и кто носит крест. Нельзя быть христианином только по выходным дням или только тогда, когда нас постигают какие-то испытания. Мы призваны к живому исповеданию; мы должны жизнью своей свидетельствовать перед ближними о Христе. Если это чувство долга у человека будет, тогда он будет чувствовать себя тем самым живым камешком Церкви - Дома духовного. Апостол здесь напоминает нам о том, что мы склонны забывать в суете.
- Апостол вспоминает слова из псалма Давида, процитированные в свое время Спасителем, о «камне, который отвергли строители» (см.: Пс. 117, 22; Мк. 12, 10; 1 Пет. 2, 7-8), и говорит, что неверующие все время претыкаются об этот камень, т.е. о Христа. Чем дальше мы от апостольских времен, тем современнее звучат эти слова.
- В чем состоит претыкание? Когда Церковь говорит человеку, что надо оставить тот образ жизни, к которому он привык, который ему приятен, что надо стать иным, это всегда попадает на больное место, ведь собственная совесть человека уже обличает. Человеку надо защититься, и он ищет способ унизить, уничижить, попрать тот авторитет, который оказался перед ним. Отсюда желание ругать, критиковать, высмеивать или же переиначивать, перетолковывать евангельские события. Конечно, мы наблюдаем это сегодня и будем наблюдать до скончания века сего.
- В 3‑й главе первого послания Петр говорит о гармоничных отношениях мужчины и женщины, мужа и жены. Но не приходится ли Вам слышать, что это устарело, другой сейчас жизненный уклад, и женщины другие, и мужчины?
- А в чем мы другие? Апостол говорит о взаимном уважении супругов; об их ответственности друг за друга, о взаимной жертвенности, что никогда не утратит значения. Петр противостоит тому, чему необходимо противостоять и сегодня. Для тех самых лжеучителей, путавших свободу во Христе со вседозволенностью, «свобода» распространялась и на отношения мужчины и женщины. И сегодня такой подход - в порядке вещей. Апостол говорит еще и о разнице между мужчиной и женщиной, о различии их предназначений - сегодня мы видим, что эту разницу стремятся намеренно стереть (феминизм, «преодоление гендерных стереотипов» и т.д.). Что здесь изменилось, что утратило актуальность? Апостол Петр (семейный человек, напомню, хотя нам почти ничего не известно о его семействе) более чем актуален для современных молодых людей, которые хотят создать семью, хотят, чтобы в их семье были любовь и взаимопонимание.
Беседовала Марина Бирюкова
Православная вера, № 13 (465), 2012 г.
http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=60785&Itemid=3