Несколько размышлений о миссии

0
146
Время на чтение 7 минут

В последнее время часто говорят и даже спорят о методах миссии, о том как правильно, а как неправильно проповедовать. Это вопрос важный, но гораздо важнее вопрос о том, что проповедовать. Надо помнить, что "мы проповедуем Христа распятого", и проповедуем так, как Его знает и о Нём учит Православная Церковь, - а не свои умствования, вкусы и предпочтения. Надо стараться, чтобы наша фигура не заслоняла Христа в глазах тех, кому мы проповедуем. Надо приучать себя смирять свой ум перед церковным учением, то есть, перед Истиной. Тот, кто не желает или не умеет этого делать, вряд ли станет хорошим миссионером, какие бы методы - новые или старые, - он не использовал.

Следует понимать, что православное миссионерство - это не "охота за душами", в которой важно количество обращённых любой ценой, а свидетельство о Христе, в котором важно качество и адекватность этого свидетельства.

 

А добиться такого качества и адекватности можно лишь одним способом, - любая миссионерская работа должна сопровождаться кропотливым духовным трудом миссионера по очищению своего сердца от страстей и по приведению своей жизни в соответствие заповедям Христовым. До тех пор, пока это не будет происходить, слова миссионера, какими бы громкими, умными и красивыми они не были, останутся пустыми и не будут трогать сердца тех, к кому обращены его речи.

 

Важно помнить и совет, сказанный свт. Иннокентием Аляскинским молодому свт. Николая Японскому: "Сначала полюби тех, кому хочешь рассказать о Христе, затем сделай так, чтобы они тебя полюбили, а потом говори им и Христе". Это не значит, что нужно до старости ждать, пока всё это произойдёт, - и свт. Иннокентий и св. Николай поехали проповедовать, будучи очень молодыми людьми. Это значит, что именно такое настроение надо стяжать при намерении проповедовать, к этому духовно устремляться, и, даже если человек будет только в начале пути, за правильный взгляд и саму решимость Господь подаст ему и силы и разумение, как всё сделать самым лучшим образом. Если мы не любим тех, кому проповедуем, нас никто не станет слушать, и если мы сами внутренне не стараемся исправить себя, и своими делами опровергаем то, что говорим, - нам никто не поверит.

 

 

Нередко говорят: вот, у нас, в Православной Церкви то и это не так, такие и такие недостатки, и что будто бы из-за этого к нам не идут люди, именно поэтому по мере роста Церкви не уменьшается, а растёт в обществе число тех, кто ненавидит Церковь. И что, якобы, если мы сделаем какие-то реформы, если мы предпримем некие действия, если мы сами станем другими, более хорошими христианами, то все эти люди, которые равнодушно, а то и враждебно к нам относятся, изменят своё отношение и поспешат в храм.

 

Думаю, это самое большое заблуждение. Действительно, мы, нынешние православные, живущие в России, имеем много неправильно в жизни, и должны исправляться, каяться и изменятся. Но исправляться мы должны не перед внешним миром, а перед Богом, и не потому, что к нам внешние не идут, а потому, что грехи нам самим мешают идти к Богу, а изменяться нам надлежит не в соответствии с запросами секулярного общества, а в соответствии с заповедями Христа.

 

Но когда мы именно так покаемся, исправимся и изменимся, люди, равнодушные к Богу, вовсе не станут к нам добрее и вовсе не побегут в церковную ограду. Они станут ненавидеть нас ещё больше, как ненавидели апостолов, как ненавидели Христа. То, что растёт в обществе количество людей антицерковных, ненавидящих Православие, есть исполнение слов Господа: "И будете ненавидимы всеми за имя Мое" (Мар.13:13), "Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир" (Ин.15:18-19).

 

Подавляющее большинство людей, далёких от Церкви, не идут в Церковь не потому, что у нас чего-то нет, или что-то не так, или что мы такие плохие, что недостойны принять их, таких хороших, или что мы им что-то мало объясняем, или объясняем неправильно, - а прежде всего потому, что эти люди сознательно сделали выбор, они сознательно не хотят отказываться от греха. Об этом нас предупредил Господь: "Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы" (Ин.3:19-20).

 

Именно поэтому среди современной молодёжи становится больше людей, настроенных антицерковно, что возможностей узнать о вере у них было гораздо больше, чем у людей старшего поколения. Они узнали, и сделали выбор. Они могут оправдывать свой выбор как угодно: "у вас бабки злые, священники жадные, служба непонятная" и т.д., но если сказать им: "вот, пожалуйста, храм, где бабки добрые, священники бескорыстные, а служба понятная, давай пойдём вечером на всенощную, а в воскресенье на литургию" - то вы увидите, что они, на секунду замявшись, станут придумывать новые причины и оправдания. Это лишь слова, а надо смотреть на то, что за словами. Ведь не все настолько честны, чтобы прямо сказать (хотя бы себе): "я не хочу быть православным, потому что тогда мне нельзя будет блудить, лгать, воровать и так далее".

 

Отец Венедикт, настоятель Оптиной Пустыни, расказывал характерный случай. Приехал к нему чиновник, сразу сказал, что неверующий, но держался благожелательно, без агрессии. Они поговорили, батюшка рассказал ему о жизни православной, о чудесах, наконец, спросил: "Что вы об этом думаете"? А чиновник ответил: "Знаете, в глубине текут подземные реки, которые источают особые поля, и эти поля влияют на людей так, что те придумывают религию и становятся верующими". Отец Венедикт спросил: "но, если так, не подскажете ли, почему эти поля лично на вас не влияют?" Атеист на секунду замешкался, а затем произнёс: "Да?.. ну, значит, тогда что-нибудь другое". И всё! И если кто-то, сталкиваясь с такими людьми, думает, что им для уверения просто не хватает каких-нибудь аргументов, или знакомств со святыми людьми, или видения чудес, то он ошибается: "если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят" (Лук. 16:31).

 

И тех, кто делает выбор жить без Бога, всегда будет большинство, "потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их" (Мф. 7:13-14).

 

Та девчонка, которая сейчас говорит, что, будто бы, не идёт в Церковь из-за того, что там её злые бабки обругают, зачастую не идёт потому, что просто не желает жить по-христиански. Пройдёт время, годы потерь, болезней, унижений, распавшиеся браки и все горькие плоды греха, поневоле сделают её мудрее, увядающая красота и дряхлеющее тело помогут оторваться от пристрастия к чувственным удовольствиям, и эта же девчонка, вспомнив то, что слышала от миссионеров, сама переступит порог храма, когда поймёт, что больше не может без Бога, и когда на опыте убедится, что Христос действительно исполняет слова: "придите ко Мне все труждающиеся и обремененные и Я успокою вас" (Мф. 11:28). Да, тогда она уже не будет "молодёжью", она сама станет "злой церковной бабкой", которой ещё много надо будет над собой работать, прежде чем стать "доброй старицей", - но это будет та же самая душа, тот же самый человек. Не все готовы придти к Богу в молодости - кто-то дорастёт до этого лишь в зрелом возрасте, кто-то лишь в старости, а кто-то на смертном одре, но скорбеть надо только о тех, кто не пришёл даже на смертном одре.

 

Господь не спросит с нас о том, почему те, кто нас слушает, не уверовали, но спросит о том, говорили ли мы им о Нём, и хорошо ли мы это делали.

 

Но, даже понимая это, жалко, очень жалко всех тех, кто живёт, не зная той радости, которой наполняет Господь сердце верующего человека, той осмысленности и величия, которую приобретает в Церкви жизнь всякого её члена, той глубины премудрости, которая содержится в сокровищнице Писания и святоотеческих слов, тех вершин совершенства и чистоты, которые открываются перед православным человеком при участии в целительных таинствах Церкви, той свободы, которую даёт человеку жизни по заповедям Христовым. Жалко до слёз всех тех, кто не знает этого, и тот, кто хотя бы немного узнал, полон желания поделиться этим знанием со всеми остальными.

 

Такой человек становится миссионером. И он проповедует истину ради любви ко Христу и любви к тем, с кем он хочет поделиться своей радостью, а не из-за желания сделать как можно больше людей своими мировоззренческими копиями.

 

http://www.radonezh.ru/analytic/articles/?ID=2982

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Георгий Максимов
Все статьи Священник Георгий Максимов
Последние комментарии
Похоже, русские патриоты заскучали без гражданской войны
Новый комментарий от Русский танкист
07.02.2025 00:47
Есть вещи поважнее, чем мир
Новый комментарий от Elenaelena
06.02.2025 20:59
Почему русские не рожают?
Новый комментарий от Ленчик
06.02.2025 16:44
Праздник Святой Троицы в Лавре с Алексием II
Новый комментарий от Александр Т
06.02.2025 16:12