Преподобный Силуан Афонский, в миру Симеон Антонов, родился в 1866 году в русской крестьянской семье. Ещё юношей он желал принять постриг в Печерской Лавре, но ради послушания отцу поступил на воинскую службу. Благочестивое намерение оставило его, и вскоре он, молодой, красивый, сильный, наслаждался жизнью и в шумной суете мира начал было забывать первый зов Божий к иноческому служению.
Но Господь вновь явным образом призвал Симеона от мирской суеты на путь монашества. Осенью 1892 года преподобный прибыл на Святую Гору Афон, поступив в послушники русского Пантелеимонова монастыря. Жизнь его в монастыре была проста и внешне ничем не примечательна: тяжёлая работа на мельнице, хлопотливый труд эконома, заведование мастерскими, продовольственным складом, торговой лавкой. Наравне с братией он нёс подвиг бдения, поста и сердечной молитвы, но не прекращалась в нём и духовная борьба. Диавольские нападения всё возрастали, привнося чувство богооставленности, доводя Симеона до отчаяния. И когда он посчитал, что «Бога умолить невозможно», Господь непостижимо явился послушнику в храме во время вечерни и духом ввёл его в небесные обители. В тот момент, по свидетельству старца, он всем своим существом почувствовал, как благодать «мученичества» наполнила его и он познал Господа Духом Святым. С тех пор преподобный Силуан глубоко и остро переживал потерю благодати, искал Господа и звал Его, как потерянное дитя зовёт мать.
Прошло 15 лет со дня явления преподобному Господа. Его ум вновь омрачается диавольскими нападениями. Со временем эти страдания усиливаются мучительными борениями с бесами, по ночам отрывавшими его от непрестанной внутренней молитвы. О том, какую душевную боль ему пришлось претерпеть при этом, подвижник впоследствии говорил так: «Если бы Господь не дал мне вначале познать, как много Он любит человека, то я и одной такой ночи не вынес бы, а их у меня было множество».
В одну из таких ночей, когда, несмотря на все старания, молитва не приходила к преподобному, он с сокрушением в сердце воззвал: «Господи! Ты видишь, что я хочу молиться Тебе чистым умом, но бесы не дают мне. Научи меня, что должен я делать, чтобы они не мешали мне?» — «Гордые всегда так страдают от бесов», — был ему ответ. — «Господи, научи меня, что должен я делать, чтобы смирилась моя душа?» — И снова в сердце прозвучал ответа Бога: «Держи ум твой во аде и не отчаивайся».
«Молиться за людей — это кровь проливать», — говорил преподобный. И он жил страданиями всего мира, забывая самого себя, и не было конца его молитве, призывавшей все народы земли познать Господа Духом Святым. По глубокому убеждению старца, если бы это совершилось и люди, оставив свои увлечения, всей душой устремились бы к Богу, то изменилось бы лицо земли, и судьбы всех людей и весь мир преобразились бы «в один час». Вся жизнь его была сердечной молитвой «до великих слёз», исключительно высоким подвигом любви к Господу. «Мир стоит молитвою, — утверждал преподобный, — а когда ослабнет молитва, тогда мир погибнет». Свой опыт общения с Богом старец Силуан изложил в записях, известных ныне как «Писания старца Силуана», отрывки из которых мы предлагаем вашему вниманию.
Скорблю я, что живу нерадиво, но лучше не могу. Знаю, что я скудоумный, малограмотный и грешный, но вот, Господь любит и таких, и потому всею силою влечётся душа моя работать Ему.
Скучает душа моя о Господе, и слёзно ищу Его. Как мне Тебя не искать? Ты прежде взыскал меня, и дал мне насладиться Духом Твоим Святым, и душа моя возлюбила Тебя.
Ты видишь, Господи, печаль мою и слёзы... Если бы Ты не привлёк меня Своею любовью, то не искал бы я Тебя так, как ищу, но Дух Твой дал мне познать Тебя, и радуется душа моя, что Ты мой Бог и Господь, и до слёз скучаю я по Тебе.
Вот самый короткий и лёгкий путь ко спасению.
Будь послушлив, воздержан, не осуждай и храни ум и сердце своё от плохих помыслов, а помышляй, что все люди добрые, и их любит Господь. За эти смиренные мысли благодать Святого Духа будет жить в тебе, и ты скажешь: «Милостив Господь».
Если же ты осуждаешь, ропотлив, любишь творить свою волю, то хотя бы ты и много молился, душа твоя оскудеет, и ты скажешь: «Забыл меня Господь». Но не Господь тебя забыл, а ты забыл, что тебе нужно смиряться, и потому благодать Божия не живёт в душе твоей; в смиренную же душу она легко входит и даёт ей мир и покой в Боге. Божия Матерь была смиренна более всех, и потому прославляется и небом и землёю; и всякий, кто смиряется, будет прославлен Богом, и будет видеть славу Господню.
Как узнать, живёшь ли ты по воле Божией?
Вот признак: если ты скорбишь о какой либо вещи, то, значит, не вполне предался воле Божией, хотя тебе, быть может, и кажется, что ты живёшь по воле Божией.
Кто живёт по воле Божией, тот не заботится ни о чём. И если ему нужна какая либо вещь, то он и себя, и вещь предаёт Богу; и если не получит нужную вещь, то всё равно остаётся покоен, как если бы имел её.
Душа, которая предалась воле Божией, ничего не боится: ни грозы, ни разбойников, — ничего. Но что ни случится, — она говорит: «Так Богу угодно». Если болен, — думает: значит, мне нужна болезнь, иначе бы Бог не дал мне её.
И так сохраняется мир в душе и теле.
Всякую душу, которая предалась воле Божией, Господь вразумляет, ибо Он сказал: Призови Меня в день скорби твоей; и Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня (Пс. 49,15).
Всякая душа, смущённая чем нибудь, должна вопросить Господа, и Господь вразумит. Но это главным образом в час беды и смущения, а так обычно надо спрашивать духовника, ибо это смиреннее.
Тому, кто предался на волю Божию, жить много легче, потому что и в болезни, и в бедности, и в гонении — он думает: «Так Богу угодно, и мне за грехи мои нужно терпеть».
Вот у меня много лет болит голова, и трудно мне терпеть, но полезно, потому что через болезнь смиряется душа. Душа моя пламенно хочет молиться и совершать бдения, но болезнь мне мешает, потому что больное тело требует покоя и отдыха; и я много просил Господа исцелить меня, но Господь не послушал меня. Значит, мне не на пользу.
А вот другой случай был со мною, и Господь скоро услышал меня и спас. Однажды в праздник в трапезе дали рыбу; и когда я ел, кость вошла в горло, очень глубоко, в груди. Я призвал святого великомученика Пантелеимона, прося исцелить меня, потому что доктор не сможет вынуть кость из груди. И когда я сказал: «Исцели», — получаю в душе ответ: «Выйди из трапезы, надуйся, и кость выскочит вместе с кровью». Я так и сделал: вышел, надулся, кашлянул, и кость большая с кровью выскочила. И понял я, что если Господь не исцеляет мне голову, значит, для души моей полезно так болеть.
Если ты хочешь познать Господа, то смири себя вконец, будь послушлив и воздержан во всём, люби истину, и Господь непременно даст тебе познать Себя Духом Святым, и тогда ты опытом познаешь, Что` есть любовь к Богу и что есть любовь к человеку. И чем совершеннее любовь, тем совершеннее познание. Есть любовь малая, есть — средняя, есть и великая.
Кто боится греха, тот любит Бога; кто имеет умиление, тот больше любит; кто имеет в душе свет и радость, тот ещё больше любит; а у кого благодать и в душе и в теле, тот имеет совершенную любовь. Такую благодать Дух Святой давал мученикам, и она помогала им мужественно терпеть все страдания.
Когда люди хранят страх Божий, тогда тихо и сладко жить на земле. Но ныне народ стал жить по своей воле и разуму, и оставил заповеди святые, и без Господа думают найти радость на земле, не ведая, что единый Господь есть радость наша, и только в Господе веселится душа человека. Он согревает душу, как солнце греет полевые цветы и как ветер, качая их, придаёт им жизни. Всё дал нам Господь, чтобы мы славили Его. Но мир не разумеет о сём. И как может кто разуметь о том, чего не видел и не вкушал? Я тоже, когда был в миру, то думал, что вот счастье на земле: я здоров, красив, богат, и люди любят меня. И я этим тщеславился. Но когда я познал Господа Духом Святым, тогда на всё счастье мира стал смотреть как на дым, который уносится ветром. А благодать Святого Духа радует и веселит душу, и она в мире глубоком созерцает Господа, забывая землю.
Господи, обрати людей Твоих к Тебе, да познают все Твою любовь, да узрят в Духе Святом Твоё кроткое лицо; да насладятся все Твоим лицезрением ещё здесь, на земле, и видя, каков Ты есть, уподобятся Тебе.
Душа моя испытала и видела великие милости надо мной и над теми, за которых она молилась; и я понял, что когда Господь даёт скорбь о ком нибудь и желание молиться о нём, то это значит, что Господь хочет помиловать того человека. Поэтому если кому придёт скорбь о ком либо, то надо молиться за него, потому что Господь, ради тебя, хочет помиловать его. И ты молись. Господь услышит тебя, и ты прославишь Бога.
Знай, что когда случится беда народу и душа заплачет пред Богом за этот народ, то он будет помилован. Для этого Дух святой коснулся души и дал ей молитву за людей, чтобы они были помилованы. Так Милостивый Господь любит создание Своё.
Возможно, что кто нибудь подумает: как же я буду молиться за весь мир, когда сам за себя не могу молиться? Но так говорят те, кто не познал, что Господь слушает наши молитвы и приемлет их.
Молись просто, как дитя, и Господь услышит твою молитву, ибо Господь наш настолько милостивый Отец, что мы ни понять, ни вообразить этого не можем, и только Дух Святой открывает нам Его великую любовь.
Раньше я думал, что Господь творил чудеса только по молитвам святых, но теперь узнал, что и грешному сотворит Господь чудо, как только смирится душа его, ибо когда человек научится смирению, тогда Господь слушает его молитвы.
Многие по неопытности говорят, что такой то святой сделал чудо, но я узнал, что это Дух Святой, Который живёт в человеке, творит чудеса. Господь хочет, чтобы все спаслись и вечно были с Ним, и потому слушает молитвы грешного человека, ради пользы других или самого того, кто молится.
Человек иногда немоществует так, что нет у него сил даже муху прогнать, и от души не может он отогнать плохие мысли, но и в этой немощи Божия милость хранит человека, и нет плохих помышлений, но один Бог и в душе, и в уме, и везде.
Человек сам по себе немощен, как цветок полевой: все его любят, и все его топчут ногами.
Так и человек: иногда он в славе, а иногда в бесчестии. Но кто любит Бога, тот благодарит Господа за все скорби и пребывает покоен и в чести, и в поношениях.
http://otrok-ua.ru/sections/art/show/licezrevshii_khrista.html