Три Руси и род Пржевальских

0
445
Время на чтение 4 минуты
"Мы Король, имея во всегдашнем внимание дабы Служба и подвиги Каждого Нам Королю и Республике оказываемых, не оставались без наград и прочь то самое и других к заслугам поощрять... в частых многих битвах сражался не щадя собственной крови и тем заслужил Наше благоволение. За каковые его заслуги он в честь награды просит нас о пожаловании ему Дворянского Достоинства и Герба... Стефанъ Король". Так 28 ноября 1581 года была поставлена веха в развитии рода Пржевальских в условиях новой после Киевской Руси сословной государственности.

Сравнение исторического развития Великого княжества Литовского и Великого княжества Московского в XIV - первой половине XVI веков показывает, что между ними было гораздо больше сходства, чем различий. Эту стадию созидания государства сегодня называют "военно-служивой государственностью". К ней восточные славяне перешли от древнерусских городов-государств, и в ее становлении огромную роль сыграла служебно-городская система, известная в более ранний период у западных славян.

Основатель рода, Корнила Перевалька, родился в семье конного мещанина Онисима, жившего в Витебске возле замка. В Речи Посполитой существовало три категории войск: собственно войска, в которых служили реестровые (в том числе и бывшие запорожские) казаки; войска конной "милиции" (витебские казаки) и легковооруженная подвижная кавалерия. Конные мещане были особой сословной группой, занимавшей промежуточное положение между обычными мещанами и шляхтой (дворянством). Корнила как витебский конный мещанин воевал в составе литовского войска.

Витебск сначала входил в Полоцкое княжество, потом был центром Витебского княжества. Витебск находился на землях, которые первоначально назывались Великим княжеством Литовским, затем Великим княжеством Литовским, Русским и Жемайтским, потом снова Великим княжеством Литовским. Историки называли княжество Литовской Русью. Как писал Ф.Энгельс, Литовским княжество было по названию. Оно ведь было Белорусским, даже государственный язык был белорусским. Впрочем, документы канцелярии великого княжества - Литовской Метрики - свидетельствуют, что вплоть до XVI века восточнославянское население считало себя русским, а своебразный язык был ближе русскому, чем современным украинскому и белорусскому.

Общинный уклад жизни славян, постоянная внешняя опасность способствовали выработке харизматических идей и ценностей. Они довлели над интересами отдельно взятой личности или даже целой семьи. Так было и с родом Пржевальских. Если надо было спасать свою землю от врагов, то на поле брани выходили все. Одна человеческая жизнь ничего не значила в сравнении с опасностью гибели всего рода, да и сам человек существовать без рода просто не мог. Подчеркивая эту особенность ментальности славян, П.Кесарийский писал: "... у них счастье и несчастье считаются делом общим".

Сокращение сферы бытования русской культуры в Великом княжестве Литовском, отказ от православия многих аристократических фамилий привело к ликвидации прежней модели литовско-русских отношений. В те далекие времена люди жестко придерживались веры, и имена давались строго по вере. Православный священник не крестил мирян с польским именем, а ксендз - с русским. Поэтому род Пржевальских имеет две ветви: одну католическую, другую православную. До Великого социального эксперимента в октябре 1917 года большинство Пржевальских хорошо знало свою родословную. Значительное их число проживало на территории Смоленской и Витебской областей. Были русские православные и поляки, т.е. римско-католического происхождения. Были дворяне, мещане и крестьяне (бывшие крепостные). У смоленских Пржевальских имена русские (Николай, Михаил), а у витебских - польские (Адольф, Франц).

Род Пржевальских был тесными узами связан и с Украиной.

Зоя Михайловна Сухотина-Беляева-Пржевальская в письме автору, написанном в 2009 году, сообщала: "Ольга Евгеньевна Беляева (урожденная Пржевальская) получила образование в закрытом пансионе "Братство" в г.Остроге. В течение всей жизни работала учительницей в разных учебных заведениях - женская гимназия в Вильно, в Полтаве, после 1917 года на курсах Первых Красных командиров, затем Пехотное училище в Полтаве (где учился Ватутин Н.Ф.). Далее под Полтавой в колонии малолетних преступников (колония А.С.Макаренко), в вечерних школах для взрослых - все литература и русский язык, до самой пенсии".

Другая представительница славного рода Пржевальских, Жанна Георгиевна Ксенофонтова вспоминала: "Моя мама Тамара Евгеньевна Пржевальская выходила замуж за Жартовского Николая Николаевича в городе Полтаве в 1925 году. С ним она уехала в Одессу. Брат моей мамы Виктор Евгеньевич Пржевальский защищал нашу Одессу как герой и был очень сильно ранен"...

Командир батареи майор Пржевальский Виктор Евгеньевич погиб позже, в 1943 году, был похоронен на поле боя.

Высокая социальная активность рода Пржевальских сделала его богатым на предания. Одно из них сообщало, что Пржевальские-дворяне при женитьбе или выходе замуж благословлялись Библией с вкладышем - родословным древом. Судьбу одной из таких книг рассказала в письме Бронислава Адамовна Желнеровская-Пржевальская. "Наша библия, -писала она, - была в кожаном переплете и окантована медью. Генеалогическое древо уничтожил немец в 1942 году (который квартировал в доме) со славами: "У славян не может быть генеалогического древа"..."

Сегодня вновь документально подтверждено родство более пятисот Пржевальских. Поэтому нередко в письмах звучат ностальгические нотки: "Однажды вечером я взяла справочник, нашла фамилию Пржевальских и выяснила, что мы имеем самое прямое родственное отношение..." - отмечала в своем письме Лидия Павловна Василенко-Пржевальская.

Из каждой семьи Пржевальских сыновья уходили в люди. Поступали на службу, уезжали в города, женились... Жили в Витебской, Волынской, Екатеринославской, Полтавской, Смоленской, Херсонской губерниях, в Вильно, Одессе, Москве и Петербурге, на землях Войска Донского, на Кубани, Тереке и в Сибири. Одним словом, род Пржевальских славен не только своим служением Отечеству-России, но и тем, что его вскормили своими живительными соками три Руси - Беларусь, Украина, Россия!

http://odnarodyna.ru/articles/4/916.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Фильм «Мумия» приведёт только к росту популярности Ленина
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
05.07.2025 13:25
«Украинским элитам была нужна реальная война с реальными потерями»
Новый комментарий от Владимир Николаев
05.07.2025 12:49
«Пустота пустот»: о фильме «Мумия»
Новый комментарий от С. Югов
05.07.2025 12:39
Дело не в Ленине, дело в провокации
Новый комментарий от Советский недобиток
05.07.2025 12:25
Наша цель - образ врача, ориентированного
Новый комментарий от Советский недобиток
05.07.2025 12:19
«Главари диаспор фактически являются иноагентами»
Новый комментарий от Могилев на Днепре
05.07.2025 12:08