Память преподобной Ефросинии (Евдокии) Московской

Новости Москвы 
0
132
Время на чтение 5 минут

Преподобная Ефросиния (Евдокия) Московская

Фрагмент статьи из т. 17 "Православной энциклопедии". Москва, 2008 г.

Евдокия Димитриевна (в монашестве Евфросиния; ок. 1352/57 - 7.06.1407, Москва), прп. (пам. 17 мая, 7 июля, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), вел. кнг. Московская, дочь Суздальского и Нижегородского вел. кн. Димитрия (Фомы) Константиновича и вел. кнг. Анны (именование ее Вассой в Никоновской летописи и в нек-рых синодиках неверно), супруга вел. кн. Московского св. Димитрия Иоанновича Донского, основательница московского в честь Вознесения Господня жен. мон-ря в Кремле. Главными источниками сведений о жизни Е. Д. служат известия раннего московского летописания, завещание вел. кн. Димитрия Иоанновича и «Въмале сказание о блаженнеи великои княгини Евдокии, во инокинях Ефросинии, супружницы достохвалнаго великаго князя Димитрия Ивановича Донскаго», дошедшее в составе «Книги степенной царского родословия» нач. 60-х гг. XVI в. (12-я степень, главы 14-20). Составитель «Въмале сказания» использовал летописные известия и устную традицию о Е. Д., сохранявшуюся в Вознесенском кремлевском мон-ре.

Самое раннее известие о Е. Д. относится к 1366 г. 18 янв. этого года 16-летний московский кн. Димитрий женился на Е. Д., что означало заключение союза между Московским и Нижегородско-Суздальским княжествами, правители к-рых до этого вели борьбу за Владимирский великокняжеский стол, доставшийся в итоге московскому кн. Димитрию. Свадьба состоялась в Коломне (возможно, это связано не только с обычным для XIV в. частым пребыванием московского князя в своем владении, но и с тем, что старшая сестра Е. Д. тогда же была выдана замуж за коломенского наместника М. В. Вельяминова; кроме того, в 1365 Москва сильно пострадала от «мора» и пожара). Венчал Димитрия и Е. Д., вероятно, Коломенский еп. Филимон, по преданию, зафиксированному в 1843 г., в ц. Воскресения - домовом храме великокняжеского двора. Совр. здание храма относится к XVI-XVIII вв., однако деревянный храм на его месте, согласно археологическим данным, существовал уже в 1-й пол. XIV в. За 22 года супружеской жизни Е. Д. родила 12 детей, в т. ч. 8 сыновей (трое умерли в младенчестве).

В 1368 и 1370 гг. Е. Д. вместе с мужем пережила осады Москвы литов. и тверскими войсками. О ее жизни во время княжения Димитрия Донского сведения сохранились по преимуществу в повестях о событиях нач. 80-х гг. XIV в. В летописной повести 1-й пол. XV в. о Куликовской битве говорится, что, отправляясь в поход против Мамая, вел. кн. Димитрий оставил Е. Д. с сыновьями в Москве, она молилась в церкви «день и нощь» и «нача сугубы милостыни творити». В «Сказании о Мамаевом побоище» (нач. XVI в.) рассказывается, как Е. Д. с женами бояр, плача, провожала мужа в поход и как вместе с ними молилась Богу, прося о ниспослании победы. По свидетельству Новгородской IV и Софийской I летописей (1-я пол. XV в.), Е. Д. с детьми (в т. ч. с новорожденным Андреем) в авг. 1382 г., когда к Москве приближались войска хана Тохтамыша (при к-ром находились и родные братья вел. княгини), уехала с мужем в Кострому.

В «Слове о житии и преставлении вел. князя Дмитрия Ивановича, царя рускаго» говорится о счастливой и благочестивой семейной жизни Е. Д. Этот памятник содержит литературно обработанный плач вел. княгини над телом скончавшегося Димитрия и слова умирающего, обращенные к супруге: «Ты же, драгая моя княгини, буди чадом своим отець и мати». Эти слова находят полное подтверждение в тексте завещания Димитрия Донского (ДДГ. N 12), составленного незадолго до смерти, в апр.-мае 1389 г., к-рое начиналось словами, свидетельствовавшими о большом доверии вел. князя к жене, ставшей гарантом великокняжеского завещания: «Приказываю дети свои своеи княгине. А вы, дети мои, жывите заодин, а матери своее слушайте во всем». Димитрий Иоаннович поручал Е. Д. в случае необходимости перераспределять земли между сыновьями. «А вы, дети мои,- обращался он к сыновьям,- слушаите своее матери, что кому дасть, то тому и есть». По завещанию вел. князь щедро наделил жену, передав ей часть торговых пошлин в Москве, волости и села во владениях каждого из сыновей. К купленным самой Е. Д. землям Димитрий Иоаннович присоединил собственные «прикупы» - села, к-рыми Е. Д. могла в отличие от земель в уделах сыновей свободно распоряжаться.

«Въмале сказание» сохранило память о строгой жизни Е. Д. после смерти мужа и о ее аскетических подвигах (распространившиеся в Москве слухи о недостойном поведении вдовы Димитрия Иоанновича вынудили ее показать сыновьям вериги, к-рые она носила под одеждой; княгиня запретила рассказывать о своем подвиге). Располагая после смерти мужа немалыми собственными средствами (она владела 31 волостью), Е. Д. использовала их на благочестивые дела. Известны ее крупные вклады во владимирский в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-рь - с. Арбузово во Владимирском и с. Баскаково в Суздальском уездах. Прп. Кириллу Белозерскому в основанный им Кириллов Белозерский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь Е. Д. дала вкладом с. Сандыревское на Белоозере. По свидетельству «Въмале сказания», Е. Д. построила в Переяславле, «близ града, у реки Трубежа», ц. во имя св. Иоанна Предтечи и «монастыри устрои». С ее именем предание связывает возобновление ок. 1392 г. переславль-залесского Горицкого в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ря.

В 1393 г. на своем дворе в Кремле вместо маленькой деревянной ц. во имя прав. Лазаря Е. Д. построила каменную ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы с приделом прав. Лазаря, наделив ее золотыми и серебряными сосудами. Церковь была освящена 1 февр. 1394 г. митр. Киприаном в присутствии всех сыновей вел. княгини. Исследователи справедливо полагают, что храм был возведен в память о Куликовской битве, к-рая произошла в день праздника Рождества Богородицы. Храм представлял собой 4-столпную 3-апсидную постройку из белого камня, она частично сохранилась в составе помещений Большого Кремлевского дворца. В июне 1395 г. храм начали расписывать Феофан Грек и Симеон Чёрный с учениками; в 1399 г. в нем была похоронена дочь Е. Д. Мария, тело к-рой привезли из Великого княжества Литовского. Согласно «Въмале сказанию», в 1395 г., когда ожидалось нашествие на Русь войск Тамерлана (в рус. летописях - Темир-Аксак), по молитвам Е. Д. и по повелению ее сына Василия I Димитриевича и митр. Киприана в Москву была перенесена Владимирская икона Божией Матери.

О последних годах жизни Е. Д. важные сведения сохранило «Въмале сказание», где описано явление вел. княгине арх. Михаила, «возвещающа еи из мира сего исшествие». После этого видения святая утратила речь; она вновь начала говорить, когда иконописцы создали такой образ арх. Михаила, в к-ром Е. Д. узнала своего посетителя. Весной 1407 г. по приказу Е. Д. в Кремле, в недавно основанном ею жен. мон-ре, где вел. княгиня намеревалась принять монашеский постриг, началось возведение каменного храма в честь Вознесения. Как рассказывается во «Въмале сказании», когда Е. Д. шла из Успенского собора в мон-рь на пострижение, исцелился слепец, к-рого она коснулась рукавом, а всего во время шествия Е. Д. в мон-рь исцелилось 30 чел. Приняв постриг с именем Евфросиния, вел. княгиня вскоре скончалась и была похоронена в Вознесенском храме, к-рый после ее смерти долгое время оставался недостроенным, но затем стал местом погребения представительниц великокняжеских и царских семей. Во «Въмале сказании» говорится, что после смерти Е. Д. у ее гроба много раз сами собой загорались свечи.

Возможно, по заказу Е. Д. была изготовлена хранившаяся в ризнице Троице-Сергиевой лавры небольшая двусторонняя каменная икона. На одной ее стороне изображен свт. Николай Чудотворец, на другой - мц. Евдокия и прп. Максим Исповедник, небесный покровитель сына Е. Д. Андрея, в крещении Максима (см.: Турилов А. А. К биографии и генеалогии Михаила Клопского // Средневековая Русь. М., 2006. Вып. 6: К 75-летию акад. Л. В. Милова. С. 203. Примеч. 91).

http://www.sedmitza.ru/text/704689.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Стерпим хулу на Церковь и клевету на Победоносцева
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
22.12.2024 02:20
Кто у «них» главный – Трамп или Маск?
Новый комментарий от Elenaelena
21.12.2024 22:23
Зачем нам нужно освободить Киев?
Новый комментарий от Владимир Николаев
21.12.2024 22:05
Мне стыдно за моего Президента
Новый комментарий от Агафон
21.12.2024 21:14
Когда же придёт царь?
Новый комментарий от Владимир С.М.
21.12.2024 20:43
Церковь всегда будет нуждаться в таких пастырях
Новый комментарий от Владимир Николаев
21.12.2024 20:21