В Санкт-Петербурге освоен новый музыкальный жанр, которому удачнее всего подходит название «геополитический эпос». Валаамский хор Института Певческой Культуры выпустил в свет музыкальный альбом, посвященный взаимоотношениям с Польшей. Это первый опыт соединения всех музыкальных и песенных данных о трех русско-польских вооруженных конфликтах конца XVI-XIX веков. Получилась своеобразная музыкальная летопись.
В этих войнах Россия отстаивала свою государственность и территориальную целостность. Польская угроза растворилась в народной памяти, и многие молодые люди сегодня удивились бы, узнав, что маленькая и обидчивая Польша, когда-то претендовала на огромные территории от Смоленска до Тобольска. Польша была одним из самых мощных проектов нашего западного геополитического соперника.
И если сравнивать историю польских притязаний с агрессией Наполеона или прорывом Третьего Рейха - Речь Посполитая была проектом наиболее близким к успеху. В случае с французами и немцами враг был очевиден. Польская же колонизация Руси представляла из себя компромиссный вариант, в котором цивилизационное самосознание не уничтожалось напрямую, но постепенно вытеснялось новой культурной и религиозно- государственной доктриной. При этом славянская идентичность играла католической Варшаве на руку. Следы этого гипноза до сих пор вносят раздор и мешают определиться Украине.В отличие от южного соседа России удалось преодолеть польскую болезнь. Больше того, на пике цивилизационного могущества русские даже приняли Польшу в собственный дом - с особым статусом («Царство Польское»), конституцией и кучей всевозможных привилегий.
Пережитое горе рождает глубокие произведения искусства национального масштаба. С польской стороны таким произведением является полонез Огинского, написанный в горьком чувстве поражения от русских. Напомним, что в 1771 году поляки унизительно проиграли А.В. Суворову в битве под Столовичами, состоявшейся 13 (24) сентября 1771 года. Корпус из 5 тысяч поляков под командованием Огинского был полностью разгромлен русским отрядом в 900 человек. Русские потеряли 80 человек убитыми, поляки - до 1000 убитыми, и 700 пленными, в том числе 30 штаб- и обер-офицеров. На этом закончилось второе польское восстание Костюшко.
Есть ли подобный музыкальный «ответ» на эти события с российской стороны? Культурный резонанс польского вопроса оставался долгое время неизвестен, и диск, выпущенный хором Валаамского подворья, талантливо восполняет этот пробел.
Гвардейские и солдатские песни прошлого, почерпнутые из архивов, соседствуют в программе с поэтическими откликами Гавриила Державина, Александра Пушкина, Василия Жуковского, Михаила Лермонтова, Федора Тютчева, Осипа Мандельштама. «Болезненная история наших многовековых отношений с Польшей более всего нуждается в этом самом ощущении исторического контекста. Эта программа - лучший ответ на примитивные и нелепые попытки принудить нас к «покаянию» за наше реальное великое и трагическое историческое бытие», - написал в аннотации к диску телеведущий, главный редактор журнала «Однако» Михаил Леонтьев.
Среди обширной дискографии Валаамского хора, начинаниям которого в свое время содействовал покойный Патриарх Алексий II, есть и другие эпические проекты:
• «Храм земли русской». Полковые и солдатские песни эпохи Отечественной войны 1812 года. Духовные песнопения, изд. 2000 г.;
• «Песни Российского Флота», изд. 2000 г.;
• «Боже, Царя храни!». Гимны и песни Российской Императорской Армии, изд. 2001 г.;
• «За Царя, за Русь святую!». Гимны и песни Российской Императорской Армии, изд. 2001 г.;
• «Певческая летопись Кавказской войны». Солдатские песни эпохи Кавказской войны XIX столетия, изд. 2002 г.;
• «Тернистый путь борьбы и муки». Песни Белого Движения и Русского Зарубежья, изд. 2004 г.;
• «Хвала, тебе Паскевич-Росс!» Русские солдатские песни времен: Персидской войны 1826-28 гг., Турецкой войны 1828-29 гг. и Усмирения Польши в 1831 г., изд. 2004 г.;
• «Похвала русским святым». Песнопения Русской Православной Церкви, изд. 2004 г.;
• «Гимн героям». К 100-летию Русско-японской войны. Произведения русских композиторов, народные песни, изд. 2004 г.;
• «Легендарный Севастополь». К 150-летию Восточной (Крымской) войны. Русские солдатские песни. Сочинения русских композиторов, изд. 2004 г.;
• «Песни Блокадного Ленинграда». К 60-летию Великой Победы. Песни советских композиторов 1942-1944 гг.;
• «Гордость Русских Моряков (Севастополь)». К 60-летию Великой Победы. Песни советских композиторов, 1942-1964 гг.;
• «В степи широкой под Иканом». Русские солдатские песни времен присоединения Средней Азии к России, 1864-1881 гг.
Уникальный список можно продолжить, но даже из представленного здесь очевидно, что перед нами особый пласт русской культуры, до сих пор почти неизведанный и несправедливо обойденный вниманием потомков.