На первой конференции, организованной Пермским политехническим университетом в мае 2004, в которой вместе с епископом Пермским и Соликамским Иринархом участвовали профессор-архимандрит Платон (Игумнов) и автор этих строк, выступление богослов не предусматривалось программой. Это был форум ученых-религиоведов и близких к ним по интересам «светских» философов. А общение с богословами состоялось на заседании, закрытом для прессы по инициативе светских организаторов, которое проводилось уже в Епархиальном управлении... Так что роль богословов оказалось тогда в основной декоративной. Впрочем, надо заметить, среди «светских» философов там было немало православных, которых в ту пору объединял заведующий кафедрой философии Пермского технического университета В.А.Кайдалов (1937-2007).
Спустя два года, в мае 2006, состоялась вторая встреча в рамках симпозиума «Идея ненасилия в XXI веке: ее потенциал и ее пределы». На нем гвоздем программы было появление знаменитого Г.Кюнга, пропагандировавшего свой «этос ненасилия». Богословы (все те же) по регламенту были персонажами без речей, но с «баджиками» и правом задавать вопросы, которым, конечно, грех было не воспользоваться...
Кюнг, в самом деле, являл собой апофеоз толерантности. Помню как в 1993-м, будучи гостях у тюбингенского профессора Лудольфа Мюллера, я поделился впечатлениями от новейшей книги Кюнга. Л.Мюллер был изумлен:
- Слышишь, - обратился он к супруге, - что пишет Кюнг? Что христианин не должен даже внешне подчеркивать свое вероисповедание, дабы не вызвать раздражения у иудея или католика!
Сколь бы парадоксальной ни представлялась позиция Кюнга, от своей христианской веры он не думал отказываться. Однако его союзники по линии пропаганды толерантности в России желали основать свою позицию на «научном атеизме», в чем сам тюбингенский богослов, вероятно, и не отдавал себе отчет...
И вот теперь, в 2009-ом, можно сказать, произошли почти революционные изменения. C первым докладом на пленарном заседании конференции выступил протоиерей Всеволод Чаплин. Также на пленарном заседании был заслушан доклад директора Культурного центра «Духовная библиотека» Жана-Франсуа Тири (Бельгия). Он цитировал святейшего патриарха Кирилла едва ли не чаще, чем папу римского... Отнюдь нельзя назвать «секулярным» и доклад доктора Адриана Пабста из Ноттингемского университа (Великобритания), прозвучавший на Круглом столе. В нем даже было нечто «карсавинское»...
Московская духовная академия на том же Круглом столе была представлена докладом автора этих строк, а профессор-архимандрит Платон был приглашен в число руководителей секции, обсуждавшей «теоретические проблемы духовной культуры»... Впрочем, и в двух других секциях в составе президиума числились представители духовенства. Так что крен выровнялся.
Состав «светских» участников был весьма представительным: профессор МГИМО В.С.Глаголев, зав. кафедрой философии Государственной академии славянской культуры М.В.Силантьева, зав. сектором этики Института философии РАН проф. Р.Г.Апресян, профессора М.И.Одинцов, Д.В.Пивоваров и др.
В своем выступлении прот. Всеволод Чаплин озвучил ряд официальных церковных документов, имеющих отношение к тематике конференции, так что другие представители богословской учености могли уже сосредоточиться на своих частных наблюдениях и выводах. Но самым главным, пожалуй, было весьма четкое замечание прот. Всеволода Чаплина относительно «толерантности». Он публично озвучил то, что «богословская сторона» пыталась сказать в Перми уже давно. А именно, что в посредничестве «толерантных» светских атеистов религиозные традиции и сообщества России для своего диалога вовсе не нуждаются...
Однако «изюминка» подобных встреч по замыслу организаторов как раз и заключалась в том, чтобы убедить общественность, представителей власти и бизнеса, что вчерашний «воинствующий атеист» - самый нейтральный, терпимый, толерантный посредник между конфессиями, «светскими» учеными и богословами, эдакий современный лессинговский Натан Мудрый... Конечно, Чаплину возражали, но уже на секциях, где баланс сил варьировал.
Короче говоря, лед тронулся... И не в малой степени благодаря высокой степени терпения, проявленного на предшествующих встречах епископом Пермским и Соликамским Иринархом.
Организационным усилиям и изобретательности проф. М.Г.Писманника, координировавшего проведение этих форумов, тоже нельзя не отдать дань. Они способствовали, в частности, многим важным личным контактам и встречам.
Но все же думается, что в стране, где на памяти наших отцов существовал «Союз воинствующих безбожников», а «научный атеизм» входил в число обязательных вузовских дисциплин, вчерашним его преподавателям пытаться завладеть «патентом на толерантность» вряд ли удобно... Тем паче, что и «толерантность» Великой Французской революции в вопросах религии весьма сомнительна...