itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Вечно живая традиция

Доклад, прочитанный во время Недели православной книги в Варне, 2010 г.

0
192
Время на чтение 4 минуты

К концу периода 1960-1974 гг., когда существенно улучшились способы передвижения из Салоник на Афон, многие из нахлынувших паломников стали свидетелями толков об одном "странном" монашеском братстве, обитающем на северном берегу Святой Горы. Это была бывшая русская келлия Св. Артемия, населяемая в то время греческим монашеским сообществом - братством отца Ефрема ("папа-Ефрема" из Катунакии). Те, которые решались посетить "странных" братьев, слышали еще на дороге, приближаясь к скиту, слова молитвы "Господи Иисусе Христе, помилуй мя". Ею молились громко и непрерывно монахи, работавшие в саду этой большой святогорской келлии. Они были весьма неразговорчивы и только отвечавший за посетителей монах угощал их традиционным рахат-лукумом, рюмкой ракии и стаканом воды. Он же и давал им нужную информацию о братстве, но только после того, как их принимали на ночлег.

Устав этого братства не предусматривал вечерню. У братий была общая послеобеденная трапеза (ужин), после чего часто повечерие, а на другой день акафист Пресвятой Богородице и Литургия. Братья требовали от малого числа избранных посетителей хранить полную тишину и не вести разговоров ни с кем кроме старца отца Ефрема.

Остальные молитвы суточного круга монахов совершались ими по кельям, а в летние вечера - в саду под деревьями. Гостю, которому случалось выглянуть ночью из окна во двор, видел среди теней под лунным светом монахов с большими четками из 300 узлов, делающих поклоны, молящихся стоя, сидя или медленно шагая, чтобы побороть сон и суметь совершить полностью свое молитвенное правило. Таким же образом совершали они и утренний молитвенный чин (около двенадцати раз по 300 узлов, что составляет 3600 молитв), после чего шли в храм для акафиста и св. Литургии. Таков был устав, которому следовали все приемники старца Иосифа Исихаста или Спилиота. На Святой Горе в то время были три такие братства: отца Ефрема в Катунакии, пока был еще жив его нареченный старец Никифор, его же в келлии Св. Артемия, и отца Харалампия в Неа Скити, а потом и в большой русской келлии "Буразери" близ Кареи.

Безмолвие монахов в их собственной среде и в отношении посторонних было пословичным. От них можно было услышать только традиционное приветствие "Благословите - Бог благословит", а если на кого-то из них возлагали послушание, - например отправиться в Карею для покупок, - то он произносил только самые необходимые для этого слова.

Из наставлений старца Иосифа Исихаста монахи знали, что всякое лишнее слово, которые могло выйти из их уст в течение дня и затем во время личного молитвенного служения, стало бы препятствием в их стремлении достичь бодрствования, чистой молитвы, покаяния и слез - цели, ради которой они подвизались долгие годы.

Я, разумеется, не стану пересказывать здесь всю историю братства. Скажу вкратце только о том, как оно появилось и что из этого последовало. Когда старец Иосиф прибыл на Святую Гору после 1930 г., он, по его собственным словам, не нашел или по меньшей мере не смог связаться с кем-нибудь из тогдашних старцев-исихастов, таких как старец Каллиник Исихаст из Катунакии, который не оставил учеников. Только через несколько лет он встретил русского отца Даниила, духовника обители Св. Петра в районе Великой лавры, и стал его последователем.

В целом следы исихасткой традиции на Святой Горе восходили в то время к двум формам - греческой и русской. Греческая шла, вероятнее всего, от отца Харитона, предполагаемого автора переизданной ныне рукописи "Ниптическое (умотрезвенное) созерцание" (Νηπτική Θεωρία), жившего, по-видимому, на рубеже XVIII-го и XIX-го веков. Русская восходила к духовным наследникам св. Паисия Величковского на Украине и России (Оптина пустынь). Св. Силуан Афонский († 1938 г.) из русского монастыря Св. Пантелеимона был почти современником старца Иосифа Исихаста, но старец Иосиф не был знаком с ним.

Теперь скажем вкратце о том, что последовало. Духовные преемники и наследники старца Иосифа Исихаста основали пять киновийных монастырей на Святой Горе и около двадцати малых и больших миссионерских монастырей в Соединенных Штатах и Канаде. Во всех этих монастырях строгий монашеский устав был приспособлен к ежедневному богослужебному распорядку так, чтобы обеспечить прежде всего "огненный столп" личной молитвы в келье в течение 3-4 часов перед заутреней.

Строгость в отношении бодрствования, молчания и телесной аскезы была, несомненно, приспособлена к новой киновийной обстановке, но при четком соблюдении исихастских начал и практики.

Сегодня духовники преподают и исповедующимся мирянам послание о трезвении и духовности через произнесение умной молитвы. У многих мирян есть "правило" такой молитвы, совершаемой либо вечером перед сном, либо в полночь, либо ранним утром. Исихастская литература, базирующаяся в основном на "Послании" старца Иосифа Исихаста, читается и переиздается постоянно. Она переведена на английский и русский, состоялись и две конференции на эту тему в Афинах и Лимасоле.

Также и другие святогорские старцы, подобно известному старцу Паисию, последователю русского исихаста отца Тихона, жили по принципам исихазма и передали нам их. Мы остановились здесь больше на старце Иосифе Исихасте, ибо влияние его учения наиболее видимо через его последователей на Святой Горе и во всем мире.

Переживание и метод трезвения и молитвы - это огонь, который никогда не угасал в Единой и Истинной Церкви Христовой, Церкви Православной, и который самыми разными путями передавался еще от первых египетских пустынников на Синае и в Палестине, и вплоть до иноков Святой Горы, Валаама, Оптиной пустыни и безбрежной Сибири. Сила этого огня менялась с каждой эпохой, но он никогда не мерк и не померкнет до конца этого мира, ибо является составной частью евангельского учения и наибольшей духовной ценностью Православной Церкви, о которой Сам Господь обещал: "и врата адовы не одолеют ее". Пусть каждый из нас, трудясь ради собственного спасения, поможет тому, чтобы этот огонь был передан и следующим поколениям. Аминь.

Архимандрит ИОСИФ, игумен монастыря Ксиропотам, Афон

http://ru.pravoslavie.bg/?p=2843

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 08:34
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от Павел Тихомиров
28.03.2024 05:39
Почему ушёл Малофеев?
Новый комментарий от С. Югов
27.03.2024 22:34
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:55
Отчего не видно новых Пушкиных?
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:44
Отмените шабаш!
Новый комментарий от Русский танкист
27.03.2024 20:59
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Русский танкист
27.03.2024 20:25