Умение писать пером и чернилами не только красивое искусство, но и настоящая духовная ценность. По словам координатора выставки Елены Исаевой, в какой бы стране не жили художники-каллиграфы, они всегда вдохновлялись религиозными и духовными идеями. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в приветственном письме поблагодарил организаторов за поддержание и распространение православной культуры через письменное слово. "Проникновенная красота славянского письма, - отметил Патриарх, - заложенная святыми равноапостольными братьями Кириллом и Мефодием, способна соединить представителей различных поколений".
Важность в мелочах?
Каллиграфия (от греческих слов "каллос" - "красиво" и "графо" - "пишу") - искусство весьма древнее. Мы всегда стремились сохранить о себе память и передать опыт потомкам: для этого, в общем, и было создано письмо. Славянская кириллица, арабская вязь, латинские манускрипты, китайские иероглифы, иудейские свитки - пути развития искусства письма в разных странах. Однако трендом каллиграфия становится именно в наше время, когда новые поколения уже забыли, что такое чистописание, и переходят на клавиатуру.Дети, которые сейчас учатся писать, не только ничего не слышали про перьевые ручки и гусиные перья, но даже обычную шариковую в руках держат нечасто. Казалось бы, не важно, как ты пишешь, главное - что и кому. Но психологи считают иначе. "Раньше писали перьями, это требовало большей сноровки, и люди были не такими поверхностными", - считает Лариса Дрыгваль, графолог, кандидат психологических наук, специалист Школы Научного графоанализа Инессы Гольдберг.
Наших бабушек и дедушек заставляли выводить каждую линию. А когда человек уделяет много внимания деталям, они становятся для него очень важны. Он больше ценит ритуалы и традиционный уклад жизни, то, как он будет выглядеть со стороны. Для нас сейчас смешно звучит вопрос "Что мне переодеть к обеду?", мы не меняем столовые приборы по числу перемен блюд и вообще к формальностям относимся проще. Не считаем их чем-то жизненно важным. То, что раньше было нормой культуры, теперь исчезло или упростилось. Мы переходим на клавиатуру, а наше мышление становится более поверхностным. В итоге мы меньше держимся за традиции и ритуалы.
Перо и чернила как зеркало души
Связь между почерком, и тем, что происходит в душе человека, - научный факт. Специалисты-графологи изучая почерк многое могут сказать о его личности, характере и внутреннем состоянии пишущего. Все потому, что мелкая моторика пальцев непосредственно связана с мозгом. Когда ребенок учится писать, у него возникает интерес к познанию и учебе, и начинается активное развитие личности. Поэтому каллиграфия может влиять на душу человека. Тренировка в чистописании - хороший психотерапевтический инструмент, чтобы научиться саморегуляции, развить терпение, внимательность к деталям, усидчивость, избавиться от рассеянности. Но тем, кто и так въедается в детали, каллиграфия вряд ли будет полезна. "Тот, кто в повседневном почерке слишком сконцентрирован на деталях, на аккуратности и каллиграфичности, не может на жизненную ситуацию вообще посмотреть более объемно", - объяснила Лариса Дрыгваль..Художники-каллиграфы тоже говорят о связи руки и внутреннего мира человека. Искусство письма делает нас более целостными. Чтобы заниматься им, нужно полное согласие сердца, ума и руки. "В сердце рождается образ, голова, думает, как его воплотить, и рука начинает писать красивые буквы", - говорит каллиграф Юрий Ковердяяв. А если эти буквы еще и произведение искусства, выполненное мастером, то перо выражает уникальную личность человека в каждой линии. "Вот это мой автограф, - каллиграф из Белоруссии Павел Семченко показывает свою работу по мотивам стихотворений Пушкина "Болдинская осень". - Я человек барокко, и мой автограф - бароккальный, скрипичный. Все что делает человек, не сет на себе отпечаток его личности". Его композиция - сложная игра тонких линий и поворотов - создает ощущение музыкального ритма. Не случайно каллиграфы любят говорить, что музыка и каллиграфия - родные сестры. "Меня никто не сможет повторить, - продолжает художник - эта линия - нажим, мое состояние, так я дышал тут, а тут переключился на пластику мышц, а тут на силу нажал, развернул перо, ничего нигде не поправлял".
Что важнее: красота или гармония?
Мастера-каллиграфы считают, что в наше время каллиграфия - это новый нетривиальный вид искусства. Здесь есть и живопись, и графика, и музыка. Но творчество - это не только сочинение симфоний или стихов. Связать шарф и сварить суп - тоже творческий процесс. "Творческая энергия и необходимость ее воплотить есть у всех, хотя не все сознаются в этом", - считает Юрий Ковердяев. Но когда мы печатаем на клавиатуре, мы ничего не создаем. Мы не преобразуем творчески материальный мир вокруг нас. Отказываясь от письма, мы теряем возможность творить в нашей повседневной жизни."Если каллиграф сел и написал на листе слово, он обрадовал сам себя, даже если вокруг некого больше радовать, - говорит Юрий Ковердяев и улыбается. - Каллиграфия воспитывает доброту. Когда делаешь что-то красивое тебе самому это приятно, хочется другим сделать приятное, и людей начинаешь любить".
С точки зрения графологов не все должны писать красиво, каллиграфично. Нас учат с детства, что некрасивый почерк это плохо. Но что делать тому, у кого в почерке выражается нестандартная личность? Каллиграфия - это эстетический стандарт, а эстетами должны быть не все. Корявый почерк еще не говорит о человеке, что он плохой или глупый. Графолог Лариса Дрыгываль уверена: "Надо найти такой способ письма, чтобы человек жил в гармонии с самим собой".
http://www.taday.ru/text/226509.html