Патент на толерантность?

25-26 ноября 2009 г. в Перми состоялась Международная конференция «Духовность, достоинство и свобода человека в современной России: философско-этические, религиозные и культурологические аспекты». Краткий отчёт о состоявшемся мероприятии подготовил профессор МДА Н.К. Гаврюшин

25-26 ноября 2009 г. в Перми состоялась Международная конференция «Духовность, достоинство и свобода человека в современной России: философско-этические, религиозные и культурологические аспекты». Это не первая встреча философов, богословов, религиоведов в этом городе. И уже можно говорить о тенденциях...

На первой конференции, организованной Пермским политехническим университетом в мае 2004, в которой вместе с епископом Пермским и Соликамским Иринархом участвовали профессор-архимандрит Платон (Игумнов) и автор этих строк, выступление богослов не предусматривалось программой. Это был форум ученых-религиоведов и близких к ним по интересам «светских» философов. А общение с богословами состоялось на заседании, закрытом для прессы по инициативе светских организаторов, которое проводилось уже в Епархиальном управлении... Так что роль богословов оказалось тогда в основной декоративной. Впрочем, надо заметить, среди «светских» философов там было немало православных, которых в ту пору объединял заведующий кафедрой философии Пермского технического университета В.А.Кайдалов (1937-2007).

Спустя два года, в мае 2006, состоялась вторая встреча в рамках симпозиума «Идея ненасилия в XXI веке: ее потенциал и ее пределы». На нем гвоздем программы было появление знаменитого Г.Кюнга, пропагандировавшего свой «этос ненасилия». Богословы (все те же) по регламенту были персонажами без речей, но с «баджиками» и правом задавать вопросы, которым, конечно, грех было не воспользоваться...

Кюнг, в самом деле, являл собой апофеоз толерантности. Помню как в 1993-м, будучи гостях у тюбингенского профессора Лудольфа Мюллера, я поделился впечатлениями от новейшей книги Кюнга. Л.Мюллер был изумлен:

- Слышишь, - обратился он к супруге, - что пишет Кюнг? Что христианин не должен даже внешне подчеркивать свое вероисповедание, дабы не вызвать раздражения у иудея или католика!

Сколь бы парадоксальной ни представлялась позиция Кюнга, от своей христианской веры он не думал отказываться. Однако его союзники по линии пропаганды толерантности в России желали основать свою позицию на «научном атеизме», в чем сам тюбингенский богослов, вероятно, и не отдавал себе отчет...

И вот теперь, в 2009-ом, можно сказать, произошли почти революционные изменения. C первым докладом на пленарном заседании конференции выступил протоиерей Всеволод Чаплин. Также на пленарном заседании был заслушан доклад директора Культурного центра «Духовная библиотека» Жана-Франсуа Тири (Бельгия). Он цитировал святейшего патриарха Кирилла едва ли не чаще, чем папу римского... Отнюдь нельзя назвать «секулярным» и доклад доктора Адриана Пабста из Ноттингемского университа (Великобритания), прозвучавший на Круглом столе. В нем даже было нечто «карсавинское»...

Московская духовная академия на том же Круглом столе была представлена докладом автора этих строк, а профессор-архимандрит Платон был приглашен в число руководителей секции, обсуждавшей «теоретические проблемы духовной культуры»... Впрочем, и в двух других секциях в составе президиума числились представители духовенства. Так что крен выровнялся.

Состав «светских» участников был весьма представительным: профессор МГИМО В.С.Глаголев, зав. кафедрой философии Государственной академии славянской культуры М.В.Силантьева, зав. сектором этики Института философии РАН проф. Р.Г.Апресян, профессора М.И.Одинцов, Д.В.Пивоваров и др.

В своем выступлении прот. Всеволод Чаплин озвучил ряд официальных церковных документов, имеющих отношение к тематике конференции, так что другие представители богословской учености могли уже сосредоточиться на своих частных наблюдениях и выводах. Но самым главным, пожалуй, было весьма четкое замечание прот. Всеволода Чаплина относительно «толерантности». Он публично озвучил то, что «богословская сторона» пыталась сказать в Перми уже давно. А именно, что в посредничестве «толерантных» светских атеистов религиозные традиции и сообщества России для своего диалога вовсе не нуждаются...

Однако «изюминка» подобных встреч по замыслу организаторов как раз и заключалась в том, чтобы убедить общественность, представителей власти и бизнеса, что вчерашний «воинствующий атеист» - самый нейтральный, терпимый, толерантный посредник между конфессиями, «светскими» учеными и богословами, эдакий современный лессинговский Натан Мудрый... Конечно, Чаплину возражали, но уже на секциях, где баланс сил варьировал.

Короче говоря, лед тронулся... И не в малой степени благодаря высокой степени терпения, проявленного на предшествующих встречах епископом Пермским и Соликамским Иринархом.

Организационным усилиям и изобретательности проф. М.Г.Писманника, координировавшего проведение этих форумов, тоже нельзя не отдать дань. Они способствовали, в частности, многим важным личным контактам и встречам.

Но все же думается, что в стране, где на памяти наших отцов существовал «Союз воинствующих безбожников», а «научный атеизм» входил в число обязательных вузовских дисциплин, вчерашним его преподавателям пытаться завладеть «патентом на толерантность» вряд ли удобно... Тем паче, что и «толерантность» Великой Французской революции в вопросах религии весьма сомнительна...

http://www.bogoslov.ru/text/print/519683.html

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Николай Гаврюшин
Все статьи Николай Гаврюшин
Последние комментарии
Сделал вторую прививку, самочувствие в пределах нормы
Новый комментарий от Коротков А. В.
14.02.2021 11:28
Беларусь: мы на фронте
Новый комментарий от Константин В.
14.02.2021 11:16
К дискуссии о языке богослужения
Новый комментарий от Константин В.
14.02.2021 11:05
«Сердец литая твердь» за памятник Феликсу
Новый комментарий от Русский Иван
14.02.2021 06:28
Крейсер «Варяг»
Новый комментарий от Дмитрий
14.02.2021 05:20
«Вместо точки я поставлю солнце…»
Новый комментарий от Советский недобиток
14.02.2021 05:15
«Для того, кто по-прежнему молод…»
Новый комментарий от наталья чистякова
14.02.2021 05:11