«Доброе кино зарождается»

Новости Москвы 
0
176
Время на чтение 6 минут

Недавно в Москве завершился фестиваль «Лучезарный Ангел», о фильмах конкурсной программы которого мы уже рассказывали нашим читателям. Об итогах фестиваля, а также о перспективах духовного становления современного российского общества мы решили поговорить с Еленой Зелинской, членом Общественной палаты, вице-президентом МедиаСоюза.

— Елена Константиновна, на только что завершившемся фестивале «Лучезарный Ангел» было представлено большое количество самых разнообразных фильмов, как мэтров нашего кинематографа, так и молодых режиссеров. Однако многие из фильмов конкурсной программы так или иначе затрагивали не только тему духовности, но и историческую тему. Чем, на Ваш взгляд, обусловлен такой интерес современного российского кинематографа к исторической тематике?

— На мой взгляд, этот интерес понятен. Пока мы не разберемся в том, что произошло с нами, со страной, мы попросту не поймем, куда нам двигаться дальше, потому что не будем знать, кто мы сами такие. Ведь, что такое история, что так ярко показано в фильме «Поп», получившем гран-при фестиваля? Наша история, это, прежде всего — самоидентификация, попытка вычленить, что в нас русское, а что советское. И это порой бывает очень не просто сделать: русский характер многогранен... Кто-то ведь может сказать, что и в советском мировоззрении было что-то хорошее, хотя я лично так не считаю.

— Чем же Вы объясняете такую довольно категоричную точку зрения?

— Главное, что характеризует советский период — это безбожие, жизнь, в которой человек отделен от Церкви, а в худшем случае вообще враждебен ей. О спасении души, о духовной жизни при советском строе вообще речь не шла... Поэтому для православного человека жизнь в стране, где проповедуется атеизм, где разрушаются храмы, где за героев почитают людей, уничтожавших духовенство как касту — такая жизнь, такой политический строй вообще не может рассматриваться как хоть сколько-нибудь положительный.

— Да, но как же быть тогда с восстановлением при советском строе института патриаршества? Ведь об этом тоже не следует забывать...

— Церковь все равно живет своей жизнью, и никак не связана с режимом. Христианству — две тысячи лет, православию — тысяча, и семьдесят лет какого-то одного политического строя… в историческом масштабе это просто ничто: стряхнули и пошли дальше. Недавно при мне владыка Евгений, сказал такую фразу: «Чем в более стесненных условиях живет Церковь, тем сильнее качество веры». Так что, думаю, восстановление института патриаршества — это даже не государственный процесс, это процесс сакральный, такой институт как патриаршество в принципе не может появиться без Божьей воли…

— Девиз фестиваля «Лучезарный ангел» звучит так: «Доброе кино возвращается». А чего, по вашему мнению, не хватает сегодняшнему российскому кинематографу для того, чтобы он стал по-настоящему добрым?

— Если честно, я всегда настораживаюсь, когда слышу слово «возвращение». К чему мы собираемся возвращаться? Обратно к советскому кинематографу? Да, в нем было меньше насилия, меньше стреляли, но ведь то же самое происходило и в Голливуде. Насилие на экране — достаточно современное явление, а раньше кинематограф был существенно мягче. Вопрос в другом: что искали герои советского кинематографа, что было их целью? Все их поиски лежали в области идеологии, морали, обрисованной в кодексе строителя коммунизма —  это был такой советский суррогат нравственности. А фильмы, которые демонстрируются на «Лучезарном ангеле» пропитаны идеей духовного поиска, и это — никакое не возвращение, а абсолютно новое кино, настоящее русское кино, которое создается на наших глазах.

— На фестивале были представлены не только работы молодых кинематографистов, но и признанных мэтров, таких как Владимир Хотиненко, Александр Прошкин, Николай Досталь, чьи работы a priori привлекают в кинотеатры большое количество зрителей. Как Вы думаете, чем вызвана такая тенденция обращения массового кинематографа к проблеме нравственного становления человека, его духовного поиска?

— Как отметил на открытии фестиваля Владимир Легойда, поле духовной борьбы и духовного поиска, которое раньше были сосредоточено в русской литературе, переместилось в кинематограф. Конечно, все зависит от состояния общества; на каком языке общество лучше разговаривает, а главное — лучше слышит, на том языке до него информация и доносится.

Почему именно сегодня происходит обращение кинематографа к нравственной и духовной тематике? Мы жили в условиях одной единственной верной теории, и сам факт наличия других рассматривался как преступление, как инакомыслие. Прошло всего лишь 18 лет с тех пор, как исчез «железный занавес», как исчезли массовые запреты, как появились свободная пресса и свободный доступ к информации. Наш народ восемнадцать лет назад оказался в ситуации, в которой надо было объять необъятное, справиться с потоком хлынувшей на него с Запада информации. А иммунитета от всего того, что гигантским потоком нас захлестнуло, не было: к выбору-то нас не приучили! И этот «информационный шок» мы пережили в кратчайшие сроки! Западный мир оказался для нас как бы огромным супермаркетом — мы все сперва ринулись в отдел товаров для взрослых, и только потом стали разбираться, что в супермаркете, оказывается, и другие отделы есть, где, например, торгуют фильмами или книгами...

— То есть мы просто неправильно обрабатывали информацию?

— Мы не видели, а порой и до сих пор не видим некоторых очень важных вещей, тенденций. Например, говорят, что вся эта пошлая музыка, вся эта попса — это дурное западное влияние... Ничего подобного! В каждой американской школе есть свой хор, свой оркестр, который играет классическую музыку, джаз, так что для них вся эта попса — лишь маленькая часть от общей культуры. А, кроме того, не следует забывать, что весь перестроечный период сопровождался огромными экономическими потрясениями — семьям надо было элементарно выживать. И в этой ситуации было совсем не до музыки и не до оркестров... А сейчас настал новый период: мы выжили. Мы поняли, что выбрались из финансового и экономического болота. И пришла пора задуматься о душе.

— На прошедшем недавно Форуме «Православная Русь» много говорилось о необходимости возврата к традициям чтения, повышения интереса молодежи к книге... А как Вы считаете, что может заставить молодежь читать?

Я вас разочарую: заставить читать невозможно. Можно привить любовь к чтению, но сделать это можно только и исключительно в семье. И тут мы возвращаемся к основной, базовой проблеме: а что у нас происходит с семьей? Если малышу мама с детства читает сказки, тогда он подростком потянется и за Томом Сойером, и за рассказами Носова, а дальше — он уже снимет с полки и Шукшина, и Мериме, и Пастернака… Но начинаться все должно с «Репки»... Не следует забывать и том, что у современного молодого человека культурный фон совершенно другой, чем двадцать и тридцать лет назад. Для старшего поколения, выросшего при советском строе, литература была источником знаний обо всем: о западе мы судили по Ремарку, духовные поиски отождествляли с Достоевским, а историю учили по Пикулю… А сегодня для того, чтобы узнать как устроен современный западный мир, можно просто съездить за рубеж, можно прочитать в интернете последние новости; любое кино, любые книги доступны… Но в этом обновленном культурном фоне любовь к книге должна занять достойное место. И я думаю, что все это обязательно будет, просто сегодня, когда сбиты базовые понятия: семья, отношение к Родине, — нужно дождаться восстановления этих понятий. Да, сегодня необходимость духовного поиска очевидна, но вопрос в том, где мы будем искать? «Шестидесятники» искали ответ в области идеологии, в области науки, лбы разбивали о проблемах физики и лирики — и не нашли, пришли к пустоте. Сегодня искать нужно только в Церкви, вместе с Церковью, как единое целое, строить современную культуру.

— Планирует ли в ближайшее время МедиаСоюз какие-либо новые общественные мероприятия, способствующие возрождению духовности в России, продолжающие традиции возрождения нравственных и культурных традиций?

— Да, 11 декабря, мы проводим в Уфе фестиваль СМИ «Система ценностей». Фестиваль проводится во второй раз, в прошлом году он прошел в Москве. В этом году выросло и значение, и масштабы мероприятия — в нем примут участие около 700 журналистов со всей страны, поддержку оказывает Общественная палата, Правительство Республики Башкотарстан. Главная цель нашего фестиваля — понять, как именно современные медиа ориентируются в системе нравственных ценностей. В рамках фестиваля пройдет и конкурс журналистских работ.

В деятельности «МедиаСоюза» это не единственное мероприятие, направленное на сохранение, возрождение культурных и нравственных традиций. Например, мы оказываем информационную поддержку празднованию Дня семьи, любви и верности — возрожденного семейного праздника, который проходит в день памяти благоверных князей муромских Петра и Февронии.

— Я искренне желаю Вам успеха во всех Ваших начинаниях! Мы обязательно будем информировать читателей портала «Православная книга» о ходе грядущего фестиваля и обязательно расскажем о его результатах!

Беседовал Павел Сурков 

http://www.pravkniga.ru/printversion.html?id=1195

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Елена Зелинская
Заложник с острова Отчаяния, или Как Чуковский переписывал «Робинзона Крузо»
Елена Зелинская о христианстве, цензуре и мастерстве переводчика
27.08.2014
На волжских берегах
Елена Зелинская о путешествии в Саратовский край
21.08.2013
Не забывайте белых лебедей!
Елена Зелинская о Борисе Васильеве
13.03.2013
Гуси-лебеди
или Что такое финское православие
16.01.2012
Все статьи Елена Зелинская
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06