Апология чуда

Человек всегда стремился к чуду, мечтал о моментальном исполнении своих желаний... Но для истинной веры нет таких границ, которые чётко отделяли бы чудесное от обыденного. Вера и есть самое большое чудо, которое совершается в сердце человека. Почему же человек так жаждет чудес?

«Род сей лукав, он ищет знамений»

«Истинное чудо, - писал отец Павел Флоренский, - совершается в духе верующего, когда усматривает он в видимо случайном волю Того, Которым „вся быша"». В жизни человека всегда есть место для необъяснимого, непредвидимого, непонятного, поэтому человек никогда не сможет исчерпывающе понять и объяснить свою же собственную жизнь. «Всего чудеснее бывает часто то, что происходит в действительности, - писал в своём дневнике Ф. М. Достоевский. - Мы видим действительность всегда почти так, как сами предвзято хотим растолковать её себе. Если разберём и в видимом увидим не то, что хотели бы видеть, а то, что есть на самом деле, то принимаем то, что увидели, за чудо».

Иногда эта простейшая очевидность может глубоко удивлять, но порой она невыносима и трудна для восприятия человека. И он ищет чудо где-то на периферии своей жизни: в каких-то видениях, знамениях, авторитетных «старцах» со сверхъестественными способностями. Наверное, в каждой епархии можно встретить объявления с предложениями съездить к «благодатному старцу», который исцелит все ваши болезни за один сеанс. Или поглазеть на Христа и Богородицу, Которые являются между берёзами, если, конечно, посмотреть под определённым углом и, главное, с утречка. Ещё святитель Игнатий (Брянчанинов) заметил, что, гоняясь за чудесами, мы часто ищем во Христе убедительной лести своим страстям (а не помощника в борьбе с ними), удовлетворения любопытства и жажды хлеба и зрелищ.

Человек ищет знамений, чудес, убегая от покаяния, от труда и радости жить со Христом. Вместо созерцания человек стремится к зрелищу, аффекту, эпатажу. Но вера не может глубоко укорениться в восхищённых переживаниях. Молитва - это не сверхъестественный механизм решения проблем, о котором мы вспоминаем тогда, когда остаётся надеяться только на чудо. Смысл жизни невозможно чётко сформулировать в своём сознании, он открывается сердцу как чудо присутствия Божия в жизни человека. Но для того, чтобы увидеть Бога и Его участие в нашей жизни, нужен труд, а не напряжённое ожидание чего-то необычного. Чудо - не сенсационное известие о каком-то очередном «явлении» или «знамении». Скорее всего, это радость и удивление Промыслу Божиему, который управляет всё к лучшему в каждое мгновение нашей жизни вопреки нашим близоруким прогнозам и ожиданиям. В этом смысле чудо - это торжество веры в мире холодного рассудка.

В дневнике отца Митрофана Серебрянского (духовника преподобномученицы Елизаветы) есть замечательные строчки, написанные им в окопах безнадёжной Русско-японской войны: «Сколько раз Господь спасает людей от всяких бед, а они этого и не замечают. Как же справедливы святые отцы, настойчиво требуя от людей трезвения, внимания ко всему, что происходит внутри и вне их существа, тогда наполовину меньше было бы неверующих». Только чудо могло спасти тогда Россию от поражения, но для отца Митрофана именно поражение и было чудом. Как гражданин он, конечно же, хотел, чтобы русская армия победила, но как христианин - благодарил за поражение. Ведь в этой трагедии Россия исцелялась от духовной опухоли гордости и тщеславия. Разумный взгляд на вещи даже в самом глухом тупике жизни усматривает волю Божию и её спасительную непостижимость. По мудрому выражению Иоанна Златоуста, воля Божия явно проявляется тогда, когда из безвыходных ситуаций находится выход. А разве это нельзя считать определением чуда?

Истинное чудо

Человек требует быстрого и безболезненного решения своих проблем и с таким настроем безучастно ожидает чуда: Спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди с креста (Мф. 27, 40). Но Господь ответил молчанием на это требование человека, и совершилось истинное чудо из чудес - Воскресение Христово. В свете Воскресения Христова чудесно, когда человек меняется, становится лучше. Но меняется человек, как известно, не в одно мгновение, а путём медленного перерождения.

Всё, что произошло чудесного в пределах планеты Земля, - это появление человека в его первозданном образе. В какой-то исторический момент человек, принадлежащий по природе своей иному миру, отказывается жить по законам Царствия Небесного. И Господь, уходя из его жизни, попускает ему жить по законам природы. Человек оказался эмигрантом в чужой стране, - эмигрантом, который не может полностью реализовать свои возможности, раскрыться как личность. Поэтому то, что мы воспринимаем как нечто сверхъестественное в жизни святых и Самого Христа, в действительности просто и естественно для человека: Верующий в Меня дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит (Ин. 14, 12). Просто оно давно потеряно и забыто, как твёрдая поступь для человека с параличом ног.

Истинное чудо - «не приобретение сверхъестественных или чуждых человеку качеств, - писал Максим Исповедник, - но восстановление тех качеств, которые были нам свойственны со времени творения». И это, конечно же, не способность ходить по воде как по суше или одним словом иссушать смоковницу. Только Бог смог стать настоящим Человеком. И только в Нём во всей полноте проявились те чудесные свойства, которые характеризуют человека как существо, принадлежащее иному измерению: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Рим. 5, 22-23). Мне кажется, очень точно определил это естественное и свойственное только человеку качество Лев Толстой в романе «Анна Каренина» устами своего героя Левина: «Разум открыл борьбу за существование и закон, чтобы душить всех, мешающих удовлетворить моё желание. Это вывод разума. А любовь к ближнему не мог открыть разум, ибо это неразумно». А разве то, что не по зубам холодному рассудку человека, что убегает от его разгорячённого воображения, мы не можем назвать чудом?

А как же быть с теми сверхъестественными изменениями в стихиях, которыми повелевал Господь, с чудесами, которые Он творил? Некоторые святые отцы говорят, что если бы человек не согрешил, то обладал бы такими же способностями. Но всё же в Евангелии не на этом ставится акцент. Господь воплотился не для того, чтобы бесконечно являть чудеса, но для того, чтобы спасти человека. В этом свете, в контексте спасения мы и веруем тому сверхъестественному, что творил и творит Господь в Своей Церкви. Но не это, конечно же, является признаком истинности Православия: у нас, мол, Благодатный огонь, значит, у нас и Христос. Чудо в данном случае, скорее всего, наоборот, должно послужить поводом к смирению и обличению нашей глухоты: «Слово Его было преисполнено силы, - писал святитель Игнатий (Брянчанинов). - Но человеки ниспали глубоко во мрак и мглу плотского мудрования; сердца и умы их ослепли. Оказалось нужным особенное снисхождение к болезненному состоянию человеков. В помощь слову Божию даны Божии чудеса». Поэтому нельзя верить в чудо само по себе, вне контекста жизни человека, народа, человечества. В истинных чудесах нет никакой загадочности. Они всегда что-либо объясняют, подсказывают, к чему-то лучшему направляют. «Настоящее чудо, - писал Павел Флоренский, - и должно состоять именно в таком, рационально объяснимом в широком смысле явлении». В этом смысле чудо в православной духовной традиции называют знамением. То есть признаком присутствия Господа в жизни человека. Но особенно ярко Его участие чувствуется в трудные минуты жизни людей.

Блаженны чистые сердцем...

«Знамения - снисхождение к немощи человеческой», - писал святитель Игнатий (Брянчанинов). Моя бабушка перед смертью рассказала о том, что ей явилась Божия Матерь. Так случилось, что дедушку арестовали и ему грозила тюрьма, а бабушка оказалась с двумя маленькими детьми на улице. В отчаянии она горячо молилась Божией Матери в поле среди пшеницы и там же уснула. Во сне ей явилась Богородица и повелела спокойно идти на суд. Дедушку, на удивление всех, отпустили, но вот об истинной причине его освобождения никто так и не догадался до самой смерти бабушки. А ведь гордиться-то было нечем, потому что истинная причина благодатного чуда - это покаяние человека, ответ на смиренное сокрушение в своих грехах, которые покрыло Божие милосердие. Точно так же было в 1240 году, когда Божия Матерь утешила Своим явлением русский народ на горе Почаевской во время нашествия Орды. А потом и чудотворной иконой и мощами преподобного Иова в трудное время католической экспансии. Здесь всё разумно и последовательно, здесь всё говорит о покаянии, о смирении и о Промысле Божием, спасающем человека. Поэтому народ наш очень любит засвидетельствованные Церковью почаевские чудеса.

«Чудо - это отношение к факту», - писал отец Павел Флоренский. В качестве наглядного примера для иллюстрации этой мысли могу привести слова одной моей знакомой верующей бабушки, которая жила всю жизнь на далёком хуторе, почти в лесу. Когда она увидела мой мобильный телефон, то тут же воспела хвалебную песнь Господу: «Это ж надо, какие чудеса творит Господь! Рождается человек в этот мир совсем маленьким несмышлёнышем, и кто бы мог подумать, что когда вырастет, он такие удивительные вещи сможет сотворить!» Как-то сами собой вспомнились тогда евангельские строчки: Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (Мф. 5, 8). Наверное, в этом и заключается то главное условие, при котором возможно увидеть истинное, Божие чудо. Ведь для неё даже самолёт был истинным благодатным явлением, наполнявшим её душу радостью и удивлением тем дарам, которыми наделил Господь человека.

http://otrok-ua.ru/sections/art/show/apologija_chuda.html

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Денис Таргонский
Все статьи Денис Таргонский
Последние комментарии
Перезагрузка? Нет, Перестройка!
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
13.01.2021 11:56
Результатам выборов не верит Трамп или американский народ?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
13.01.2021 11:32
Обыкновенный сатанизм
Новый комментарий от Егоров
13.01.2021 11:27
Что смертоноснее: ковид-19 или карантин?
Новый комментарий от Андрей Козлов
13.01.2021 11:09
Американская Павлик Морозов
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
13.01.2021 11:07
«Мы сотворяли и продолжаем творить новую русскую идеологию»
Новый комментарий от Советский недобиток
13.01.2021 10:58
Гудермес-95
Новый комментарий от Русский Иван
13.01.2021 10:55