Художник под куполом Храма и в подвале «хрущёвки»

0
157
Время на чтение 6 минут
Оказывается, и так бывает: живёт в городе художник лет пятнадцать, много работает, а о нём никто не знает. Почти никто. Единицы. Это притом, что с его творчеством знакомы тысячи и тысячи людей. Парадокс в том, что художник живёт тихо, в выставках участия не принимает, в творческих союзах не состоит...

Художественные труды Николая Дзвоныка известны каждому, кто хоть единожды бывал в Свято-Михайловском кафедральном соборе в Черкассах или в Свято-Покровском храме Борисполя. Николай - автор фресок в этих огромных церквях, а это сотни и сотни квадратных метров оригинальных многофигурных росписей. Собственно, несколько квадратных километров!

Фрески Николая Дзвоныка в Свято-Михайловском кафедральном соборе в Черкассах

Но, кроме работы «на лесах», Николай занимается и живописью - в своей мастерской, в подвале «хрущевки». Как он говорит, одно дополняет другое...

В Художественном музее Черкасс 15 сентября открылась выставка живописных работ Николая Дзвоныка, фактически вторая в его жизни. Первая прошла ровно год назад в маленьком черкасском музее «Кобзаря». Тогда и возник в городе слух: "Появился удивительный художник..." Проведение нынешней выставки инициировано новым директором Черкасского Художественного музея Ольгой Гладун, которая разделяет мнение, что Николай Дзвонык - совершенно удивительный художник, глубокий, философический, что он - явление в художественной жизни современной Украины.

Родился Николай Дзвонык в 1963, окончил Днепропетровское художественное училище и Харьковский художественно-промышленный институт; специальность - монументально-декоративная роспись. Его учителем был выдающийся педагог художник-монументалист Александр Хмельницкий, создавший свою школу.

При подготовке в Харькове дипломной работы Николай долго не мог определиться с темой. Для диплома нужна практическая работа, конкретная площадка для росписи. И это оказалось неразрешимой задачей. В их группе лишь двое - он и его товарищ - были людьми воцерковлёнными: ходили по воскресеньям на службы, постились, причащались. Но как-то долго не могли понять, что именно и нужно попробовать себя в церковной монументальной росписи. Прежде в институте религиозных тем студенты не брали. И вдруг осенило! Стоял уже апрель, до защиты оставались считанные недели.

Он сделал шесть вариантных эскизов, принёс в назначенный день показать преподавателям, институтским мэтрам. Эскизы студентов лежали на полах, на столах. Преподаватели останавливались около работ каждого студента, критиковали, «рубили шашкой». Остановились и около его эскизов. Постояли молча и... дальше пошли. Думай что хочешь! Николай воскликнул: «Постойте! Вы хоть слово скажите». Мэтры вернулись. Ещё раз посмотрели. Сказали: «Вот с этим можно дальше работать». Перевели взгляд на другой лист: «Или с этим». Перевели на третий: «Можно и с этим». Резюме: «Делай что хочешь!» Так была дарована свобода, которой он уже и так обладал.

Удивительный художник Николай Дзвонык

Благодаря защите диплома по избранной Дзвоныком теме в институт впервые за всю историю пришёл владыка Харьковский, митрополит Никодим.

Но вот институт за спиной, нужно работу искать.

В какой-то момент судьба свела Николая с владыкой Черкасским Софронием. В ту пору строительство собора в Борисполе было завершено. Владыка искал художника. Свои силы на стенах Бориспольского храма уже опробовали человек шесть мастеров. Были среди них и крепкие монументалисты. Только святые у них выходили - точно как сталевары и колхозники советского образца. Мощные руки, крепкие ноги. Ну и лица, соответственно. Владыка искал именно Художника, такой была задача, ну и чтобы росписи были «не так, как у всех». Чтобы дыхание чувствовалось живое, при всём при том, что каноны - канонами, которые никто не отменял.

За сорок дней Николай расписал стену 12 на 8 метров со 150 персонажами. Так владыка Софроний нашёл художника. А художник обрёл поле деятельности. Работа с этого момента была построена так. Владыка предлагал тему для той или иной поверхности, вместе обсуждали, Николай делал эскиз, показывал владыке, тот благословлял и уже в дальнейший творческий процесс не вмешивался. Художник уважал Художника. В своё время владыка окончил иконописную школу при Московской духовной академии и являлся в дальнейшем главным хранителем Церковно-археологического кабинета (музея) Троице-Сергиевой лавры.

Следующий шаг - создание на картоне эскиза в одну десятую натуральной величины. И - на леса. Площади в храме огромные. Леса закрывают всё пространство. Работу целиком можно увидеть лишь после того, как леса снимут. Поэтому «на лесах» многие не могут работать. Но ещё есть и опасность - упасть. Николай вспоминает, как два раза падал в Борисполе. Один раз с небольшой высоты. Второй - зацепился при падении джинсовой курткой.

Жизнь не раз испытывала его на прочность. Шесть лет назад Николай овдовел, один воспитывает дочь. Ей уже шестнадцать.

На вернисаж в Художественный музей приехал митрополит Черкасский и Каневский Софроний. Владыка признался с улыбкой, открывая выставку, что любит «подсматривать» как работает Николай, как тот рисует. А рисует он так. Стоя на лесах, держит в руках длинную трость, к концу которой прикреплён уголь. Рисует не по клеточкам, как можно было предположить, - начисто; линии проводит чётко, поправлять не надо. Владыка не скрывает, что восхищён Николаем как мастером-рисовальщиком. Такое умение уже и в академиях редкость.

Митрополит Софроний у картины «Кубик Рубика»

На выставку владыка, как и многие, пришёл из любопытства. Говорит: «Я и не предполагал, что кроме церковной живописи ещё чем-то занимается. И где он берёт время, если он с утра до вечера в соборе на лесах?..» Год назад Николай представил на суд зрителям около шестидесяти работ. Сегодня в Художественном музее - сорок. Все работы новые, написаны в течение последнего года.

Николай не любит говорить о своих работах. Но вот задаю практический вопрос, при беседе с глазу на глаз: действительно, как хватает времени работать и в храме, и заниматься живописью «для себя»?

Николай отвечает так (каждый может попробовать взять на вооружение): "Однажды понял, чтобы всюду успевать, нужно больше работать. Встаю в половине пятого. С половины шестого работаю в мастерской. А в девять утра уже поднимаюсь на леса. Благо мастерская через дорогу от храма. Иногда и по вечерам в мастерской работаю."

Вот к Николаю подходит известная журналистка и с явным недоумением спрашивает: «Извините, но почему прежде о вас не было слышно? Почему никто нигде никогда о вас не писал?» Николай смущён, отвечает: «Меня и так всё устраивало. Устраивало и то, что в городе думали, будто собор расписывает бригада каких-то халтурщиков. А у меня и подмастерьев нет... Да и сейчас не я выставку организовал. Так получилось...»

Каковы же темы и что для будущей картины первый толчок? И мысль непроста, и картины порой сложны. Толчок - мысль... Николай рассказывает: «Вот недавно поразило различное отношение людей к весне. Для большинства весна - это цветы, радость... Но для кого-то весна - начало тяжёлого труда: копать, сажать...» И вот картина. Два человека. Один мрачен - держит саженец. У второго - эстетское лицо, охапка верб, под рукой его как бы в раме кусочек неба с облаком. Он относится к природе, как к искусству... Сложен мир...

И вот реакция художника на нескончаемые разговоры о конце света в 2012 году. Название картины - цитата из Ветхого завета: «Не истреблю ради десяти». Сказано о праведниках, которые ещё могли быть в Содоме. На картине маленький человек на коленях, праведник, над ним светоносный ангел-хранитель, защищающий мир от выходца бездны, готового обрушиться на человечество.

Картины его завораживают, зовут вникнуть в смысл. Но смысл ускользает от торопливого взгляда. Вот картина, под которой Евангельская строка: «...мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам плачевные песни, и вы не плакали»... Страшное равнодушие на лицах. У одного человека в руках игральные кости, второй пересыпанием песка пытается привлечь чьё-то внимание, третий примеряет на себя шутовские маски. Тут неплохо бы вспомнить пояснения этих слов Христа, погрузиться в контекст сказанного. Но тут для современного человека возникает преграда. Мы не знаем Евангелия! Для понимания всего в мире, как и этих картин, нужно обладать культурой христианской, православной, предполагающей не просто чтение Евангелия, но и понимание прочитанного, знание объяснения этого места богословом. Люди не обращают внимания в своей жизни ни на что серьезное, для них все - игра. Как будто дела Божии - забава, подобно той, которую они устраивают, участвуя в уличных шоу...

Или картина, где один человек почти неприметен, он отшельник-молитвенник, второй - на переднем плане, в его пальцах кубик Рубика. Мы видим, что на нём лосины шута-арлекина, он с безумным упорством ищет неизвестно что. Это он каждый день вещает нам о чём-то из телевизора, например о том, как ему интересно работать над созданием адронного коллайдера...

Не раз у Николая в картинах варьируется тема современного Икара... Вот полулежит еле живой человек на берегу какой-то реки, которую и перелететь не смог, в которой тонет лопнувший воздушный шар, такой яркий, такой красивый, но такой никчёмный на берегах этой реки...

Судите наш народ не по тому, что он есть, а по тому, чем он желал бы стать.

А идеалы его сильны и святы, и они-то спасли его в века мучений.

Ф.М.Достоевский

http://odnarodyna.com.ua/articles/14/1543.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Олег Слепынин
Жители города, но не люди
Два рассказа
20.01.2022
Тайна исповеди
Заявка на сценарий
24.11.2021
Все статьи Олег Слепынин
Последние комментарии
Александрийский папа или Александрийская мама?
Новый комментарий от Владимир Николаев
06.05.2024 08:45
Кому и зачем понадобилась истерика вокруг Ивана Ильина
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
06.05.2024 08:35
В Америке не прекращается полемика по поводу Закона об антисемитизме
Новый комментарий от Александр Волков
06.05.2024 06:31
С чем Россия обращается к Азии?
Новый комментарий от Александр Волков
06.05.2024 05:28
Научные заслуги Ильина перечёркиваются его политическими заявлениями
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
06.05.2024 01:47