«Страна темна, а человек в ней светится»

0
395
Время на чтение 3 минуты

В конце октября в университетском храме мученицы Татианы состоялась презентация книги Олеси Николаевой «Чудесные истории». Был на этот вечере и архимандрит Тихон (Шевкунов), который не только с Олесей давно дружен, но и книга его «Несвятые святые» сюжетно кое-где с «Чудесными историями» перекликается. Однако вовсе не соперничает. И не потому, что кто-то пишет хуже, а кто-то лучше, а потому что на этом поле соперничества пока нет. Оба сочинения блещут новизной темы, и это факт поразительный и по-своему печальный.

Меня всегда удивляло, что русская литература девятнадцатого века, та самая, что перефразируя известное речение Тертуллиана, по натуре христианка, фактически обошла церковную жизнь стороной. В хрестоматийных сочинениях русских классиков от Грибоедова до Чехова чрезвычайно мало образов православных священников, монахов, паломников, да просто благочестивых мирян. Конечно, можно вспомнить «Выбранные места из переписки друзьями», «Соборян», «Братьев Карамазовых», «Архиерея», «Живые мощи», но и по своей роли, и по разнообразию, и по богатству церковная жизнь заслуживала гораздо большего. Отчего героями русской классики стали «лишние люди», а не христианские подвижники, можно сегодня только гадать и высказывать самые разные предположения, не стала эта тема ключевой и в литературе ХХ века (хотя, разумеется, можно вспомнить Шмелева, Зайцева, Бориса Ширяева, Ирину Головкину), и потому книга отца Тихона оказалась прорывом и своеобразным вызовом.

В ней рассказывается о том мире, который существует, всегда существовал параллельно нашему и благодаря которому историю страны последних десятилетий нельзя свести ни к безумному построению местных вавилонских башен и проведению региональных потопов, ни к накопительству и гламуру. Что бы ни происходило с Россией в ХХ веке, в ней всегда были другие люди. Их преследовали, убивали, сажали в тюрьмы, иногда злобно высмеивали, травили, но они все равно жили так, как велит им Господь, и об этой стойкости, о - если хотите упрямстве и одновременно снисходительности по отношению к своим гонителям - и поведал игумен Сретенского монастыря. Причем поведал в настолько увлекательной, захватывающей манере, что вот - редкий случай - когда читаешь, не отрываясь, а потом то и дело возвращаешься и перечитываешь снова.

Многие привыкли воспринимать Церковь как место сумрачное, заунывное, безрадостное и довольно однообразное. А особенно монастыри. Долгие службы, посты, поклоны. Архимандрит Тихон показал, что это не так. Его книга привлекает разнообразием человеческих лиц и характеров. Там что не человек - от старца Иоанна (Крестьянкина) до обыкновенных трудников, то - личность. Крупные, страшно интересные люди. Они все очень разные, каждый со своим норовом и своими привычками, между ними бывают свои несогласия и неустройства, монастырь - это вовсе не тишь и благодать, и рядом со святостью всегда ходит, искушает подвижников нечистый дух. Да и человеческую природу истребить невозможно. Больше того, нет сомнения, что какие-то темы и сюжеты автор обошел или коснулся вскользь, и он знает гораздо больше, чем говорит, но как опытный режиссер ставит авторскую камеру так, что мы оказываемся внутри этого пространства. Многого не понимаем, чувствуем, что от чего-то нас отвлекают, где-то недоговаривают, а где-то просто разыгрывают, возможно, даже, мистифицируют, но вольно или невольно эти приемы работают на художественную сторону произведения, а, следовательно, и на основную мысль.

Многие ли читатели книги отца Тихона, закрыв последнюю страницу (если не раньше) решат отправиться теперь в монастырь - на время или навсегда - да и не разочаруются ли они, столкнувшись с иной, внешне, думаю, не столь увлекательной действительностью (увлекательной у отца Тихона даже тогда, когда молодого послушника отправляют убирать за коровами) - так даже вопрос ставить нельзя. Автор ничего и не навязывает и явно не стремился заманить, уловить человеческие души, он просто рассказывает о том, что бесконечно дорого его сердцу. И тем не менее в советское время эту книгу следовало бы запретить, а ее создателя привлечь к уголовной ответственности, потому что подспудно она содержит то, что называлось в ту пору пропагандой религиозного образа жизни и было Конституцией строго запрещено. Что же касается нашего обезличенного времени, когда люди катастрофически нивелируются, подвергаются глобализации словно какой-то духовной стерилизации или, точнее было бы сказать, кастрации, «Несвятые святые» представляют собой документ личностного сопротивления. «Страна темна, а человек в ней светится», - заметил как-то Андрей Платонов. Это как раз про героев отца Тихона.

http://www.moskvam.ru/zhurnal/publication/?id=521

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Алексей Николаевич Варламов
Все статьи Алексей Николаевич Варламов
Последние комментарии
Государственная идеология России
Новый комментарий от altlisek
04.11.2024 23:56
Предвыборное интервью Дональда Трампа
Новый комментарий от Агафон
04.11.2024 23:06
Религиозная амбивалентность?
Новый комментарий от учитель
04.11.2024 22:33
Воспитание наследников отеческого сыновства
Новый комментарий от О. Евгений
04.11.2024 17:23
Крест русского солдата
Новый комментарий от Человек
04.11.2024 16:21
«Хиджабы, никабы, ещё нужно разобраться, что это такое»
Новый комментарий от Русский танкист
04.11.2024 16:13