«Может ли Церковь изменить общество?»

0
139
Время на чтение 4 минуты

Всё в этом мире находится в тесной взаимосвязи друг с другом, как бы нам ни хотелось порой, чтобы это было наоборот. Злое слово неизменно порождает раздражение и обиду, а радостная улыбка вызывает ответное доброе чувство. Из чужого несчастья не получится добыть счастья, а подлость не вознаграждается как добродетель. Даже маленький камушек, брошенный в тихое озеро, может вызвать долгие колебания водной глади.

Если помнить о тесной связи всего со всем, то закономерно возникнет вопрос: а нужно думать о том, может ли Церковь Христова изменить общество? Ведь ясно и так: меняет, конечно. Однако все дело в том, каким образом она это делает: преобразовывает «в объеме» или влияет частично? Да и вообще — в чем заключается суть изменений? А может быть, и не должна Церковь что-то менять? Тем более, все общество в целом, состоящее из разных людей, с различным восприятием действительности, как показывает история, измениться не может — как-то вдруг или в одну сторону. Именно о вариантах вопроса «Может ли Церковь изменить общество?» размышляют участники рубрики «Наш опрос».

Игумен Евфимий (Митрюков), настоятель Архиерейского храма во имя преподобного Серафима Саровского г. Саратова:

— Православная Церковь в России на протяжении многих веков своей деятельностью формировала общество, неся людям высокие нравственные ценности. Под ее влиянием складывался менталитет русского человека, формировалась его культура. Большой урон был нанесен русскому народу в период десятилетий воинственного безбожия, и даже это не смогло до конца выбить из нашего народа лучшие качества, заложенные веками. Задача Церкви — нести свет Христовой веры людям и направлять к Богу тех, кто является ее членами. Никогда Церковь не ставила перед собой задачу изменить общество, это земная цель. Это — задача власти, заботящейся о своем народе. Если в Церковь придет значительная часть общества, то оно естественным образом начнет преображаться. Каждый человек, по-настоящему пришедший к Богу, стремится изменить себя к лучшему. И чем больше таких людей, тем общество будет лучше.

Светлана Васильевна Кекова, поэт, г. Саратов:

— Епископ Афанасий (Евтич) в своей лекции «О Таинстве Святой Евхаристии» приводит такой эпизод из жизни одного из иерархов Русской Православной Церкви: «Когда одного русского епископа, впервые выехавшего на Запад после падения коммунизма, спросили западные христиане (протестанты и католики): «Что русская православная Церковь делает для решения социальных вопросов?» - епископ смиренно ответил: «Мы служим святую Литургию». Удивлённые его ответом, они не поняли Владыку. Не поняли по одной простой причине: они не понимают Церковь и не понимают, что значит служить Божественную Литургию, это был самый лучший ответ, поскольку Литургия - вход в Царствие Небесное...»

Мы не всегда помним о том, что Церковь - это не учреждение, не иерархическая административная структура, не религиозный институт, но собрание народа Божьего вокруг Евхаристической Трапезы. Поэтому Церковь может изменить общество тем, что она существует, являясь сама изменением образа бытия. Так же, как Христос, восприняв человеческую природу, обновил и очистил её, Церковь изменяет, преображает историческую плоть своего времени.

И ещё об одном хотелось бы сказать. В одной из своих проповедей митрополит Сурожский Антоний пишет о первохристианской общине, о ранней Церкви, изменившей, покорившей мир любовью: «Окружавшие первохристиан люди удивлялись, говорили: «Что это за люди, как они друг друга любят!». Станем таким обществом, где люди так друг друга любят, что всякий вне стоящий посмотрит и скажет: «Как я беден! Какой я сирота вне этого общества! О если бы мне только в него войти! Если бы только и меня обняла эта ласка и любовь! Если бы только мне стать Христовым!». Вот, как мне представляется, Церковь может изменить общество.

Сергей Чапнин, ответственный редактор газеты «Церковный вестник», руководитель Исследовательского центра «Церковь в информационном обществе»:

— Мне бы хотелось более мягко или, если хотите, осторожно, сформулировать сам вопрос. И причиной тому два использованных глагола — «может» и «должна» в отношении Церкви. В духовной жизни оперировать этими понятиями опасно, если мы отрываемся от задач личного спасения. «Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон» (Рим. 13, 8).

Изменить ближнего (общество), не изменяя себя, невозможно. Если нами движет идея реализовать новый — пусть даже православный — социальный проект, а не любовь к ближнему, ничего хорошего не получится. Порой мне кажется, что изменить общество на православный лад больше всего хочет тот, кому «неинтересно» молиться и учиться жить по евангельским заповедям. Его самооправдание — в активной «общественной работе».

С другой стороны, я не сомневаюсь, что Церковь обязательно изменит общество. Но это будет очень медленно и очень трудно.

Есть два важных понятия, которые определяют христианский строй души,— свобода и творчество. К сожалению, многие православные сегодня старательно избегают и того, и другого. Вместо свободы они предпочитают узкие рамки самостоятельно (или с помощью духовника) сконструированных «правил». Вместо творчества — копирование «древних» образцов и благочестивую реконструкцию прошлого. Будь то в церковном искусстве, будь то в молитве, будь то в семейной жизни. Получается совершенно неубедительно. С таким подходом общество не изменить.

И последнее. Церковь изменит общество лишь тогда, когда общественная жизнь будет небезразлична православным. Равнодушие не имеет творческой силы, оно совершенно беспомощно. Надо честно признаться, что сегодня многим православным жизнь общества глубоко безразлична.

http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=6037&Itemid=4

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Победи себя – будешь непобедим!
Новый комментарий от С. Югов
26.04.2024 18:08
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Игорь Бондарев
26.04.2024 18:06
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от С. Югов
26.04.2024 17:17
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.04.2024 16:38