Желающие принять крещение в сознательном возрасте должны лично пройти оглашение, что же касается записываемых на крещение младенцев, то, поскольку в настоящее время участие восприемников в воспитании крестников крайне незначительно, более важной представляется катехизическая работа с родителями. Поэтому предпочтительно, чтобы хотя бы один из родителей прошел оглашение. Исключение (крещение младенца без оглашения родных) можно сделать только в том случае, если оба родителя являются воцерковлёнными людьми.
Современный опыт катехизации подсказывает, что оглашение оптимально проводить в виде бесед числом от 3 до 5, с тем, чтобы подготовка заняла не менее месяца, чтобы человек смог глубже осознать и прочувствовать свой выбор. Лучше всего проводить встречи раз в неделю.
При первой встрече следует кратко ознакомить слушателей с содержанием всех бесед, временем их проведения и продолжительностью.
Оглашение должен проводить подготовленный человек - священник либо мирянин-катехизатор. В любом случае надлежит, чтобы именно священник провел одну из встреч, а после огласительных бесед - исповедально-доверительную беседу о своей жизни и пути к вере.
В первой беседе с записавшимся на крещение стоит узнать о мотивах обращения за Таинством, в случае необходимости попросить человека отложить крещение (например, при крещении ради сохранения здоровья).
Всякий катехизатор обязан передавать оглашаемым не свои идеи и предпочтения, а основы православной христианской веры и нравственности - то, чему, по слову св. Викентия Лиринского, «следовали всегда, все и всюду». Недопустимо замещение или смешение учения Христова с какими-либо человеческими идеологиями, частными мнениями, «новыми веяниями», местными традициями, политическими, культурными и др. взглядами. Проповедовать нужно именно Христа, а не свои вкусы и предпочтения, так, чтобы катехизатор мог бы сказать, как и апостол: от Господа принял то, что и вам передал (1 Кор. 11, 23), памятуя, что «христианской скромности и достоинству свойственно не свое передавать потомкам, но хранить принятое от предков» (прп. Викентий).
При оглашении нужно уделять внимание главному и не увлекаться изложением второстепенных вопросов, частностей и, в особенности, мнений, которые не имеют единогласного и явного свидетельства у древних святых отцов и являются спорными, по слову апостольскому: Немощного в вере принимайте без споров о мнениях (Рим. 14, 1).
При оглашении стоит учитывать возрастные особенности, социальный статус, уровень образования, психологические особенности, а также нравственное и культурное развитие человека. Истины веры будут доступны слушателям, если излагаются простым языком, не перегруженным специальной лексикой, снабжены примерами из жизни.
Важно вести беседу в форме диалога, это способствует лучшему усвоению слушателями материала, а катехизатору помогает понять, чему больше уделить внимания при общении с конкретными людьми, как помочь им соотнести их жизненный опыт с библейскими понятиями.
В беседах раскрываются следующие темы:
1. Вера и неверие, правильное понимание Бога. Смысл жизни человека в свете веры.
2. Грех и покаяние.
3. Христос - Спаситель. Промысел Божий.
4. Заповеди и молитва.
5. Церковь и Таинства.
Человек, прошедший катехизацию и желающий приступить к Таинствам Церкви, должен как минимум:
1. Иметь живую веру в Бога, знать основные православные догматы (в объеме Символа веры) и принимать их как истину. Понимать, каковы главные источники веры (Писание и Предание).
2. Знать основные заповеди Божии и иметь твердое намерение жить в соответствии с ними. Хотя бы в общих чертах понимать, что такое грех, страсти, как с ними бороться, что такое святость и добродетели, как их стяжать.
3. Регулярно молиться, знать основные молитвы (хотя бы «Отче наш», «Трисвятое», «Царю Небесный» и «Достойно есть», их смысл). Иметь понимание о Церкви как о Теле Христовом и о своем месте в ней.
4. Прочитать хотя бы одно Евангелие и стремиться осмыслять свою жизнь в его свете. Узнать житие святого, который после крещения станет его небесным покровителем.
5. Понимать духовный смысл Таинства Крещения (как сочетания со Христом и вверения своей воли в руки Божии), заранее познакомиться с его чинопоследованием. Иметь представление об основных богослужениях и Таинствах Церкви.
Практические рекомендации по совершению катехизации
Введение огласительной системы пройдет успешнее, если будет сопровождаться максимальной доступностью информации о необходимой подготовке. Для этого, во-первых, еще при входе в храм следует разместить описание порядка прохождения оглашения перед крещением, его обязательность и смысл.
Во-вторых, у храмового дежурного/продавца церковной лавки должна быть подробная инструкция с описанием того, как направить и записать человека на огласительные беседы. Время проведения огласительных бесед должно быть фиксировано и неизменяемо. Будет полезно, если дежурный сможет раздавать записывающимся на оглашение людям визитки с указанием места и времени проведения огласительных бесед.
Все желающие принять крещение записываются в специальном журнале (с Ф.И.О. и контактными телефонами самих оглашаемых, если взрослые, и родителей, если младенцы). В этом же журнале отмечается прохождение огласительных бесед и дата совершенного крещения (либо причина отказа в крещении).
Представляется целесообразным либо выдавать оглашаемым специальные свидетельства о прохождении катехизации (и, соответственно, допуска к Таинствам), либо вставить строку о прохождении оглашения в стандартный бланк свидетельства о крещении - при этом удостоверять своей подписью оглашение должен именно тот, кто его проводил.
Тем людям, которые искренне желают крещения, но объективно не имеют возможности посещать огласительные беседы в установленное время, следует обеспечить индивидуальные собеседования в удобное для них время. Эти собеседования имеют тот же план и содержание, что и общие беседы. В исключительных случаях допустимо предоставить человеку возможность изучить основы веры заочно, выбрав катехизическую брошюру или книгу, по результатам чтения которой провести с ним экзамен на предмет усвоения содержания.
Помимо бесед катехизация должна включать и «домашние задания». Кроме чтения Евангелия (хотя бы одного) за период оглашения человеку необходимо прикоснуться к святоотеческому наследию через чтение кратких отрывков из творений святых отцов. Такого рода хрестоматии должны быть подготовлены централизованно в рамках всей Русской Православной Церкви.
Для того чтобы, с одной стороны, помочь катехизаторам, а с другой стороны, обезопасить оглашаемых от указанных выше подмен в проповеди веры, необходима разработка общецерковных катехизических программ, пособий и методических рекомендаций, кратких брошюр и хрестоматий для оглашаемых, создание их аудиоверсий и коротких фильмов катехизического содержания.
http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=10175&Itemid=3