Монастырь на Подоле

0
159
Время на чтение 6 минут
В монастырях и храмах Киева только и ощущаешь - живой город. Почему-то нет этого чувства ни на площадях, ни на знаменитых киевских улицах, словно бы всё там из ламинированного картона, ненастоящие что ли; словно б вне церковных стен воздух замешен на пустоте, а то и попросту на безумии... Почему? Не знаю. Но таков новый Киев. И оттого в монастырях бывать - душе отрада.

1.

Есть на Подоле, неподалёку от Андреевского спуска, монастырь, древний, Флоровский. Расположен он под горой, которая когда-то называлась Хоревица, потом Замковой (там в XIV-XVII вв. находился административный центр княжества) и Киселёвка (по имени последнего главы польской администрации Адама Киселя), ныне гору называют Флоровской. Дата возникновения обители размыта в веках; первое письменное упоминание - 1566 год...

Флоровская обитель

Над киевскими холмами сквозит дымок истории. Он горек. Но и сладок.

1566-й... Время было такое. В Европе - бешенство гордости - Испанская империя, налившись золотом, вывезенным из Америки, лопнула: в Нидерландах - антииспанская революция («лучше турки, чем Папа!»), Иконоборческое восстание (кальвинисты разгромили 5,5 тысяч католических церквей), начало Восьмидесятилетней войны... У нас - с золотом хуже, но русская сила не в золоте, в вере. Присмирела Казань, взят Полоцк, сожжён рижский флот, длится война за выход к Балтийскому морю; часть боярства не желает воевать, нести тяготы, в результате - начало грозной половины царствования Иоанна IV, когда «за великую измену царь учиниша опричнину».

Похоже, не без влияния политики Грозного польский король Сигизмунд II Август в одночасье стал веротерпим и подписал документ, уравнивающий в правах православных и католиков. В 1566 году это положение вошло в Статут Великого княжества Литовского, официальным языком в котором был западнорусский (руски езык)... В Киеве в ту пору воеводой сидел Константин Константинович Острожский, известный нам поборник православия и просветитель...

В мае 1566 года король Сигизмунд направил на имя князя Острожского грамоту, в которой повелевал: «Киевский девичий Флоровский монастырь на Подоле предоставляется со всем тем, что он имел, в потомственное владение или заведывание Киевскому протопопу Иакову Гулькевичу (возобновившему этот монастырь) с правом совершения в нём богослужений...»

Сильное православное царство Иоанна Васильевича как бы вразумляло и соседние государственные образования, одним фактом своего существования понуждая их власти уважать русскую веру и русский язык.

2.

Очередная пора расцвета обители приходится на царствование Петра I Алексеевича.

Государь Пётр впервые посетил Киев во время передышки в Северной войне, летом 1706 года, для выбора места под строительство крепости. Изучив рельеф местности древней столицы, он согласился с мнением князя Александра Меньшикова, главнокомандующего русской армией. За основу крепости было решено взять старинные укрепления Киево-Печерской лавры. Лично царь Пётр и начал очередное своё грандиозное строительство. К моменту вторжения армии Карла XII (1708) Печерская крепость, сосредоточив в себе большое количество войск и вооружений, уже являла собой мощную систему фортификационных сооружений, позволявших контролировать переправу через Днепр и другие транспортные магистрали.

Напротив лаврских Святых ворот в ту пору располагался женский Вознесенский монастырь, которому принадлежали многие владения. После блистательной Полтавской победы строительство Печерской крепости было продолжено. Под арсенальный комплекс выбрали место напротив главного входа, монастырь подлежал упразнению. В Лавре в ту пору подвизался монах Иоанн Богуш-Гулькевич, внук о. Иакова Гулькевича. Видимо это обстоятельство повлияло на место переселения сестер Вознесенского монастыря. Они были переселены во Флоровскую обитель, к которой перешли и все имения, пожертвованные Вознесенскому монастырю в разное время. Вскоре после объединения началось строительство каменного храма во имя Вознесения Господня. Прежде все строения были деревянными. Церковь освятил в 1732 году архиепископ Рафаил Заборовский (вскоре он станет первым митрополитом Киевским и Галицким; он, уроженец Западной Руси, на киевскую кафедру был переведён за год до этого с кафедры Псковской). Монастырь теперь стал именоваться Киево-Флоровско-Вознесенским.

В первом десятилетии ХХI века Вознесенская церковь, пережив суровые времена, остаётся пока единственным действующим храмом обители. Сохранившиеся другие церкви, более поздней постройки, подлежат восстановлению. В наши дни монастырь стал называться несколько иначе - Свято-Вознесенский Флоровский.

Вознесенский Флоровский женский монастырь. Собор Вознесения Господня

3.

Как и в иные времена, обитель является своекоштным монастырём (необщежительным). Вероятно, из-за этой особенности здесь в разные годы подвизались женщины, принадлежавшие высшему сословию - сословию порой не столько влиятельному, сколько культурному.

С Флоровской обителью связано установление Четвёртого предела Богородицы на земле, возникновение Дивеевской монашеской общины.

Вознесенский Флоровский женский монастырь

В летописи Серафимо-Дивеевского монастыря сказано (составитель архимандрит Серафим [Чичагов], издание 1903 года): «Приблизительно около 1760 года прибыла в Киево-Флоровский монастырь некая богатая помещица Ярославской, Владимирской и Рязанской (Переяславской) губерний, вдова полковница Агафья Семеновна Мельгунова, урожденная дворянка Нижегородской губернии Белокопытова. Она владела семьюстами душ крестьян, имела капитал и громадные поместья... А. С. Мелыунова лишилась мужа еще в молодых годах и прибыла в Киев со своей трехлетней дочерью. Здесь она решилась посвятить свою остальную жизнь Богу и приняла монашество во Флоровском монастыре, под именем Александры... Подвижническая жизнь её во Флоровском монастыре продолжалась не очень долго. «Достоверно одно,- свидетельствуют священники Дертев и Садовский, а также Н. А. Мотовилов, - что мать Александра однажды после долгого полунощного молитвенного бдения, будучи то ли в легкой дремоте, то ли в ясном видении, Бог весть, сподобилась видеть Пресвятую Богородицу...» Царица Небесная возвестила её свою волю: «Я раба Моего Антония вывела из Афонского жребия Моего, Святой Горы Моей, чтобы он здесь в Киеве основал новый жребий Мой, Лавру Киево-Печерскую, так тебе ныне глаголю: изыди отсюда, и иди в землю, которую Я покажу тебе. Иди на север России и обходи все великорусские места святых обителей Моих, и будет место, где Я укажу тебе окончить богоугодную жизнь твою и прославлю Имя Мое там, ибо в месте жительства твоего Я осную такую обитель великую Мою, на которую низведу Я все благословения Божии и Мои, со всех трех жребиев Моих на земле: с Иверии, Афона и Киева...»

Как мы знаем, всё было исполнено. Дивная старица Александра, ещё будучи совсем не старых лет, продала все свои имения, в тайне от всех (узнано впоследствии) ею возобновлены и построены новые 12 храмов...

Александра Дивеевская

Преподобный Серафим Саровский, принимавший участие в отпевании старицы, всегда так говорил о матушке: «Это великая жена была. Я и по сей день её стопы лобызаю».

Во Флоровской обители хранят память о схимонахине Нектарии (в миру княгиня Наталия Борисовна Долгорукая, дочь друга Петра I), в Киеве она занималась возобновлением Десятинной церкви. Во Флоровском монастыре подвизалась игумения Парфёния (в миру Аполинария Александровна Адабаш, 1865-1881) , принадлежавшая знатному молдавскому роду), матушка - церковный писатель и поэт, именно её пером составлена служба святым равноапостольным Кириллу и Мефодию, а также «Сказание о жизни и подвигах старца Киево-Печерской Лавры иеросхимника Парфёния», дивном старце. (См. «Голосеевская пустынь - вековечная линия фронта»).

Вознесенский Флоровский женский монастырь. Церковь Казанской иконы Божией Матери

Здесь спасались также игумения Каллисфения (княжна Милославская), Августа (графиня Апраксина), Пульхерия (княгиня Шаховская), игумения Смарагда (Норова, 1800-1832), написавшая очень популярную книгу «Благоговейные христианские размышления».

Вознесенский Флоровский женский монастырь. Церковь Николая Чудотворца (Тихвинская)

Когда великая княгиня Александра Петровна (в постриге Анастасия) взялась за устройство Киево-Покровского женского монастыря, она в качестве игуменьи для своей новой обители пригласила насельницу Флоровского монастыря инокиню Каллисфению (см. Царственная инокиня Анастасия: «Нужно уметь жить...». Подвизалась здесь святая Елена Киевская...

О некоторых из этих замечательных инокинь, даст Бог, мы расскажем отдельно.

Вознесенский Флоровский женский монастырь. Церковь Воскресения Христова

http://odnarodyna.com.ua/topics/11/420.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Олег Слепынин
Жители города, но не люди
Два рассказа
20.01.2022
Тайна исповеди
Заявка на сценарий
24.11.2021
Все статьи Олег Слепынин
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский танкист
05.05.2024 23:22
Жизнь жительствует
Новый комментарий от С. Югов
05.05.2024 21:04
Александрийский папа или Александрийская мама?
Новый комментарий от Вадим И. Шаров
05.05.2024 16:52
Христос Воскресе!
Новый комментарий от Игорь Ал
05.05.2024 13:00