Каждый человек стремится - осознанно или нет - к соединению с Богом, к получению Его благодати. Но каков истинный путь к этой цели?
Известно, что Бог дал человеку все необходимое для подготовки к Царству Небесному, хотя многие не понимают, не знают, что и как нужно делать, чтобы соединиться с Богом.
Нужно помнить, что соединение с Господом происходит синергично, через соработничество человека и Бога, и это достигается именно христианским образом жизни. Преподобный Серафим Саровский в одной из своих бесед дал определение пути православной жизни. В этом определении, только на первый взгляд таком простом, кратко очерчена жизнь православного христианина: пост, молитва, бодрствование и исполнение иных христианских заветов и правил. Но какими бы благими они ни были, нашей целью не является лишь их механическое исполнение. Истинным смыслом христианской жизни является стяжание Святаго Духа Божиего, то есть мы не только обязаны исполнять установленные Церковью правила и следовать ее учению, но главной нашей целью должно быть именно стяжание Святаго Божиего Духа. А пост, молитва, бодрствование, милосердие и делание всякого доброго дела именем Христа является лишь средством стяжания Святаго Духа. При этом надо помнить, что именно добро и милость, соделанные именем Христа и ради Христа, дают добрый плод Святаго Духа, что так необходимо любому человеку. А просто так, не во имя Христа сотворенное добро ни в этом земной жизни не даст Божией благодати, ни в вечной жизни не зачтется добродетелью. Именно потому говорил Господь: «Кто не собирает со Мною, тот расточает». Прекрасно творить доброе дело, ибо оно служит нашему соединению с Богом, стяжанию добродетели, но вместе с тем мы не можем забывать, что все добрые дела должны твориться именем Господа. Мы, христиане, сами должны заботиться о своем спасении и делать все для того, чтобы благодать Божия снизошла на нас. Для каждого христианина доступно то учение, что проповедуется Церковью; главное - воспринять его всем сердцем.
Очень часто многие христиане спрашивают: с чего же начинается духовная жизнь человека?
Духовная жизнь начинается с обращения человека, то есть с отказа от привязанности к миру, к его благам. Преподобный Исаак Сирин писал, что «миром» именуется совокупность человеческих страстей. Для этого великого мистика и аскета страсти были составляющей течения земной жизни. Отказ от земного является условием возвращения духа к самому себе, концентрации душевного внимания, возвращения, соединения с Господом. Святой Иоанн Лествичник дает краткое, но емкое определение: «всегдашнее понуждение естества и неослабное хранение чувств».
Сердце верующего все время должно быть горячим, а разум - холодным, и сердце всегда должно быть сопряжено с разумом; сердце является центром человеческой сути, основой интеллекта, воли и точкой отсчета. У человека разум постоянно должен быть трезвым, и он должен жить душой. Отцы Восточных Церквей часто отождествляли душу и образ Божий в человеке. Христианин должен жить душой, все человеческое начало должно стать духовным, уподобиться Господу.
Соединение с Господом невозможно без молитвы, ибо молитва - это форма личного общения человека с Богом. По словам святого Григория Паламы, «молитва же сильная, священнодействуя, совершает простертие человека к Богу и соединение с Ним, по существу своему будучи союзом разумных тварей с Создателем их». В молитве человек лично встречается с Богом, познает Его, любит Его. Соединенные с Богом приближаются к состоянию совершенного человека. Христианин должен сам себя побуждать к соединению с Богом. Когда у преподобного Серафима Саровского спросили, какие препятствия ожидают современных христиан на пути к стяжанию святости и благодати, которые щедро изливались в прежние времена, он ответил, что современным людям недостает лишь одного - решимости.
Многие христиане опасаются, что на пути к Христу они потеряют многое в личностном плане. Это большое заблуждение. На пути, ведущем к соединению с Господом, человек личностно никогда ничего не теряет, хотя ему и придется в какой-то мере отречься от своей воли и многих своих природных наклонностей. Лишь тогда, когда он свободно и добровольно, без сожаления откажется от всего плохого, характерного для него, природа человека полностью раскроется в благодати. Но ограничения и испытания не поведут по пути к Господу, если христианин не наложит их на себя добровольно. Полноценная личность осознанно принимает все свои решения, тут нельзя делать что-либо по принуждению. И чем дальше продвигается человек на пути соединения с Господом, тем высшее сознание он получает. Святой Макарий Египетский говорил, что зажженный Святым Духом в сердцах людей огонь благодати заставляет христиан светиться перед Сыном Божиим, словно светильники. Сами ангелы припадают к свету этого огня. Именно этот божественный огонь изгоняет диавола, искореняет грех. Человек никогда ничего не теряет на пути, ведущему к Господу, наоборот, он приобретает намного больше, чем имел ранее.
Перевел с грузинского Мераб Джикия
http://www.pravoslavie.ru/put/48290.htm