1.
Есть на Подоле, неподалёку от Андреевского спуска, монастырь, древний, Флоровский. Расположен он под горой, которая когда-то называлась Хоревица, потом Замковой (там в XIV-XVII вв. находился административный центр княжества) и Киселёвка (по имени последнего главы польской администрации Адама Киселя), ныне гору называют Флоровской. Дата возникновения обители размыта в веках; первое письменное упоминание - 1566 год...
Флоровская обитель
Над киевскими холмами сквозит дымок истории. Он горек. Но и сладок.
1566-й... Время было такое. В Европе - бешенство гордости - Испанская империя, налившись золотом, вывезенным из Америки, лопнула: в Нидерландах - антииспанская революция («лучше турки, чем Папа!»), Иконоборческое восстание (кальвинисты разгромили 5,5 тысяч католических церквей), начало Восьмидесятилетней войны... У нас - с золотом хуже, но русская сила не в золоте, в вере. Присмирела Казань, взят Полоцк, сожжён рижский флот, длится война за выход к Балтийскому морю; часть боярства не желает воевать, нести тяготы, в результате - начало грозной половины царствования Иоанна IV, когда «за великую измену царь учиниша опричнину».
Похоже, не без влияния политики Грозного польский король Сигизмунд II Август в одночасье стал веротерпим и подписал документ, уравнивающий в правах православных и католиков. В 1566 году это положение вошло в Статут Великого княжества Литовского, официальным языком в котором был западнорусский (руски езык)... В Киеве в ту пору воеводой сидел Константин Константинович Острожский, известный нам поборник православия и просветитель...
В мае 1566 года король Сигизмунд направил на имя князя Острожского грамоту, в которой повелевал: «Киевский девичий Флоровский монастырь на Подоле предоставляется со всем тем, что он имел, в потомственное владение или заведывание Киевскому протопопу Иакову Гулькевичу (возобновившему этот монастырь) с правом совершения в нём богослужений...»
Сильное православное царство Иоанна Васильевича как бы вразумляло и соседние государственные образования, одним фактом своего существования понуждая их власти уважать русскую веру и русский язык.
2.
Очередная пора расцвета обители приходится на царствование Петра I Алексеевича.
Государь Пётр впервые посетил Киев во время передышки в Северной войне, летом 1706 года, для выбора места под строительство крепости. Изучив рельеф местности древней столицы, он согласился с мнением князя Александра Меньшикова, главнокомандующего русской армией. За основу крепости было решено взять старинные укрепления Киево-Печерской лавры. Лично царь Пётр и начал очередное своё грандиозное строительство. К моменту вторжения армии Карла XII (1708) Печерская крепость, сосредоточив в себе большое количество войск и вооружений, уже являла собой мощную систему фортификационных сооружений, позволявших контролировать переправу через Днепр и другие транспортные магистрали.
Напротив лаврских Святых ворот в ту пору располагался женский Вознесенский монастырь, которому принадлежали многие владения. После блистательной Полтавской победы строительство Печерской крепости было продолжено. Под арсенальный комплекс выбрали место напротив главного входа, монастырь подлежал упразнению. В Лавре в ту пору подвизался монах Иоанн Богуш-Гулькевич, внук о. Иакова Гулькевича. Видимо это обстоятельство повлияло на место переселения сестер Вознесенского монастыря. Они были переселены во Флоровскую обитель, к которой перешли и все имения, пожертвованные Вознесенскому монастырю в разное время. Вскоре после объединения началось строительство каменного храма во имя Вознесения Господня. Прежде все строения были деревянными. Церковь освятил в 1732 году архиепископ Рафаил Заборовский (вскоре он станет первым митрополитом Киевским и Галицким; он, уроженец Западной Руси, на киевскую кафедру был переведён за год до этого с кафедры Псковской). Монастырь теперь стал именоваться Киево-Флоровско-Вознесенским.
В первом десятилетии ХХI века Вознесенская церковь, пережив суровые времена, остаётся пока единственным действующим храмом обители. Сохранившиеся другие церкви, более поздней постройки, подлежат восстановлению. В наши дни монастырь стал называться несколько иначе - Свято-Вознесенский Флоровский.
Вознесенский Флоровский женский монастырь. Собор Вознесения Господня
3.
Как и в иные времена, обитель является своекоштным монастырём (необщежительным). Вероятно, из-за этой особенности здесь в разные годы подвизались женщины, принадлежавшие высшему сословию - сословию порой не столько влиятельному, сколько культурному.
С Флоровской обителью связано установление Четвёртого предела Богородицы на земле, возникновение Дивеевской монашеской общины.
Вознесенский Флоровский женский монастырь
В летописи Серафимо-Дивеевского монастыря сказано (составитель архимандрит Серафим [Чичагов], издание 1903 года): «Приблизительно около 1760 года прибыла в Киево-Флоровский монастырь некая богатая помещица Ярославской, Владимирской и Рязанской (Переяславской) губерний, вдова полковница Агафья Семеновна Мельгунова, урожденная дворянка Нижегородской губернии Белокопытова. Она владела семьюстами душ крестьян, имела капитал и громадные поместья... А. С. Мелыунова лишилась мужа еще в молодых годах и прибыла в Киев со своей трехлетней дочерью. Здесь она решилась посвятить свою остальную жизнь Богу и приняла монашество во Флоровском монастыре, под именем Александры... Подвижническая жизнь её во Флоровском монастыре продолжалась не очень долго. «Достоверно одно,- свидетельствуют священники Дертев и Садовский, а также Н. А. Мотовилов, - что мать Александра однажды после долгого полунощного молитвенного бдения, будучи то ли в легкой дремоте, то ли в ясном видении, Бог весть, сподобилась видеть Пресвятую Богородицу...» Царица Небесная возвестила её свою волю: «Я раба Моего Антония вывела из Афонского жребия Моего, Святой Горы Моей, чтобы он здесь в Киеве основал новый жребий Мой, Лавру Киево-Печерскую, так тебе ныне глаголю: изыди отсюда, и иди в землю, которую Я покажу тебе. Иди на север России и обходи все великорусские места святых обителей Моих, и будет место, где Я укажу тебе окончить богоугодную жизнь твою и прославлю Имя Мое там, ибо в месте жительства твоего Я осную такую обитель великую Мою, на которую низведу Я все благословения Божии и Мои, со всех трех жребиев Моих на земле: с Иверии, Афона и Киева...»
Как мы знаем, всё было исполнено. Дивная старица Александра, ещё будучи совсем не старых лет, продала все свои имения, в тайне от всех (узнано впоследствии) ею возобновлены и построены новые 12 храмов...
Александра Дивеевская
Преподобный Серафим Саровский, принимавший участие в отпевании старицы, всегда так говорил о матушке: «Это великая жена была. Я и по сей день её стопы лобызаю».
Во Флоровской обители хранят память о схимонахине Нектарии (в миру княгиня Наталия Борисовна Долгорукая, дочь друга Петра I), в Киеве она занималась возобновлением Десятинной церкви. Во Флоровском монастыре подвизалась игумения Парфёния (в миру Аполинария Александровна Адабаш, 1865-1881) , принадлежавшая знатному молдавскому роду), матушка - церковный писатель и поэт, именно её пером составлена служба святым равноапостольным Кириллу и Мефодию, а также «Сказание о жизни и подвигах старца Киево-Печерской Лавры иеросхимника Парфёния», дивном старце. (См. «Голосеевская пустынь - вековечная линия фронта»).
Вознесенский Флоровский женский монастырь. Церковь Казанской иконы Божией Матери
Здесь спасались также игумения Каллисфения (княжна Милославская), Августа (графиня Апраксина), Пульхерия (княгиня Шаховская), игумения Смарагда (Норова, 1800-1832), написавшая очень популярную книгу «Благоговейные христианские размышления».
Вознесенский Флоровский женский монастырь. Церковь Николая Чудотворца (Тихвинская)
Когда великая княгиня Александра Петровна (в постриге Анастасия) взялась за устройство Киево-Покровского женского монастыря, она в качестве игуменьи для своей новой обители пригласила насельницу Флоровского монастыря инокиню Каллисфению (см. Царственная инокиня Анастасия: «Нужно уметь жить...». Подвизалась здесь святая Елена Киевская...
О некоторых из этих замечательных инокинь, даст Бог, мы расскажем отдельно.
Вознесенский Флоровский женский монастырь. Церковь Воскресения Христова