Для многих наших современников название реки Нерль в первую очередь ассоциируется со знаменитой церковью Покрова на Нерли, белокаменным храмом во Владимирской области, в полутора километрах от Боголюбова. Этот шедевр зодчества владимиро-суздальской школы воздвигнут в 1158 году в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы при владимирском князе Андрее Боголюбском. Храм стоит в живописном месте при впадении реки Нерль в Клязьму.
Для уточнения нужно сразу сказать, что существует две реки с одним и тем же названием Нерль. Клязьменская Нерль вытекает из заболоченной местности восточнее Переславля-Залесского, а вторая Нерль берёт своё начало недалеко отсюда, чуть севернее Плещеева озера, и впадает в Волгу. Обе реки в древности были единым судоходным путём благодаря волоку, что соединял их истоки. Об этом упоминают русские летописи.
Храм Рождества Богородицы, о котором у нас пойдёт речь, находится в верховьях Нерли Клязьменской, в южном углу Ярославской области. Он стоит на высоком природном холме и окружён с трёх сторон избами небольшого села Пречистое. Внизу этот живописный холм и соседний с ним, на котором в тени старых сосен стоят кресты и оградки древнего кладбища, обтекает тихая Нерль. А на противоположном берегу - снова холмы. И леса, леса... По соседству с Пречистым, тоже в окружении лесов и полей, старинные деревни - Заозерье, Покров, Остеево. Невольно вспоминаются в этих местах слова Николая Некрасова:
А там, во глубине России,
Там вековая тишина.
По своему историческому и архитектурному значению храм Рождества Богородицы безусловно уступает церкви Покрова на Нерли, но по красоте местоположения, величавому силуэту церкви с четырёхярусной колокольней второго такого памятника архитектуры в верхнем течении реки не найти. К тому же, и у этого храма есть своя небезынтересная история.
Один из главных источников, рассказывающих о селе Пречистом и его церкви, - книга купца и историка-краеведа из Ростова Великого А.А. Титова, "Ростовский уезд Ярославской губернии", вышедшая ещё в XIX веке. Книга эта, недавно переизданная, содержит достаточно обстоятельные археографические описания сёл, деревень, погостов Ростовского уезда.
Вот, что находим у А.А.Титова по нашей теме: "Село Пречистое - Пречистенское - казённое село, при р. Нерль, в 40 верстах от Ростова, в нём 17 дворов и 40 рев. душ при 23 наделах. При церкви с. Пречистого 108 дес. земли и приход из девяти селений. В 1878 года на средства местного земства учреждена сельская школа.
Местный каменный одноглавый, трапезная в связи с колокольней, храм существует с 1794 года; построен прихожанами и имеет три престола: центральный - Рождества Пресвятой Богородицы и два боковых - Живоначальной Троицы и Св. великомученика Димитрия Солунского. Из церковных рукописей сохранилась храмозданная грамота архиепископа Арсения, данная в 1787 году.
Крестные ходы, совершаемые в приходе с. Пречистого, следующие: во 2-ой день Пасхи - на то место, где стояла прежняя церковь, в 6-ое Воскресенье по Пасхе в д. Покров, 21.09 - в д. Яковково, 1.10 - в д. Буково, 20.07 - в д. Кильгено, 18.06 - в д. Итларь, 26.06 - в д. Старово, 29.06 - в д. Любильцево. Все эти крестные ходы учреждены по случаю эпидемии; 6.08 - в д. Заозерье, установлен потому, что вода в находящемся здесь озере приняла кровавый цвет и настолько испортилась, что люди и скот умирали от её употребления, но со временем учреждения крестного хода вода снова приняла свои прежние свойства; 25.09 - в селе Пречистом, по случаю сильной грозы, от которой сгорело всё селение. Но, когда были приняты крестные ходы, сведений не осталось.
Относительно возникновения с. Пречистого ничего не известно, но надо полагать, что оно существует уже давно. По преданию, до разобранной в 1794 году деревянной церкви существовали разновременно две другие, обе сгоревшие. Село называлось "Погост Пречистенский".
Можно добавить, относительно древности с. Пречистого, из рукописи Хлебникова, что в XIV веке тут стоял терем князя Фёдора Александровича Голубого, павшего в Мамаево побоище. Старший сын кн. Фёдора, князь Андрей Фёдорович ушёл в монашество, а младший, Василий, женился на княжне Наталии, дочери князя Семёна Дмитриевича Щепина-Горбатого, и этот терем передал князю Ивану Андреевичу Голени". [1] Иван Андреевич Голень был владетель Сретенской половины Ростовского княжества и участник Куликовской битвы".
В цитируемой нами книге Титова практически каждое село или деревня имеют древнее предание о своём возникновении. Иногда такие предания носят вроде бы сказочно-былинный характер, и всё же отбрасывать их как чей-то домысел - неосмотрительно. Ведь в основе каждого предания могут лежать сведения, дающие повод для дальнейших исследований. В нашем случае книга упоминает Мамаево побоище, а это не что иное, как знаменитая Куликовская битва, состоявшаяся 8 сентября 1380 года по ст. ст., как раз в день великого православного праздника Рождества Богородицы.
Достоверно известно, что вскоре после Куликовской битвы в разных пределах Московской Руси стали появляться храмы, посвященные этому празднику и великому воинскому событию на Куликовом поле у реки Дон. В сознании русских людей той эпохи большой Богородничный праздник навсегда связался с победой над полчищами Мамая.
В пользу существования села Пречистого ещё в XIV веке свидетельствует и то, что один из пределов храма назван в честь великомученика Димитрия Солунского, небесного покровителя князя Дмитрия Донского, а второй предел, Троицкий, напоминает нам ещё и о преподобном Сергии Радонежском, создателе Троицкого монастыря (будущей Троице-Сергиевой лавры) и духовном наставнике русских воинов на Куликовом поле.
Поэтому есть основание утверждать, что здешние места обживались ещё со времен великого Московского князя Дмитрия Донского.
А упоминаемые Титовым три(!) деревянные церкви, которые сменили друг друга до того, как в Пречистом появился каменный храм? Сколько лет или даже столетий простояла каждая из них? Может быть, где-то в архивах ждут своего часа другие сведения, которые смогут подтвердить завидную древность села Пречистое.
Мы же пока перейдём к временам уже недавним, к началу ХХ века. Село Пречистое и его храм неоднократно с восторгом упоминаются в рассказах-воспоминаниях прекрасного русского живописца Константина Коровина. Вместе со своими друзьями великим Фёдором Шаляпиным и художником Валентином Серовым Коровин нередко гостит в Пречистом или на Новенькой мельнице за околицей деревни Остеево, где от старого мельника Никона Осиповича Шаляпин слушает и заучивает неизвестные ему народные песни. Уже в годы эмиграции и Коровин, и Шаляпин неоднократно с любовью и волнением вспоминают годы, проведенные на берегах Нерли.
* * *
В архитектурном плане храм Рождества Богородицы представляет собой восьмерик на четверике, одноглавый, бесстолпный, с тремя алтарными апсидами, с четырёхярусной колокольней, с трапезной, связывающей четверик и колокольню. Видимо, в самом конце XVII или начале XIX века церковь была полностью расписана, однако на сегодня сохранились лишь фрагменты стенописи: изображения евангелистов в парусах, отдельные сюжеты из Евангелия. Полностью исчез иконостас.Разрушение храма началось с 30-х годов прошлого века.
Основные разграбления - после съёмок в 1962 году здесь, в Пречистом, антирелигиозной комедии со зловещим названием "Конец света". Для фильма частично произвели прихорашивание внешнего и внутреннего облика храма, но после окончания съёмок, по словам очевидцев, в том числе участников массовок, бо?льшая часть икон, церковной утвари и книг храмовой библиотеки была вывезена съёмочной группой. В 60-е годы XX столетия, в пору хрущёвских антерелигиозных гонений, такое самовольное "изъятие" не считалось преступлением, и сейчас практически невозможно найти следов украденных икон и церковных ценностей.
Вокруг храма, в пределах полуразрушенной церковной ограды, расположен небольшой погост. От него тоже уцелела лишь малая часть: шесть каменных надгробий. Сейчас уже невозможно найти точное место каждого захоронения, сохранились лишь два места погребения, одна могила с оградой, но без памятника с северной стороны храмового подворья и одно белокаменное надгробие. Этот памятник из белого мрамора стоит (единственный не поваленный) недалеко от южной стены храма. Вот надпись на нём:
ДИОМИДЪ АЛЕКСЕЕВИЧЪ
МАРТЬЯМОВЪ
род. 4 января 1899 г.
сконч. 4 ноября 1909 г.
На оборотной стороне стихотворная эпитафия:
НЕ ПЛАЧТЕ РОДИТЕЛИ
О РАННЕЙ СМЕРТИ ЧАДЪ
ИМЪ ГОСТЯМЪ НЕВИННЫМЪ
ОТЕЦЪ НЕБЕСНЫЙ РАДЪ
Здесь же, к югу от храма, лежит чёрномраморная плита с хорошо различимой подробной, будто с паспорта, надписью:
Крестьянинъ
Ярославской губернии
Ростовского уезда
Карацкой волости
деревни Заозерья
ПАВЕЛЪ ПЕТРОВИЧЪ
ТРУНОВЪ
Родился 3 ноября 1826 г
Скончался 27 декабря 1895 г.
Совсем рядом, в углу ограды у берёз ещё одна плита из чёрного мрамора. И тоже - завидная обстоятельность в описании жизненных вех почившего крестьянина:
Здесь погребено тело
крестья. Владимир губер.
Переславл. Уез. Елезаровъ.
Волости дер. Высоково
ФЕДОРА ЕГОРОВИЧА
МЕЛЬНИКОВА
род. 2 февраля 1822 г.
сконч. 31 июля 1890 г.
К востоку от храма, в нескольких метрах от центральной апсиды - памятник из чёрного мрамора.
Подъ симъ камнемъ погребено тело
жены священника сей церкви
АНАСТАСIИ ВАСИЛЬЕВНЫ
КРЕСТОВОЙ
сконч. 27 сентября 1876 г.
жития ея было 28 лет 2 мес.
и чадъ ея
ПАВЛА И ИОАННА
На северной стороне храмового подворья - ещё два поваленных надгробья. На одном из них читаем:
Подъ симъ
камнемъ погребены
дер. Старова крестьянка
ИРИНА ЕФИМОВНА
ГЛУШКОВА
скончалась 27 марта 1873 г.
и сынъ ея
ВАСИЛИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ
ГЛУШКОВ
Скончался 6 февраля 1881 г.
Жития его было 43 г.
У розово-мраморного надгробия Глушковых есть ещё записи на боковом торце, но мы их пока не разобрали. Нужно будет отрывать все лежащие памятники от земли и смотреть, есть ли надписи и на оборотной стороне. Но это - когда дойдут руки.
А пока хочется хотя бы в точности записать все тексты. Ведь это - тоже история, не только храма, но и людей, которые упокоились, кто ещё в XIX, а кто и в начале XX века близь своей приходской церкви.
Увы, сохранилась лишь малая часть пречистенского церковного некрополя. Уже сравнительно недавно, в 90-е годы ушедшего века большее количество надгробий было вывезено в неизвестном направлении в качестве материала для новых памятников. В то смутное время люди не страшились зарабатывать деньги даже таким кощунственным способом.
...Вот почти и всё, что мы застали возле церкви Рождества Богородицы в Пречистом в канун самого начала реставрационно-восстановительных работ. А что в самом храме, громадном по сельским масштабам? Несколько больших обрушений зияют в сводчатых потолках алтаря и трапезной, растёсаны дверные проёмы под колокольней и у входа с южной стороны (чтобы удобнее было завозить внутрь машины с зерном), ни одного стеклышка не сохранилось на окнах, нет и следа полов, отопительных устройств. Как ураганом сдуло следы стропил над трапезной, заросшей высоченными берёзами. В густых зарослях и обнажённые своды алтаря, и подкупольные карнизы четверика и восьмерика. И, конечно, ни одного колокола не увидишь в пустых арках колокольни. Будто на ниточке повис крест над её куполом. А главный храмовый купол - тот вообще без креста.
Кажется, как не впасть в уныние при виде такого предельного запустения? Сколько же тут понадобится трудов и финансовых затрат, да и годов тоже?
И всё же не зря всегда говорилось на Руси: глаза боятся, а руки делают.
Первый субботник по расчистке прицерковной территории и сводов храма от деревьев и кустарника, разрушающих его стены, состоялся 23 мая 2009 года. А спустя две недели в храме, где к тому времени уже появились строительные леса, отслужил первый молебен и окропил могучие церковные стены прибывший из Ростова Великого священник отец Владимир Большаков.
- Благой начаток вами положен, - сказал он, обращаясь к старым и молодым. - С молитвенным призыванием Господа нашего Иисуса Христа и Пречистой Его Матери всё возможете!
* * *
От первого субботника, состоявшегося 23 мая 2009 года, прошло менее полугода. За это время была проделана немалая работа по облагораживанию прицерковной территории. Огромную помощь при вырубке старых деревьев, влияющих пагубно на состояние стен храма, оказал местный житель, лесник по профессии, Иван Алексеевич Королёв. Он неоднократно показывал свой профессионализм на благо общего дела. С южной стороны храма была расчищена площадка и подняты несколько надгробий. С восточной стороны, напротив алтаря стараниями жительниц деревни Остеево была разбита клумба цветов. Основные же работы производились с помощью лесов на крыше трапезной части церкви. По периметру крыши с карнизов был сбит старый, гнилой кирпич и сделана новая кладка. На сегодня каркас крыши готов, стропила обшиты обрешеточной доской. Все работы выполнялись без помощи специальной строительной техники, своими силами и стараниями. Все материальные средства, собранные на реставрацию храма, - частные пожертвования жителей окрестных деревень. В скором времени начнётся завершающий этап по восстановлению крыши - покрытие железом. Для этих работ приглашена специальная бригада жестянщиков из Ярославля. Будем надеяться, что они успеют до наступления зимы выложить крышу, тем самым, приостановить разрушение сводов трапезной.Со времени начала реставрационных работ в храме Рождества Богородицы отслужено четыре молебна. Первый, как уже писалось выше, состоялся 4 июня. А 11 июля в церкви служил Отец Николай Олейник, настоятель храма Казанской Божьей Матери в селе Караш, что в 15 км от Пречистого. В этот день жители соседних деревень заказывали автобус из г. Петровска, чтобы попасть на службу. Последующие два молебна, которые состоялись 19 августа, в праздник Преображения Господня, и 21 сентября, в день Престольного праздника Рождества Богородицы, отслужил отец Олег Ельцов, настоятель Храма Исидора Блаженного в г. Ростове-Великом. Особенно запомнилась последняя служба крестным ходом вокруг храма и осенней солнечной погодой, действительно праздничной.
[1] А.А. Титов "Ростовский уезд. Ярославской губернии". Репринтное воспроизведение издания 1885 года.
http://www.voskres.ru/idea/loshchits2.htm