- Отец Пахомий, скажите, пожалуйста, вечные вопросы: в чем смысл
жизни? зачем человек приходит в этот мир? - актуальны для православного
человека? Или верующие люди на эти вопросы для себя раз и навсегда
ответили и живут спокойно?
- Безусловно, для православного человека ответ известен. Но я бы
уточнил: не просто для верующего, а для церковного человека, который
сознательно пришел к Богу, для него, конечно, все решено, все известно. И
он понимает, для чего он живет, к чему стремится и какой дорогой ему
нужно идти.
- Значит, православный человек - это человек без душевных терзаний?
- Любой человек хотя бы раз в жизни должен задуматься: зачем он в
этот мир пришел, к чему ему стремиться? Потому что цель - это главное.
Богат ты или беден, здоров или болен, какое у тебя положение в обществе -
это все вопросы второстепенные по сравнению с основным: зачем ты вообще
живешь? Особенно вопрос этот актуален для молодого человека. Каждый из
нас проходит свой путь развития. Ребенку все предельно ясно в этом мире:
мама, папа, школа, игры... Но, по достижении определенного возраста - его
еще называют переходным, у человека появляются более сложные
обстоятельства и более серьезные вопросы. Этому часто сопутствуют первые
неудачи, разочарования, ошибки, падения. Совершенно закономерно, что
вслед за этим возникает вопрос: зачем я здесь? Потом, с возрастом,
главные вопросы становятся не такими острыми, потому что появляются быт,
рутина и в духовной, и в семейной, и в общественной жизни. Поэтому
важно задаться этими вопросами именно в юности. Если же ответ на них не
будет найден, я считаю, жизнь такого человека будет прожита зря.
- Так категорично? Вся жизнь - зря? Такое, вообще, возможно?
- Это не значит, что Богу такой человек не нужен, что Бог о нем не
заботится и забыл о нем. Это как мама и маленький ребенок, который
набедокурил, спрятался и думает, что он очень сильный. А мама издалека
за ним посматривает и качает головой. Но все равно любит.
Тут дело в другом. Если человек не задался вопросом смысла жизни,
значит, не попытался разобраться. Я говорю это как священник, к которому
приходят разные люди - и молодые, и пожилые. Встречаются такие, кто ни
разу даже не задумывался: зачем я живу? Но ведь когда мы принимаем
решение идти в каком-то направлении, например по дороге, мы это для себя
объясняем: потому что там моя цель; потому что эта дорога проще и так
далее. А как же можно целую жизнь прожить, не задумываясь? Это тоже наш
путь!
- Уверена, что среди прихожан храмов есть простые люди, которые ходят
на службы, исповедуются, причащаются, веруют в Бога, но не мучаются
сложными вопросами: зачем я живу, почему? Живут просто, бесхитростно... Не
они ли образец искренности и чистоты?
- Человек, вообще, существо, несмотря на огромное количество
индивидуумов, достаточно предсказуемое. В семинарии есть такой предмет
«Пастырское богословие». В рамках этого курса будущим священникам
рассказывают о типажах людей, с которыми они будут встречаться в храме. В
учебниках отмечается, что, исповедуя людей, беседуя с ними, священник
обязательно обратит внимание на то, что при всей пестроте есть некие
группы. И среди них есть так называемые простецы. На самом деле,
настоящая христианская простота - это великая добродетель. Встречается
она очень редко и означает, что человек очень цельный внутренне. Для
примера можно взять исторический, традиционный уклад русской деревни.
Живут люди, знают, что есть Бог, есть царь и видят свое место в этом
мире. Рождаются, пашут, сеют, болеют, умирают... Воспринимают все
естественно. Но сейчас чаще встречается совсем другая простота. Та, что
хуже воровства. И не только в храме. Не стоит делить людей на тех, кто в
храме и кто за воротами храма. Мы члены одного и того же общества.
Просто Церковь предлагает нам путь, пойдя которым, мы можем
усовершенствоваться. Если человек пытается воспользоваться этим путем,
он сможет чего-то достигнуть. Если он пришел, но не хочет меняться, да,
он будет внутри Церкви, но при этом ничего не приобретет.
- Кроме вопросов: зачем? почему? - есть еще вопрос: как? На жизненном пути он возникает постоянно. Как быть с ним?
- Безусловно, есть какое-то начало пути. Если человек воспитывался в
нерелигиозной семье, но понял, что без Бога не найдет ответы на свои
вопросы, - он первый шаг сделал. Многие на этом останавливаются. Но надо
всегда идти от меньшего к большему. Если ты родился в России -
посмотри, кто твои предки, дедушки, бабушки, чем они жили. Узнай их
путь. Открой книги, почитай. Конечно, очень многое в самоопределении
человека зависит от родителей. Сейчас часто можно услышать: нужно дать
ребенку свободу, дать право самому выбирать. Но мы же не даем ему право
выбирать язык. Может быть, он хотел бы говорить по-английски? Но такие
рассуждения - от нежелания брать ответственность на себя. Только
родители дают ребенку основу.
- А в более прикладном, не глобальном смысле? Как понять, к чему тебя
призвал Бог? К какому поприщу? Для православного человека существует
такое понятие, как призвание?
- Мы каждый день делаем выбор. Чтобы понять, куда отправляться,
христианин должен обратиться к Евангелию. Там наш путь очень четко
указан. А призвание... У человека может быть призвание к какому-то
служению, деятельности. Но если брать более глобально, можно сказать,
что любой христианин призван к встрече с Богом. Наша главная цель -
встреча с Ним. А приход к Богу всегда обусловлен призывом. И если
кому-то кажется - меня никто не звал, - это неправда. В жизни любого
человека всегда есть момент, когда Господь его призывает.
Но Господь предлагает нам разные пути и множество средств для
достижения главной цели в жизни. Кто-то будет священником, кто-то
мирянином. При этом и священник, и певчий, и дворник, и президент? делая
выбор, руководствоваться будут верой. К тому же, если человек верующий,
он может помолиться Богу и попросить: Господи, Ты мне подскажи! Ведь
есть воля человеческая, а есть воля Божья. И очень важно, чтобы наша
воля не входила с ней в противоречие.
- У нас есть свобода выбора, но мы должны просить о подсказках.
Правильно? Случается, что ожидание подсказок свыше приводит к тому, что
человек проводит дни в созерцании и философском безделье. Это типично
для русских - ждать озарения, знака свыше.
- Просить обязательно нужно. Но делать это надо в серьезных случаях.
Бывает, что человек советуется, когда и сам прекрасно понимает, как
нужно поступить. Случается и так, что человек ждет Божьего вмешательства
в свою жизнь, ожидая чего-то сверхъестественного. У преподобного
Антония Великого есть фраза: спасение и погибель от ближнего. Бог
открывается нам в явлениях этого мира, в поступках наших близких. Вот мы
с вами поговорили - вы что-то поняли, я что-то вынес для себя. Ведь
человек и к Богу-то приходит через кого-то, находится человек, который
приводит его в Церковь.
Не надо всю жизнь ждать, что вот разверзнутся небеса, ангелы
спустятся и куда-то тебя понесут. Подсказки Бога есть, они рядом, просто
мы их не замечаем или не хотим замечать. Примеров масса: у семьи не
было детей. Родители помолились Феодоровской иконе Божией Матери.
Ребеночек родился. Они говорят: совпадение. Но почему же? Ведь ты просил
и получил! И в следующий раз сможешь попросить. Это просто.
- Человек движется по жизни: слушает свое сердце, просит помощи у
Бога, присматривается к подсказкам Бога, но есть еще и перекрестки. И
есть люди, которые в определенные моменты жизни идут на красный свет.
Например, Ломоносов. Родился в деревне, но пошел поперек традиций.
Такая стратегия с точки зрения Православия - правильная или нет?
- Смотря чего человек добивается. В том, к чему стремился Ломоносов,
не было ничего греховного. Может быть, это не совпадало с привычным для
его родителей укладом жизни, но он стремился к просвещению, к познанию
Бога и мира. И он проявил себя как волевая личность. Если такое
случается, надо задаться вопросом: мой поступок греховен или нет?
Обратиться к своей совести и Евангелию. Если не греховен, но ты идешь
против мнения людей, против социальной традиции - это вполне допустимо. В
жизни приходится и сражаться, и встречать непонимание, и проходить
через трудности. В этом нет ничего плохого. Бог не запрещает человеку
делать свой выбор. И не надо ничего усложнять.
Все зависит от самого человека. Не принципиально, какая именно у него
профессия: можно быть честным барменом и вороватым продавцом в книжном
магазине. Конечно, работа бармена с духовной точки зрения опаснее своими
соблазнами. Но прямого греха в этом нет. Просто мы постоянно должны
взвешивать свои поступки на внутренних весах и спрашивать себя: то, как я
поступаю, приближает меня к Богу? Это целая наука, но к этому всю жизнь
надо стремиться.
- Вот еще один пример. Мы живем в России. Здесь жить трудно. И
возникает мысль: может быть, мы призваны Богом здесь жить? Или лучше
просто уехать и не испытывать этих сложностей? Как вы к этому
относитесь?
- Есть хорошая поговорка: свинья везде грязь найдет. Можно выехать за
границу и остаться там таким же человеком. Вам же приходилось встречать
наших соотечественников за рубежом и видеть, как они себя ведут? Да,
здесь бывает плохо, грязно, некрасиво. И я не призываю: раз родился на
помойке, там и живи. Мы должны разгребать эту помойку. Многие вещи
зависят от нас - мое сердце, моя душа, мой дом, мой храм, мои прихожане.
Все очень просто - нужно жить по совести. Это значит, создавать порядок
внутри себя и вокруг себя. Будь честным продавцом, учителем, врачом - и
когда-то ты встретишь честного милиционера, чиновника.
- Есть выражение «мы не ищем легких путей». Значит, легкие пути - плохие?
- Не всегда легкий путь - это бесчестный путь. Человек может
споткнуться и на сложном пути. У нас говорят и так: умный в гору не
пойдет.
- Вы можете привести пример из собственной жизни о призвании, выборе пути. Как это было у вас?
- На самом деле, всё, что я говорил,- это примеры из моей собственной
жизни. Делая выбор, человек должен помнить, что он несовершенен, что
есть в жизни вещи, не подвластные ему. Так и приходишь к пониманию того,
что есть Господь. А потом начинаешь искать свое место в этом мире. Я
для себя понял, что это служение Богу, служение Церкви. Почувствовал это
сердцем. Больше этого нет ничего. Это и есть призвание, о котором мы с
вами говорили.
Часто человек стремится сделать выбор в чем-то малозначительном и
забывает о глобальном. Иногда стоишь на перекрестке и думаешь: на
красный цвет пойти или на зеленый. Но дело не в цвете - это же все
понимают. Важно, что если пойдешь на красный, можешь вообще лишиться
жизни. Это банальный пример, но в жизни глобальный выбор - это очень
серьезно.
http://www.vzsar.ru/special/2011/08/04/igumen_pahomiy_%28bruskov%29__vazhno_sdelat_globalnyy_vybor_.html