На юге России, среди степей, на берегу Донца раскинулась станица Каменская, теперь это город. Там, на пересечении Набережной и Астаховского переулка, под № 6 стоят два дома и оба принадлежали моему деду. Левый - низенький дом дед продал Бочарову Петру Пахомовичу, а себе выстроил новый дом рядом.
Раньше семья Бочарова жила на Верхнем Дону. Петр Пахомович Бочаров дружил с Александром Михайловичем Шолоховым отцом писателя. Дружили и их дети Лидия Бочарова и Михаил Шолохов. Почти одновременно завели семьи. Михаил женился на Марии Громославской - учительнице Букановской станицы. Лидия вышла замуж за Ивана Слабченко - друга Михаила Шолохова, директора совхоза «Красный колос» в Кашарах. По трое детишек появилось в их семьях.
В 1937 году, когда в стране объявилось так много «врагов народа», Слабченко Иван Михайлович попал в их число.
Бочаров, собрав всю свою семью, переселился в Каменск.
Михаил Александрович Шолохов не оставил в беде семью Слабченко. Многократно приезжал в Каменск, поддерживал Лидию Петровну и детишек. Не исключено, что и дом для них нашел Шолохов. Знал адрес моего деда. Совпал случай, дом был свободен. А знакомы Шолохов и мой дед были с 1929 года.
В 2008 году я снимал в Каменске своих земляков. Встретился с Инной Слабченко, сейчас она Орлова. Вместе росли на Астаховском.
Вспоминали детство, которое прошло так быстро...
Показала письма Шолохова, фотографии.
В одном письме Шолохов пишет: «Уважаемая Лидия Петровна!.. Мне обещали (не помню в который раз) найти дело Ивана Михайловича. Пока у меня нет никаких известий. Как только что-либо узнаю - тотчас сообщу Вам. Желаю бодрости и терпения. Передавайте от меня привет всей Вашей семье, старикам, ребятишкам. Как устроится дорога на Ростов, по пути заеду к Вам, чтобы рассказать о том, что было предпринято по делу Ивана. Привет! М. Шолохов 4.IV.39 г.».
Шолохов обращался к Сталину. Дело Ивана Михайловича искали долго, потому, что не хотели найти. Сменили Ежова. Бывшего генерального комиссара госбезопасности упекли в тюрьму и 4 февраля 1940 года расстреляли. В партийные организации запустили письмо ЦК, в котором о Ежове предписывалось говорить: «освобожден, находится в психбольнице, т.к. лишился рассудка и спился». Этим и объяснили, почему в 1937-1938 годах случились перегибы и «врагов народа» оказалось так много.
20 декабря 1940 года Берия и Меркулов на бланке НКВД сообщили Сталину: «...Тов. Шолохов был приглашен в НКВД СССР, ознакомлен со всеми материалами проведенного нами расследования... Установлено, что Слабченко был арестован 9 марта 1937 года... решением тройки УНКВД по Азово-Черноморскому краю, приговор был приведен в исполнение 21 августа 1937 года...»
(Цитаты из сборника документов из личного архива Сталина, «Писатель и Вождь», составитель Юрий Мурин, Москва, 1997 г.)
Шолохов в расстрельные годы вступился не только за своего друга Слабченко и других, невинно пострадавших в Вешенской.
Он встал на защиту всего Дона.
В письме Сталину 16 февраля 1938 года Шолохов писал: «Надо тщательно перепроверить дела осужденных по Ростовской области в прошлом и нынешнем году... Надо покончить с постыдной системой пыток, применяющихся к арестованным. Нельзя разрешить вести беспрерывные допросы по 5-10 суток...
т. Сталин! Такой метод следствия, когда арестованный бесконтрольно отдается в руки следователя, глубоко порочен; этот метод приводил, и неизбежно будет приводить к ошибкам...»
Иосиф Виссарионович мог бы выронить трубку от такой дерзости изложения. Но прошло 7 лет после его первой встречи с Шолоховым.
Сталин сумел почувствовать силу духа гения и в переписке и в кремлевских встречах. Общение шло на равных. (Всего Шолохов написал 16 писем Сталину и получил ответы. Столько же раз встречался с ним с глазу на глаз.)
«Товарищ Сталин много читал, следил за политической и художественной литературой» - вспоминал Николай Власик... «500 страниц в день и читал без очков...». «Поразительная память...» - писали современники о Сталине.
Сталин разбирался и в прозе и в поэзии. Конечно, он ценным считал то, что, по его мнению, воздействовало на читателя, на его мысли и эмоции. Сталин сказал Демьяну Бедному: «Вы знаете, почему Вы плохой поэт? Потому что поэзия должна быть грустновата».
А Шолохову написал в письме: «Ваши письма не беллетристика, а сплошная политика...»
Сталин читал в «Тихом Доне» рассуждения о Советской власти одного героя: « Власть большевиков справедливая, только они трошки неправильно сделали... Потеснили казаков, надурили, а то бы ихней власти и износу не было. Дурностного народу у них много, через это и восстание получилось. ...Расстреливали людей. Нынче одного, завтра глядишь другого... Кому же антирес своей очереди ждать? Быка ведут резать, он и то головой мотает. И вот какой-нибудь большевичек чужими жизнями как бы распоряжается... Это ли не смывание над народом?»
Шолохову требовалось большое мужество не только написать свой роман, но и опубликовать его.
Первым дал оценку опубликованной 1-й книги «Тихого Дона» Луначарский, ограничившись одним словом, когда спросили его мнение:
- Бриллиант!
А Серафимович, в «Правде» публикует статью 19 апреля 1928:
«Вспомнил я синеюще-далекое, когда прочитал «Тихий Дон» Мих. Шолохова. Молодой орёлик желто-клювый и крылья размахнул. И всего-то ему без году неделя. Всего два - три года чернел он чуть приметной точкой на литературном просторе. Самый прозорливый не угадал бы, как вдруг уверенно развернется он».
Сам Сталин, не в газете, а в письме к Кагановичу напишет: «...У Шолохова по-моему, большое художественное дарование...»
Но коварен вождь! Как только вышли в журнале первые главы третьей книги, о Вешенском восстании казаков, где правда была беспощадна и взрывоопасна, продолжения не последовало.
Началась травля. Правление РАППа - Российской ассоциации пролетарских писателей постановило:
- Обсудить и осудить «Тихий Дон»: идеализация казачества и белогвардейщины. Записать о необходимости для Шолохова переменить место жительства, переехать в рабочий район...
Фадеев настаивает выкинуть из 3-ей книги 30 глав.
Сталин обращается к РАППу в феврале 1929 года:
«- Общая линия у вас в основном правильная; сил у вас достаточно; ибо вы располагаете целым рядом аппаратов и печатных органов; как работники - вы безусловно способные и незаурядные люди...»
«Надейся добра, а жди худа» - частая поговорка в устах Шолохова в накатное для него время. Но вот блеснул добрый луч надежды. В «Литературке» информация:
«1 июля 1929 года Ольга Преображенская и Иван Правое закончили картину «Последний аттракцион» и приступают к постановке «Тихого Дона».
Два, связанных совместной деятельностью режиссера Преображенская и Правов, познакомившись с содержанием романа, пришли в восторг от «материала», как говорят в кино. Их покорила способность молодого автора раскрыть души своих земляков, красивых и богатых внутренней силой, еще недавно жестоко поруганных в Гражданскую войну.
Ну а то, что публикация третьей книги приостановлена, что вокруг Шолохова разразилась вакханалия клеветы и обвинений в плагиате их не смущало. Было ясно, что за всем этим стоит зависть и желание унизить неожиданно появившийся талант.
Ольга Преображенская, сама в прошлом актриса, боготворила актеров и умела разглядеть их будущие способности. Вместе с Правовым они единодушно решили на роль Аксиньи пригласить восходящую звезду экрана Эмму Цесарскую. Всего два года назад 18-ти летняя девочка из массовки стала главной героиней их картины «Бабы Рязанские». На роль Григория - утвердили 23-х летнего Андрея Абрикосова. Это был триумф молодости.
Почему же фильм «Тихий Дон» снимался на Донце?
Сначала хотели снимать на Дону, но место, которое бы удовлетворило киноработников, найти не смогли. К Вешенской не подходила железная дорога. Около Ростова Дон был «не тот» - натура не соответствовала шолоховскому роману.
Казаки для своих жилищ - станиц, хуторов - всегда выбирали самые живописные места. «Донской казак Сергей Матвеев» герой моего одноименного фильма так отозвался о донских местах:
«-Сказочные места на Северском Донце... Эти каменистые берега высокие, эти прибрежные необыкновенные плёсы рядом с Каменском!»
Шолохов многократно бывал в станице Каменской, знакомился с документами, собирал материал для романа. Многие события, развернувшиеся в годы Гражданской войны в станице Каменской, легли на страницы «Тихого Дона»...
Когда киногруппа обратилась к Шолохову с просьбой найти место для съёмок, с учетом близости ж/д станции, Шолохов отправился в Каменскую, о чем упоминает в своих письмах 1929 года:
«- ...по-прежнему езжу... хотел написать о многом, о постановке [картины], должна же удаться она...» «- ...Был в Каменской (вторично)...»
В один из приездов Шолохова и познакомили с моим дедом - Баклановым Гавриилом Андреевичем, художником по профессии и мастером в любом деле.
Шолохов нуждался в лодке, а у моего деда была шлюпка и два мотора. Дед рассказывал, что плавали они вверх и вниз по течению. Вверх от Каменска берега лесистые - не годились. Когда поплыли вниз - дед показал свое заветное место, где он рыбачил и охотился - остров Кривой Рог. А напротив - крутой берег хутора Диченского. Поднялись. Открылся вид с хутора Диченского на излучину Донца - как зеркальное отражение - вид на Дон с Вешек поразительное сходство. Место это Шолоховым было одобрено без колебании.
Фильм был закончен производством менее чем за год. Картину «Тихий Дон» купили многие страны мира. Зарубежная пресса давала ей высокие оценки. Счастливая судьба фильма за границей. Его посмотрели миллионы.
А что произошло с фильмом в нашей стране?
Я много лет собирал информацию о фильме, пытался найти хоть какой-нибудь след - тщетно. Во ВГИКе шли учебные информационные просмотры кинолент - начиная с первых люмьеровских. Копии фильма «Тихий Дон» 1930 г. во ВГИКе не было.
Листая газеты 30-х годов в исторической библиотеке, наткнулся на статью в «Вечерней Москве» от 13 июня 1930 года, сообщавшей о премьере. Заголовок - «Тихий Дон» или тихий ужас», автор - Л. Вакс.
«Съемочная группа режиссера О. Преображенской выехала на текстильную фабрику им. Свердлова, где впервые показала новую фильму по 1-й части романа М. Шолохова... Дадим слово зрителям-рабочим, обсуждавшим картину после просмотра... Рабочие: Карпов, Ягудкин, Грюне... Картина абсолютно никчемна. Она рисует только интимную романтику... Жизнь казачества показана сытой, точнее не было среди них бедноты... Политически безграмотна и вредна...»
Политический приговор обжалованию не подлежал. Картину положили на полку. «Киноведы»-рабочие не знали, что казаки как малые дети: дай богато - все съедят, дай мало - довольны будут. Статные, смуглые от степной жары, плечистые, уважающие в себе и в других человеческое достоинство. Ну не было среди них бедноты. Потому что, в нравственном идеале казаков христианская трактовка добра, милосердия, взаимопомощи, почтения к старшим переплеталась с понятиями трудолюбия и добросовестного выполнения взятых на себя обязанностей. Благополучно и счастливо жили казаки на Дону, опрятно и чисто одетые, жизнерадостные. И детишки, стриженные под горшок, в белых с вышивкой рубахах садились к столу единой и дружной семьей...
Все это я увидел по счастливой случайности, оказавшись дома днем в октябре 2006 года, когда по каналу «Культура» был объявлен и шел фильм О. Преображенской и И. Правова «Тихий Дон»...
С первых секунд, когда вспыхнули титры, охватил восторг от звуков большего симфонического оркестра. Ах, как здорово! Это же современная запись звука и полная реставрация изображения!
Титры: «Производство «Союзкино» (Москва) 1930 год!». (Не 31-й! - как во всех кинословарях). Пролог...
«В последнюю турецкую войну на хутор Татарский привел казак Мелихов Прокофий из туретчины себе жену...» Фильм длится 1 час 30 минут.
Три времени и три творца, соединившись воедино, явили миру эту блестящую картину: Шолохов, творческий коллектив постановщиков с актерами и творческий коллектив Студии художественного кинопоказа телеканала Культура, озвучивший фильм в 2006 году.
Старанием и подвижничеством последних музыка вошла в ткань фильма, стала его дыханием, его душой. Режиссер озвучания Ольга Лобанова, музыкальный редактор Николай Митрофанов использовали богатейшую палитру: симфонический оркестр, хор Донских казаков, струнный оркестр, соло балалаечника, скрипичный квартет.
Я вспомнил отзывы о первой книге «Тихого Дона» и подумал, что так же можно отозваться и о фильме.
«Бриллиант!» В золотой оправе озвучания.
В наступающем году исполняется 80 лет со дня создания первой экранизации «Тихого Дона», 105 лет со дня рождения М Шолохова. В этом году - 100 лет со дня рождения Э. Цесарской. Вспомним ли мы о них на телеэкране?
В заключение - шолоховские строки из «Тихого Дона» как заклинание: «...Я до чертиков люблю Дон, весь этот складывающийся уклад казачьей жизни. Люблю казаков своих, казачек - все люблю! И вот еще, когда цветет подсолнух и над Доном пахнет смоченными дождем виноградниками - так глубоко и больно люблю...»