«Важно сделать глобальный выбор»

0
741
Время на чтение 7 минут
Куда пойти, как поступить, что выбрать? - вопросы встают перед нами каждый день. Из ответов, как мозаика, складывается вся жизнь. Можно ли прожить ее неправильно? На каких перекрестках принимаются определяющие решения? Есть ли у человека призвание? О том, как ориентироваться по главной карте нашей жизни, корреспонденту «Взгляда-Православие» рассказывает настоятель Свято-Троицкого собора г. Саратова игумен Пахомий (Брусков).

- Отец Пахомий, скажите, пожалуйста, вечные вопросы:  в чем смысл жизни? зачем человек приходит в этот мир? - актуальны для православного человека? Или верующие люди на эти вопросы для себя раз и навсегда ответили и живут спокойно?
  

- Безусловно, для православного человека ответ известен. Но я бы уточнил: не просто для верующего, а для церковного человека, который сознательно пришел к Богу, для него, конечно, все решено, все известно. И он понимает, для чего он живет, к чему стремится и какой дорогой ему нужно идти.
  
- Значит, православный человек - это человек без душевных терзаний?
  
- Любой человек хотя бы раз в жизни должен задуматься: зачем он в этот мир пришел, к чему ему стремиться? Потому что цель - это главное. Богат ты или беден, здоров или болен, какое у тебя положение в обществе - это все вопросы второстепенные по сравнению с основным: зачем ты вообще живешь? Особенно вопрос этот актуален для молодого человека. Каждый из нас проходит свой путь развития. Ребенку все предельно ясно в этом мире: мама, папа, школа, игры... Но, по достижении определенного возраста - его еще называют переходным, у человека появляются более сложные обстоятельства и более серьезные вопросы. Этому часто сопутствуют первые неудачи, разочарования, ошибки, падения. Совершенно закономерно, что вслед за этим возникает вопрос: зачем я здесь? Потом, с возрастом, главные вопросы становятся не такими острыми, потому что появляются быт, рутина и в духовной, и в семейной, и в общественной жизни. Поэтому важно задаться этими вопросами именно в юности. Если же ответ на них не будет найден, я считаю, жизнь такого человека будет прожита зря.
  
- Так категорично? Вся жизнь - зря? Такое, вообще, возможно?

  
- Это не значит, что Богу такой человек не нужен, что Бог о нем не заботится и забыл о нем. Это как мама и маленький ребенок, который набедокурил, спрятался и думает, что он очень сильный. А мама издалека за ним посматривает и качает головой. Но все равно любит.
  
Тут дело в другом. Если человек не задался вопросом смысла жизни, значит, не попытался разобраться. Я говорю это как священник, к которому приходят разные люди - и молодые, и пожилые. Встречаются такие, кто ни разу даже не задумывался: зачем я живу? Но ведь когда мы принимаем решение идти в каком-то направлении, например по дороге, мы это для себя объясняем: потому что там моя цель; потому что эта дорога проще и так далее. А как же можно целую жизнь прожить, не задумываясь? Это тоже наш путь!
  
- Уверена, что среди прихожан храмов есть простые люди, которые ходят на службы, исповедуются, причащаются, веруют в Бога, но не мучаются сложными вопросами: зачем я живу, почему? Живут просто, бесхитростно... Не они ли образец искренности и чистоты?

  
- Человек, вообще, существо, несмотря на огромное количество индивидуумов, достаточно предсказуемое. В семинарии есть такой предмет «Пастырское богословие». В рамках этого курса будущим священникам рассказывают о типажах людей, с которыми они будут встречаться в храме. В учебниках отмечается, что, исповедуя людей, беседуя с ними, священник обязательно обратит внимание на то, что при всей пестроте есть некие группы. И среди них есть так называемые простецы. На самом деле, настоящая христианская простота - это великая добродетель. Встречается она очень редко и означает, что человек очень цельный внутренне. Для примера можно взять исторический, традиционный уклад русской деревни. Живут люди, знают, что есть Бог, есть царь и видят свое место в этом мире. Рождаются, пашут, сеют, болеют, умирают... Воспринимают все естественно. Но сейчас чаще встречается совсем другая простота. Та, что хуже воровства. И не только в храме. Не стоит делить людей на тех, кто в храме и кто за воротами храма. Мы члены одного и того же общества. Просто Церковь предлагает нам путь, пойдя которым, мы можем усовершенствоваться. Если человек пытается воспользоваться этим путем, он сможет чего-то достигнуть. Если он пришел, но не хочет меняться, да, он будет внутри Церкви, но при этом ничего не приобретет.
  
- Кроме вопросов: зачем? почему? - есть еще вопрос: как? На жизненном пути он возникает постоянно. Как быть с ним?

  
- Безусловно, есть какое-то начало пути. Если человек воспитывался в нерелигиозной семье, но понял, что без Бога не найдет ответы на свои вопросы, - он первый шаг сделал. Многие на этом останавливаются. Но надо всегда идти от меньшего к большему. Если ты родился в России - посмотри, кто твои предки, дедушки, бабушки, чем они жили. Узнай их путь. Открой книги, почитай. Конечно, очень многое в самоопределении человека зависит от родителей. Сейчас часто можно услышать: нужно дать ребенку свободу, дать право самому выбирать. Но мы же не даем ему право выбирать язык. Может быть, он хотел бы говорить по-английски? Но такие рассуждения - от нежелания брать ответственность на себя. Только родители дают ребенку основу.
  
- А в более прикладном, не глобальном смысле? Как понять, к чему тебя призвал Бог? К какому поприщу? Для православного человека существует такое понятие, как призвание?
  
- Мы каждый день делаем выбор. Чтобы понять, куда отправляться, христианин должен обратиться к Евангелию. Там наш путь очень четко указан. А призвание... У человека может быть призвание к какому-то служению, деятельности. Но если брать более глобально, можно сказать, что любой христианин призван к встрече с Богом. Наша главная цель - встреча с Ним. А приход к Богу всегда обусловлен призывом. И если кому-то кажется - меня никто не звал, - это неправда. В жизни любого человека всегда есть момент, когда Господь его призывает.
  
Но Господь предлагает нам разные пути и множество средств для достижения главной цели в жизни. Кто-то будет священником, кто-то мирянином. При этом и священник, и певчий, и дворник, и президент? делая выбор, руководствоваться будут верой. К тому же, если человек верующий, он может помолиться Богу и попросить: Господи, Ты мне подскажи! Ведь есть воля человеческая, а есть воля Божья. И очень важно, чтобы наша воля не входила с ней в противоречие.
 
- У нас есть свобода выбора, но мы должны просить о подсказках. Правильно? Случается, что ожидание подсказок свыше приводит к тому, что человек проводит дни в созерцании и философском безделье. Это типично для русских - ждать озарения, знака свыше.
  
- Просить обязательно нужно. Но делать это надо в серьезных случаях. Бывает, что человек советуется, когда и сам прекрасно понимает, как нужно поступить. Случается и так, что человек ждет Божьего вмешательства в свою жизнь, ожидая чего-то сверхъестественного. У преподобного Антония Великого есть фраза: спасение и погибель от ближнего. Бог открывается нам в явлениях этого мира, в поступках наших близких. Вот мы с вами поговорили - вы что-то поняли, я что-то вынес для себя. Ведь человек и к Богу-то приходит через кого-то, находится человек, который приводит его в Церковь.
  
Не надо всю жизнь ждать, что вот разверзнутся небеса, ангелы спустятся и куда-то тебя понесут. Подсказки Бога есть, они рядом, просто мы их не замечаем или не хотим замечать. Примеров масса: у семьи не было детей. Родители помолились Феодоровской иконе Божией Матери. Ребеночек родился. Они говорят: совпадение. Но почему же? Ведь ты просил и получил! И в следующий раз сможешь попросить. Это просто.
  
- Человек движется по жизни: слушает свое сердце, просит помощи у Бога, присматривается к подсказкам Бога, но есть еще и перекрестки. И есть люди, которые в определенные моменты жизни идут на красный свет. Например,  Ломоносов. Родился в деревне, но пошел поперек традиций. Такая стратегия с точки зрения Православия - правильная или нет?
  
- Смотря чего человек добивается. В том, к чему стремился Ломоносов, не было ничего греховного. Может быть, это не совпадало с привычным для его родителей укладом жизни, но он стремился к просвещению, к познанию Бога и мира. И он проявил себя как волевая личность. Если такое случается, надо задаться вопросом:  мой поступок греховен или нет? Обратиться к своей совести и Евангелию. Если не греховен, но ты идешь против мнения людей, против социальной традиции - это вполне допустимо. В жизни приходится и сражаться, и встречать непонимание, и проходить через трудности. В этом нет ничего плохого. Бог не запрещает человеку делать свой выбор. И не надо ничего усложнять.

Все зависит от самого человека. Не принципиально, какая именно у него профессия: можно быть честным барменом и вороватым продавцом в книжном магазине. Конечно, работа бармена с духовной точки зрения опаснее своими соблазнами. Но прямого греха в этом нет. Просто мы постоянно должны взвешивать свои поступки на внутренних весах и спрашивать себя: то, как я поступаю, приближает меня к Богу? Это целая наука, но к этому всю жизнь надо стремиться.
  
- Вот еще один пример. Мы живем в России. Здесь жить трудно. И возникает мысль: может быть, мы призваны Богом здесь жить? Или лучше просто уехать и не испытывать этих сложностей? Как вы к этому относитесь?

  
- Есть хорошая поговорка: свинья везде грязь найдет. Можно выехать за границу и остаться там таким же человеком. Вам же приходилось встречать наших соотечественников за рубежом и видеть, как они себя ведут? Да, здесь бывает плохо, грязно, некрасиво. И я не призываю: раз родился на помойке, там и живи. Мы должны разгребать эту помойку. Многие вещи зависят от нас - мое сердце, моя душа, мой дом, мой храм, мои прихожане. Все очень просто - нужно жить по совести. Это значит, создавать порядок внутри себя и вокруг себя. Будь честным продавцом, учителем, врачом - и когда-то ты встретишь честного милиционера, чиновника.
  
- Есть выражение «мы не ищем легких путей». Значит, легкие пути - плохие?
  
- Не всегда легкий путь - это бесчестный путь. Человек может споткнуться и на сложном пути. У нас говорят и так: умный в гору не пойдет.
   
- Вы можете привести пример из собственной жизни о призвании, выборе пути. Как это было у вас?
  
- На самом деле, всё, что я говорил,- это примеры из моей собственной жизни. Делая выбор, человек должен помнить, что он несовершенен, что есть в жизни вещи, не подвластные ему. Так и приходишь к пониманию того, что есть Господь. А потом начинаешь искать свое место в этом мире. Я для себя понял, что это служение Богу, служение Церкви. Почувствовал это сердцем. Больше этого нет ничего. Это и есть призвание, о котором мы с вами говорили.
  
Часто человек стремится сделать выбор в чем-то малозначительном и забывает о глобальном. Иногда стоишь на перекрестке и думаешь: на красный цвет пойти или на зеленый. Но дело не в цвете - это же все понимают. Важно, что если пойдешь на красный, можешь вообще лишиться жизни. Это банальный пример, но в жизни глобальный выбор - это очень серьезно.

Беседовала Наталья ЗАЙЦЕВА

 

http://www.vzsar.ru/special/2011/08/04/igumen_pahomiy_%28bruskov%29__vazhno_sdelat_globalnyy_vybor_.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Епископ Покровский и Николаевский Пахомий (Брусков)
Все статьи Епископ Покровский и Николаевский Пахомий (Брусков)
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
21.11.2024 23:14
«Путь России — собирание народов и земель»
Новый комментарий от Дмитриев
21.11.2024 21:51
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
21.11.2024 19:14
Дьявольская война против России
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:16
Наша идеология – Русская Мечта о великой гармонии
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:11
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
21.11.2024 17:07