Минувшим выходным я побывал в Иркутске на концерте Олега Атаманова. Давно я уже вижу афиши этого автора в городе, не первый год. Честно скажу сразу, как православного человека они меня настораживали. Когда человек объявляет себя Бояном, это куда не шло. Но всей Руси! Это уж скромности не занимать. Мои знакомые, вроде бы крещенные и номинально православные, упивались восторгом по поводу общения с ним. Они-то мне и подарили с супругой билет на концерт. Что ж, думал, схожу, посмотрю.
В первом отделении его, закончившемся чуть не заклинательной песней с бездарным текстом - нам раздали его на руки - при которой надо было еще встать с кресла, я не услышал ни слова о Христе, Троице, православии. Были красивые, подпускающие мистического тумана, расплывчатые слова о Руси, духовности, земле-матушке, космичности (это очень роднило автора с рериховцами, даже эмблема на билете напомнила мне эмблемы этих товарищей). Восторги нашими победами... При этом ни слова о том, что на Куликовскую битву благословлял Дмитрия Донского Сергий Радонежский, а не какой-нибудь там светозарный Лель, что Жуков, когда фашисты стояли под Москвой и Ленинградом, облетал столицу с Казанской иконой Божией Матери, а не на ведической метле, что Кутузов молился перед Бородино иконе Пресвятой Богородицы Одигитрии, у которой ныне в Смоленске бывал я. Некогда автор песен учился и работал на филологическом факультете в Белоруссии, глубоко изучал мифологию славян, и то, что он использует эти образы в своих текстах с точки зрения поэтической позволительно и даже иногда красиво и хорошо. Но призывы всерьез поклоняться матушке-земле, неким космическим неведомым силам или древнерусским богам, которых нет в природе, это скорее всего призывы поклоняться себе, как наместнику этих неведомых сил-богов.
Это неоязычество, попытка возрождения его в современных условиях. И малограмотные в духовном плане, чувствительно-эмоциональные люди клюют на эту приманку лжедуховности. Вне Христа для православного человека духовности нет, есть духи злобы поднебесной, то бишь бесы. И надо помнить постулаты язычества - око за око, зуб за зуб, то, как вместе с усопшим отправляли на тот свет и его жену со слугами насильно, чего в корне нет и не было в христианстве, а не приукрашивать язычество сквозь даль веков красивыми лентами. Да, тот слой мифологии, культуры древнего славянства изучать нужно и можно. И в язычестве были прозрения, предвосхищающие христианство, потому что не может живая душа человека жить совсем безбожно, кому-то хочет поклониться, хотя бы за красоту Вселенной. Но, когда человечество сие прошло, возвращать его в первый класс бессмысленно и безумно.
Концерт мне напомнил сборища пятидесятников или иеговистов, которые я наблюдал в начале девяностых. Почти те же заклинания, клятвы, пасы руками Атаманова, призывы к вставанию, бумаги с текстами. Похоже, Атаманов, не обделенный талантом, голосом, вместо того, чтобы быть просто бардом, пытается стать новым гуру очередной секты, колеся от Владивостока до запада России, разрушая при этом единство православной традиции, уводя от церкви доверчивых и непросвещенных людей. И тем самым ослабляя государство и народ, а не возвеличивая его, о чем мнят его адепты. Я не досидел до конца концерта, надо было на работу. Жена говорила, что в конце помощников Атаманова вызывали на сцену читать клятву и, пользуясь известным приемом массового заражения, когда все рядом встают - неудобно сидеть, призывали вставать зал при этих клятвах и вторить им. Она ушла с концерта скорее с отрицательными, нежели положительными эмоциями...
Российское государство, оформившееся и сформировавшееся, как некогда Византия, в православной купели - не плод язычества, при котором были только княжества и враждующие между собою племена. Для этого надо элементарно знать и читать историю. И Россия не пойдет после тысячелетней православной традиции за язычниками. Даже во времена безбожия и власти коммунистов русские люди жили в парадигме православных оценок добро-зло и правда-ложь, оставаясь интуитивно православными. Но люди, подобные Атаманову, расколоучители, обладающие определенными талантами, иначе бы за ними просто не шли, создающие секты или полусекты, иногда под видом концертной деятельности, опасны тем, что они уводят с истинного пути ищущих его. Заблуждаясь сами от гордыни все возрастающей, такова уж ее природа, они тянут в тупик или яму других, ими увлеченных. Более тридцати тысяч запросов за месяц по Олегу Атаманову нашел я в интернете. Это уже не мало. И опасно.
Примечание редакции:
Словарь Ожегова:
Баян -
1 - Древнерусский певец-поэт
2 - Большая гармоника со сложной системой ладов
Баянист - музыкант, играющий на баяне
К сожалению, слова «боян» в словаре Сергея Ивановича не обнаружилось...
Правда на интернет-ресурсах автора ставится примечание: «в текстах соблюдена авторская грамматика». Имеется даже специальный словарь:
«БОЯН ВСЕЯ
РУСИ - поющий и творящий
Духовное Бояние Жизни на Руси, пропевающий (голосящий) Законы Духовной Эволюции
и открывающий их Вибрации в тех, кто должен сказать свое Слово - в Словянах.
СЛОВЯНЕ - от Слова и Духа
Первородного, Светочи, Род Лучезарных, Представители Духовной Эволюции,
находящиеся в Сотворчестве с Природой Света, а посему - хранящие и утверждающие
Духовный Смысл Жизни.
СОВЕСТЬ -
Нравственная Основа Мировоззрения Словян и определяющий Закон их Веры в Ясный
Свет, в Творчество Духовной Эволюции; Совесть объединяет в Нацию Светочей,
принимающих Вибрации Духовного Самосовершенствования Жизни.
СВЯТАЯ РУСЬ - Родина Духовного
Сотворчества Словян и Природы Света, Путь Духовной Эволюции, Земля, освещенная
Светом Совести, Спасительный Ковчег и Колыбель Светочей».
Типичный новояз (намеренные
орфографические ошибки), характерный для движений Нью Эйдж.
О самом же авторе на сайтах пишется следующим образом:
«Сказ о Бояне
О, милый Небу и
Земле!
Ты идешь Своим Путём
через Века и Тысячелетия,
Эоны и
Пространства,
омываемые Мыслею Творца».
Звучит весьма скромно. Что
ж «Боян» он и есть «Боян», - «Я - Боян, потому что родом из Дороглян...» Вот как!
А серия концертов по сибирскому региону так и называется: «Бояние Сибири», а
«Сила Сибири - Олег Атаманов». РазбАянился, однако, товарищ...
Деятельность «Бояна» в сибриском регионе достаточно обширная, об этом свидетельствует список городов, где запланированы концерты: Спасск-Дальний, Владивосток, Находка, Хабаровск, Чита, Улан-Удэ, Иркутск, Абакан, Красноярск, Железногорск, Томск, Кемерово, Междуреченск, Новокузнецк, Таштагол.
Это не просто концерты, а мероприятия, целью которых является намеренная оккультизация сознания.
15. По теме
К сожалению, бардовская музыка не свободна от опасных течений. Не меньше Атаманова известен так называемый "русский советский бард" Харчиков, который до сих пор крутится вокруг КПРФ, несмотря на то, что он писал песни на нацистские тексты.
14. Ответ на 13, Потомок подданных Императора Николая II:
Представляете, а у Пушкина поворачивался. "И подлинно: в Украйне нет / Красавицы, Наталье равной" (из черновых набросков к "Полтаве"). Скажете, погано?
13. Ответ на 11, Константин В.:
Как говорится, не дразни собаку - не укусит.
Когда Украина приватизирует предлог "в" в определенном употреблении, а Вы в ответ приватизируете предлог "на", это значит только ответить этнократизмом на этнократизм, помогать врагам разделять русский язык на части. Прискорбно, что Вы этого не понимаете.
У меня вот язык не поворачивается говорить "в Украине" - погано, не по-русски.Прискорбно, что Вы этого не понимаете. Или понимаете, но выполнение задания важнее?
12. Без комментариев
11. Ответ на 10, Потомок подданных Императора Николая II:
Как говорится, не дразни собаку - не укусит.
Когда Украина приватизирует предлог "в" в определенном употреблении, а Вы в ответ приватизируете предлог "на", это значит только ответить этнократизмом на этнократизм, помогать врагам разделять русский язык на части. Прискорбно, что Вы этого не понимаете.
10. Ответ на 8, Константин В.:
Ну как обычно - задал прямой вопрос, Вы отмолчались. Так был ли Кирша Данилов скрытым мазепинцем? Или Вы не собирали "Литературные памятники" и не знаете, кто это такой?
P.S. А "на Москве" можно говорить?
Да я прямой как палка, которой отбиваются от собак.9. P.S.
Такой пример устроит? "И в Украине хочет сходитца с ордами; а сколко с ними войска в собранье, того неведомо..." (из статейного списка посольства Д. П. Тургенева к Богдану Хмельницкому. 1654 г. См.: Акты, относящиеся к истории Южной и Западной России. СПб., 1889. Т. 14. Стб. 106).
Аналогичный случай. После "майдана" большинство наших СМИ вдруг стало говорить "на Донбассе". Норма ли это? "Давно не бывал я в Донбассе" - поет персонаж советского кинофильма. И местные поэты так писали: Павел Беспощадный, Павел Шадур и др.
Прошу прощения у модераторов за "оффтоп".
8. Ответ на 7, Потомок подданных Императора Николая II:
Ну как обычно - задал прямой вопрос, Вы отмолчались. Так был ли Кирша Данилов скрытым мазепинцем? Или Вы не собирали "Литературные памятники" и не знаете, кто это такой?
P.S. А "на Москве" можно говорить?
7. Ответ на 6, Константин В.:
"Во сибирской украине, во Даурской стороне". Русская народная песня из хрестоматийного сборника Кирши Данилова XVIII века. Тут, по-Вашему, тоже свидомиты покопались?Я уже сказал - говорите себе на здоровье "в Украине". Только сразу ясно, с кем Вы. И натовские погоны, кстати, хорошо видны в этом случае.
6. Ответ на 5, Потомок подданных Императора Николая II:
"Во сибирской украине, во Даурской стороне". Русская народная песня из хрестоматийного сборника Кирши Данилова XVIII века. Тут, по-Вашему, тоже свидомиты покопались?