itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Песнь русского изразца

0
353
Время на чтение 5 минут

В Москве, в выставочных залах Фонда народных художественных промыслов Российской Федерации (Леонтьевский пер., д. 7), проходит юбилейная выставка художника-керамиста Вадима Сташкевича. Основу экспозиции составляет ретроспектива русского изразца, начиная с XVI века, копии и подлинники старинных изразцов, современные работы художника.

Из истории изразца

Изразец - это керамическая плитка из обожженной глины, на лицевой стороне которой располагаются рельеф, роспись, эмаль. Искусство изразца было известно еще в домонгольской Руси. Само слово «изразец» перекликается со словом «образец». Так в старину назывались керамические украшения для облицовки фасадов храмов и дворцов, печей и парадных покоев. Для этого требовалось тысячи одинаковых плиток, поэтому слово «образец» со временем приобрело новый смысл - «модель», «лекало», по подобию которых создавались новые изделия.

Первые изразцы (цветные плитки с орнаментальным узором и изображением мифологических животных) появились на Руси в XI веке, о чем свидетельствуют археологические находки в старинных русских городах. Во время монгольского нашествия русская культура и ремесла пришли в упадок, в том числе исчезло искусство изразца, которое возобновилось в основном как терракотовое украшение храмов лишь в XV-XVI веках.

В следующие сто лет изразцы становятся элементами внутреннего интерьера, с фасадов зданий они перемещаются внутрь построек. В эпоху правления Петра I изразцы принимают новый - европейский - облик: поверхность пластины становится гладкой, ее покрывают белой эмалью, а затем расписывают. Однако копии с голландских изразцов, или «кафлей», приобрели самобытный русский характер и были признаны шедеврами изразцового искусства. К концу XIX столетия изразец упрощается, а к ХХ веку практически исчезает.

Художник Вадим Сташкевич

Московский художник-керамист Вадим Сташкевич известен за рубежом более как художник, возрождающий русский авангард. Выставки Вадима проходят с неизменным успехом в Швейцарии, Германии, Италии. Несколько лет назад художник обратился к почти утерянной традиции русского изразцового искусства, что стало новым витком его творческого поиска.

Глядя на художника - молодого человека, по внешнему облику принадлежащего к кругу модных современных деятелей искусства, сложно представить, что последние несколько лет Вадим провел в стенах монастырей, изучая искусство изразцов прошлых веков, работая в керамических мастерских. Представленные на выставке работы выполнены и расписаны художником вручную.

Нам удалось побеседовать с художником на выставке в Фонде народных художественных промыслов Российской Федерации.

- Вадим, как давно вы занимаетесь живописью и керамикой? Откуда черпается идеи для творчества?

- Живописью я занимаюсь десять лет. Сюжеты работ - отголоски мифов, легенд, сказаний, преимущественно народов Севера. Со временем в моих работах все больше и больше появлялось древнерусских мотивов. Еще одна грань моего творчества - керамика, в частности изразцы. Я изучал историю русского изразца, и оказалось, что расцвет этого искусства приходился на правление царя Алексея Михайловича, на время патриарха Никона. Со ссылкой патриарха Никона производство изразцов приостанавливается и возникает вновь позднее в Ново-Иерусалимском и московском Андреевском монастырях. К сожалению, в результате реформ Петра I русский изразец утратил свое лицо, на смену ему пришли голландские и немецкие изразцы. А история изразца очень древняя и уходит корнями в Китай.

- Как и где вы создаете свои работы?

- Мне приходится работать с разными мастерскими и фабриками, потому что в одном месте невозможно изготовить изделия по разным технологиям.

Со своими эскизами и набросками я ездил по городам, общался с мастерами. Я хотел, чтобы работы были выполнены в технике поливной Скопинской керамики или «Кирилловской мозаики» (это свод символических изображений княжеских украшений XII века), но оказалось, что в таких техниках уже никто не работает. Технологическими приемами, которые нужны при создании моих работ, современные мастера не владеют. Мне пришлось долго искать тех, кто помог бы осуществить мои замыслы.

Я много ездил по России, изучал изразцы храмов, жил в монастырях, учился у лучших школ керамической поливы и покраски. Так случилась, что судьба привела меня в Ярославль, где мои эскизы заметил один человек. Позднее выяснилось, что это один из самых видных на сегодняшний день мастеров. Его зовут Евгений Дмитриевич Тарабин. Он восстанавливал старейшие церкви в Ярославле и в Московском Кремле. Именно он предложил мне помощь. Благодаря ему, часть моих работ изготовлена по технологии XVII века. В это же самое время мне протянул руку помощи замечательный мастер из Нового Иерусалима Николай Любимов. Так что последние два года я большую часть времени проводил в монастырях и в мастерских.

- Чем отличаются ваши авторские работы от старинных изразцов, представленных на выставке?

- На этой выставке я попытался объединить лучшее, на мой взгляд, что было в русском изразце. Но меня больше интересует культура до XV века.

Особенность моих изразцов заключается в том, что их размер больше, чем тот, который традиционно использовался когда-либо. Некоторое мои работы - это копии старинных изразцов, которые хранятся в двух-трех музеях, и многие люди их просто никогда не видели. Многие символы, изображенные на изразцах, очень древние и несут в себе важную информацию.

Что касается сюжетов, то часть работ я посвятил Андрею Боголюбскому, который был известен строительством белокаменных соборов. Эти изразцы выполнены в белом фарфоре. Фарфоровых изразцов такого размера больше нет. Полгода ушло на консультацию с технологами и на эксперименты, но я добился того, чтобы изделие выглядело именно так. Обычно изразцы делаются из красной и белой глины.

- Расскажите, пожалуйста, о технологии производства изразца.

- Прежде всего, эскиз будущего изразца надо нарисовать на бумаге, потом изразец в объеме лепится из пластилина, затем пластилиновая модель заливается гипсом. Чем мельче рисунок на изразце, тем дольше и сложнее его делать.

После высыхания гипса создается форма, в которую забивается глина. После чего с техническими мастерами обсуждается цвет будущего изразца, то, как он должен быть покрашен. На этот этап уходит много времени. Затем изразец обжигается в специальной печи.

- Где вы обжигаете ваши изделия?

- Я всегда мечтал работать в технике Скопинской керамики - такие изделия делали только в городе Скопин Рязанской губернии. Это можно сделать только на том месте, на той земле, где существовала данная традиция. Для выполнения изразца в технологии XVII века нужно, чтобы в создании изделия участвовало несколько мастеров. Поэтому я стал интересоваться и искать те уникальные школы и места, где когда-нибудь было керамическое производство. Выяснилось, что на сегодняшний день сохранилось слишком мало таких мест.

Часть моих работ сделано в Новом Иерусалиме, часть в московском Андреевском монастыре, часть в Ярославле. Для изготовления изразцов используются разные глины и краски, разные печи. Оказалось, что на производство изразцов влияют и климатические условия, и время года.

- На выставке представлена изразцовая икона. Расскажите о ней.

- Изразцовых икон, насколько я знаю, очень мало. Их всегда было мало. Живя в монастырях, я выяснил, что это было всегда уникальным явлением. И большинство изразцовых икон никогда не выносится из монастыря или храма. К выставке я выбрал наиболее любимый мною образ Богоматери Знамение нижегородской иконописной школы. Эта икона изготовлена специально для выставки в московском монастыре Андрея Стратилата, там, где в 1658 году благословил и освятил печи для обжига изразцов патриарх Никон.

http://www.pravoslavie.ru/jurnal/31238.htm

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Дарья Огранович
Все статьи Дарья Огранович
Последние комментарии
Заставить слушать биение сердец убиваемых душ
Новый комментарий от Калужанин
17.09.2022 21:54
«План корректировке не подлежит»
Новый комментарий от Сергей В.
17.09.2022 21:04
Профсоюз как орудие расправы
Новый комментарий от Альбина Волкова
17.09.2022 21:03
Одна победа в СВО уже одержана
Новый комментарий от Игорь Бондарев
17.09.2022 20:59
Дать возможность заключённым искупить грех перед Родиной
Новый комментарий от Константин В.
17.09.2022 19:17
Что нужно для Победы?
Новый комментарий от Владимир22
17.09.2022 18:14
От спецоперации к войне
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
17.09.2022 13:49