Терпкий вкус жизни

Судьбы новомучеников и исповедников ХХ века

0
256
Время на чтение 6 минут

Сколько ни приезжай в Крым, такой любимый и знакомый, - всегда остаётся уголок, где ожидает встреча с новым. Если пройти от Ливадийского дворца по »солнечной тропе» вдоль моря, попадаешь в Нижнюю Ореанду. Здесь, в стороне от туристических маршрутов, стоит над морем храм в честь Покрова Божией Матери. Искрится золотая смальта купола, стихают византийские распевы, оканчивается литургия. Мне навстречу из алтаря выходит настоятель храма, и начинается долгожданная беседа.

Отец Николай Доненко - автор многих исторических исследований, охватывающих годы коммунистических гонений на веру. В своих книгах он знакомит читателей с трагическими судьбами священнослужителей минувшего столетия. Кроме того, батюшка долгое время состоял в комиссии УПЦ по канонизации. Он рассказал о том, как сегодня канонизируют святых, как ведётся работа по изучению житий новомучеников, о и многом другом.

Отец Николай, почему именно гонения 20-30 х годов стали темой для дела вашей жизни?

Для меня очевидно, что эти годы - великая эпоха, в которой Бог явил гигантов духа и гениев веры. Это потрясающее видение завораживает, преображает и убеждает заниматься этим периодом и, в первую очередь, человеческими судьбами. Без сомнения, в это трагическое время пострадало много людей (впрочем, как и во всём мире, так как XX век был жесток вообще). Но нас интересуют не те, кто пострадал за свои политические убеждения, и не те, кто пострадал за свои грехи, совершив криминальные преступления, и даже не те, кто пострадал безвинно и не понимал, что и почему с ним происходит. И меня интересовали по преимуществу люди, жившие ради Христа, страдавшие и умиравшие ради Него. То есть те, кто имел христианское разумное целеполагание в своей жизни и даже смерти. Именно те люди, которые были способны сохранить верность Христу, Его Церкви, невзирая на житейские целесообразности, на диктатуру политического момента, на деспотию здравого смысла, который привёл мир к катастрофе, оставались самими собой, то есть предстоящими Богу.

Расскажите, пожалуйста, какова процедура канонизации.

Святой уже де-факто свят у Бога, а мы, живущие на земле, верой и опытом пытаемся опознать в собрате или сосестре святого, человека, угодившего Богу. Для этого по благословению священноначалия была создана комиссия по канонизации Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. В эту комиссию вошли опытные архиереи, священники, которые принимают материал, поступающий из разных епархий. А у каждой епархии, как известно, были святые, праведные, подвижники благочестия и мученики, которые сохранились в памяти церковного народа. И вот это памятование есть не что иное, как начало церковной традиции: сохранение небесного опыта в жизни православного народа. Сведения о мучениках, подвижниках благочестия, исповедниках после того, как были рассмотрены на комиссии епархиальной, предлагались для рассмотрения на комиссии синодальной на предмет возможного причисления к лику святых того или иного священнослужителя или мирянина, пострадавшего ради Христа. И только после всестороннего изучения материала принималось окончательное решение и предлагалось на утверждение Священного Синода. После этого епархиальный архиерей мог назначить дату предполагаемого прославления того или иного святого. Для этого составляется томос, краткое житие, тропарь, кондак и молитва святому. Как правило, в день прославления во время Божественной литургии архипастырь в сослужении со своими собратьями и священнослужителями после Малого входа последний раз поминает мученика о упокоении, после чего зачитывается его житие и томос о решении канонизировать свидетеля Христова. Затем поются тропарь и кондак святому перед его новонаписанной иконой, и таким образом церковный народ оповещается о том, что у него появился новый ходатай перед Богом.

Отчего канонизируют не всех священнослужителей, погибших за веру?

В основе понимания этого вопроса стоит слово Евангелия: Претерпевший же до конца спасётся (Мф. 10, 22). Однозначно, человек должен потерпеть до конца страдания, поношения, гонения и саму смерть. И тогда он венчается Христом венцом мученика. С другой стороны, для мирских оппонентов необходимо указать - Христос не требует каких-то результатов твоей жизни и деятельности, от человека как существа немощного требуется стояние в истине. Стояние в правде. Стояние во что бы то ни стало, без сообразования с какими-либо политическими, бытовыми или частными мотивами.

Возникает вопрос - почему некоторые священнослужители, архиереи, монашествующие, известные в церковном обществе как замечательные деятели, богословы и проповедники, своими трудами оказавшие услугу Церкви и в конце концов расстрелянные в годы лихолетья, до сих пор не канонизированы? Ответ прост. С одной стороны, исследовательская работа ещё продолжается. И требования комиссии по канонизации становятся строже и определённее. Как минимум, должны быть изучены все материалы, прямо или косвенно относящиеся к той или иной персоне. С другой стороны, есть те персоналии, которые, несмотря на свой выдающийся талант, незаурядность личности и богатство наследия, столкнувшись лицом к лицу с костоломной машиной государственного атеизма, поломались. Не претерпели всё до конца, оклеветали себя и других. На основании чего и были расстреляны. Такой человек, конечно же, не может быть канонизирован.

Мы понимаем весь ужас страдания, неподъёмного для простого человека. И ни в коем случае не осуждаем того, кто поломался и пошёл навстречу следствию, ставившему простую цель: уничтожить данного человека как представителя православного клира. Очевидно, его невинно пролитая кровь омоет его личные грехи, но это - ещё не святость. В Церкви мы различаем тех, кто был помилован, спасён, - и тех, кто был праведен и стяжал святость. Одним словом, тех, в ком жил и действовал Христос, отчего этот человек и остался непобедимым для сил ада и воинствующего атеизма эпохи богоборчества.

И кто же они - новопрославленные святые?

Совершенно разные люди - от высокопоставленных иерархов до простых мирян, обычных людей, для которых жизнь была Христос, и смерть - приобретение (Флп. 1, 21). Эти люди разного рода занятий, социального положения, образования, но оказывающиеся верными Христу до конца. Тихий голос Спасителя: Приидите ко Мне, вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы (Мф. 11, 28), - оказался для них предельно актуальным, заслонившим все идеологические шумы официальной атеистической пропаганды. Тихий голос Христа, Его евангельский призыв известен и сейчас обращён к нам. Слова Евангелия, сказанные однажды и на все века, остаются краеугольным камнем и для нас, людей XXI века, ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет во славе Отца Своего со святыми Ангелами (Мк. 8, 38).

Непременно ли должны быть чудеса?

Уникальность мученичества за Христа абсолютна. Это явление вселенское, имеющее абсолютную ценность и смысл. Если человек свидетельствует свою верность Христу своей кровью и жизнью, то никаких больше удостоверений не требуется - он свят! Кровью ради Христа он омыл свои прегрешения, и потому чист. Если же происходит канонизация преподобного или блаженного, или какого иного человека, то там требуется тщательное изучение непорочности его земного пути. Также необходимо народное почитание и чудотворения. Удостоверившись в несомненности и объективности вышеперечисленных условий, комиссия с чистой совестью принимает решение.

А почему не канонизируют матушку Алипию (Авдееву), хотя известны чудеса и есть почитание?

Матушку Алипию я знал лично, неоднократно бывал у неё. Высота её подвигов и уникальность духовных даров для меня очевидна. Но, как правило, во избежание человеческих и чрезмерных эмоциональных и психологических привязанностей Церковь не спешит принимать окончательное решение. И только по прошествии времени, когда человеческие предпочтения и пристрастия отходят в прошлое и обнажают несомненную правду, Церковь принимает окончательное подлинное, несомненное, очевидное для всех верных решение.

Чем ценно для наших современников обращение к теме жизни и смерти новомучеников?

Потрясающим для нас, людей XXI века, является то, что мученики XX века отчётливо видели, что есть что-то более ценное, чем их жизнь. Есть некий абсолютный смысл, находящийся за пределами твоего частного эгоизма. И этот факт, излучающий Божию любовь, был настолько убедительным, что позволил жертвовать не только своим, но и собой. Претерпевать не только нужду, заключения, гонения, но и принимать саму смерть как дар и приобретение, соединяющее с Христом. Обращает на себя внимание то, что в их жизни, ставшей уже житием, нет ничего того, что теперь называют глянцем. А, напротив, есть терпкий вкус жизни, помогающий нам осознать, что всё, что не вечно, умирает ещё до своего рождения.

Беседовала Мария Медведева

http://otrok-ua.ru/sections/art/show/terpkii_vkus_zhizni.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Николай Доненко
Митрополит Анатолий (Грисюк)
Рассказ о жизни и гибели еще одного новомученика
01.07.1999
Исповедник   Димитрий Игнатенко
Жизнь и судьба еще одного Российского новомученика
01.04.1999
Все статьи Протоиерей Николай Доненко
Последние комментарии
Фильм «Мумия»: просвещение или провокация?
Новый комментарий от Русский танкист
02.07.2025 13:24
Заберите наших с полей сражений, Ленин может полежать ещё
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
02.07.2025 13:17
«Пустота пустот»: о фильме «Мумия»
Новый комментарий от Константин В.
02.07.2025 13:08
На чьей стороне Бог в дни нового раскола?
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
02.07.2025 12:06
Как повысить демографию в стране?
Новый комментарий от Павел Тихомиров
02.07.2025 12:02
Фильм «Мумия»: впечатления от просмотра
Новый комментарий от Константин В.
02.07.2025 11:38
Вечная память
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
02.07.2025 11:34