Когда современные проблемы кажутся неразрешимыми в силу своей глобальности и равнодушия к ним со стороны сограждан, то память о защитниках Руси в Смутное время может вдохнуть в нас новые силы.
Обычно, когда на уроках истории рассказывают о Смуте, то главное внимание уделяется событиям в столице - смерть царя Бориса, воцарение Самозванца, убийство самозванца, избрание Василия Шуйского, семибоящина, оборона Смоленска и Троице-Сергиевой лавры... И лишь мельком упоминается - по русской земле рыскали отряды и шайки интервентов. Но именно эти шайки, насчитывавшие порой до несколько тысяч человек, и стали главными разорителями русской земли. Армии интервентов нацеливались на Москву и другие крупные города, которые и постоять за себя могли, и договориться с врагами. А шайки нападали на города поменьше, где и войско было немногочисленно, и стены пониже. Но было таких шаек много, и ходили они по всей земле - от Зарайска до Каргополя. В 1610 году такой вот отряд в составе польских хоругвей пана Яна Сапеги и русских «воровских людей», действовавших под знаменами Лжедмитрия II, вышел к городу Боровску.
Городские укрепления были разрушены еще в 1607 году, когда воевода князь Федор Мстиславский наказывал местных жителей за поддержку восстания Болотникова, поэтому местный воевода князь Михаил Волконский отступил с гарнизоном в хорошо укрепленный Пафнутьев-Боровский монастырь, что в трех верстах от города.
Туда же под защиту прочных каменных стен и гарнизона, собрались жители города, сбежались крестьяне из окрестных сел, всего до 12 тысяч человек. Началась осада. Десять дней шли бои на стенах. Гарнизон обители, монахи и те местные жители, кто мог держать оружие в руках, отбивали атаки польских жолнежей и русских «воров» изо всех сил.
На одиннадцатый день враги ворвались в обитель. По распространенной версии, среди защитников нашелся предатель, открывший крепостные ворота полякам. Хотя, сам польский командующий Ян Сапега пишет в дневнике, что предательства не было, а ворваться в крепость его воины смогли воспользовавшись тем, что защитники открыли ворота, чтобы пропустить очередную группу крестьян-беженцев....
Так или иначе, но крепость пала. Последним рубежом обороны стал собор Рождества Богородицы. Именно там, близ гроба преподобного Пафнутия, пали смертью храбрых наместник Иоасаф и воевода князь Михаил Волконский.
Все, кто думал найти убежище за монастырскими стенами, были безжалостно перебиты. Боровский уезд запустел настолько, что поля стали зарастать лесом, где толщиной в руку, а где и в жердь... Во времена Михаила Федоровича город и его окрестности заселяли заново.
Но трагедия его жителей не была забыта. Когда во второй половине XVIII века русские города получали новые гербы, Боровску был пожалован герб необычный - на серебряном поле алое сердце с крестом внутри. В Гербовнике подробно объяснялся смысл нового городского символа:
"Во время второго самозванца Димитрия град Боровск и Пафнутьев, обретающийся в сем граде монастырь, были сообщиками сего злодея осаждены; защитники же оного были: воеводы князь Михайло Волконский, Яков Змиев и Афанасий Челищев со многими другими, и два последние, изменя отечеству и государю, град и монастырь сему злодею сдали. Князь же Волконский и в такой крайности не перестал защищаться; даже как пронзенный многими ударами в самой церкви Пафнутьего монастыря, у левого клироса живот свой скончал. Напоминания сие достойное сохранится в памяти происшествие, герб сего города состоит: в серебряном поле, изображающем невинность и чистосердечие, червленое сердце, показующее верность, в середине которого крест, изъявляющий истинное усердие к Божьему закону, и сердце сие окружено зеленым лавровым венцом, показующим нерушимость и твердое пребывание достойной славы сему вождю и другим погибшим за справедливую причину с ним".
Не забыли о подвиге жителей Боровска и в наши дни. К открытию памятника в городе была приурочена всероссийская конференция «Уроки смутного времени».
В докладах историков, философов, священнослужителей и общественных деятелей прослеживалась главная мысль: память о прошлом может и должна стать важным средством при решении современных проблем нашего общества.
Крест из белого известняка на Ильинском холме - это не только символ памяти, но и символ надежды.
http://www.stoletie.ru/territoriya_istorii/krest_na_ilinskom_kholme_2010-11-03.htm