"Когда начнешь искать свои корни, то обязательно дойдешь до России"

Беседа со священником Кириллом Жолткевичем (Венесуэла)

0
153
Время на чтение 5 минут

В свои 52 года священник Кирилл Жолткевич успевает не только служить по всей Венесуэле, но еще и работать зубным врачом. На попечении батюшки православные приходы в Валенсии, Маракае, Баркисимето и Каракасе, где отец Кирилл окормляет не только русскую, но и сербскую паству.

 

- Отец Кирилл, когда в Венесуэле появились русские эмигранты?

- Эмигранты из России в Венесуэлу начали приезжать приблизительно в 1948-1949 годах. Тогда приехало около двух тысяч человек, которые обосновались в Каракасе, в районе Альтависта. Конечно, прежде всего, русские строили храмы, хотя многие еще не имели крыши над головой. Вот почему в этом маленьком районе три церкви.

- Чем занимались русские на новом месте?

- Приезжали, главным образом, профессионалы - среднего и высшего класса. В Венесуэле было мало докторов, инженеров. Когда стали возводить небоскребы, то их проектировали и строили русские инженеры. Мой брат еще студентом начал подрабатывать на этих стройках: он делал расчеты. И мой дядя, инженер-строитель, тоже на них работал. В Каракасе есть очень интересное в архитектурном отношении сооружение - здание Центрального университета; там тоже русские расчеты делали. Русские работали в госпиталях, прокладывали дороги, вели геологоразведку. Когда строили метро и пробивали тоннели, то сначала необходимые познания были только у русских. Русские профессионалы, благодаря своей работе, достигли хорошего материального положения. В медицине было то же самое. Русских докторов посылали в провинцию; они не знали испанского языка, но их все равно посылали, чтобы они работали, как смогут. Давали «открытую карту», мол, делайте там, что хотите, только лечите.

И все русские эмигранты постарались своим детям дать университетское образование. При этом старались дать и какое-то духовное образование. Поэтому новое поколение, в общем-то, не потерянные души, а живые. И это самое главное.

- Сколько приходов, русских общин в стране?

- Приходы есть в Баркисимето, в Маракае, в Валенсии и в Каракасе. Их мы и окормляем по мере сил своих. Есть украинский храм в Каракасе, но для меня он не украинский, а просто русский православный. Мой прадед по отцовской линии был украинец. Но он даже перед своей смертью по-украински не говорил, говорил только по-русски. Для меня это дико - делить украинцев и русских. Поэтому в Баркисимето мы уже слились. Теперь еще в Каракасе предстоит работа - присоединить украинцев. Хотя они и так на Пасху и на Рождество к нам ходят. Еще есть сербские общины, их тоже я окормляю. Наша Церковь служит по-церковнославянски, и Сербская Церковь тоже по-церковнославянски служит, поэтому никаких сложностей не возникает. Что-то я стараюсь по-испански им дать, потому что у них та же проблема, что и у нас: молодежь сербский язык уже не знает, и совсем не знает церковнославянского.

- Русских ведь не так много осталось. Почему?

- Старики отошли ко Господу, а молодежь смешалась с венесуэльцами. Многие уехали. Главным образом потому, что у нас в государстве беспорядок. Никто не уверен в экономическом положении, не знает, что будет завтра. И это, конечно, всех смущает. Русская эмиграция - она с травмой насчет коммунизма. Боятся, что все опять отберут, будут преследовать. Конечно, молодые несколько иначе ко всему относятся, но старое поколение «выталкивает» детей за границу. Многие эмигрировали в Соединенные Штаты или Канаду. В Европу раньше мало уезжали, но в последнее время, при Чавесе, началась эмиграция русских из Венесуэлы в Европу, главным образом, в Испанию. И, конечно, многие едут за образованием - в Соединенные Штаты, Канаду, Европу. А там создают семьи и остаются.

- Как русские эмигранты относятся к политике Уго Чавеса?

- У Уго Чавеса нет глубоких оценок, нет знания людей. Но простой народ ему верит, к сожалению: не понимает реальности.

И еще у Чавеса очень воинственное отношение ко всему: он ищет, где и с кем можно сцепиться. А венесуэльцы ведь народ не воинственный. Но Чавес угрожает Америке: «Это дьявол! Пусть он к нам только сунется - вот мы ему покажем!» Грозит, что потопит флот американский. Но это все фантазии! А народ страдает. Здесь никакой не социализм - здесь на самом деле капитализм, и, к сожалению, капитализм дикий.

- Бедные любят Чавеса за то, что он выдает им пособия и строит поликлиники?

- Это всего лишь хорошая пропаганда. Возьмем хотя бы программу «Barrio adentro», в рамках которой строятся поликлиники. Строятся маленькие конурки, в которых лечат из рук вон плохо. Горе-стоматологи таких чудес понаделают, что потом люди приходят в наш госпиталь - и спасай ситуацию. Конечно, неплохая идея - устроить бесплатные клиники, но в них работают в основном кубинские врачи, которые получают прекрасное жалование - большее, чем местные доктора, - но лечат непрофессионально. А ведь в Венесуэле своих докторов достаточно, но у них практически нет работы. Однажды ко мне в кабинет зашла молодая девушка с предложением купить энциклопедию «Британика». Я стал расспрашивать ее - оказалось, она доктор. Но работы нет, берется, за что есть.

- Выходит, при Чавесе лучше с медицинской помощью не стало?

- Нет, не стало. Стало только хуже. Раньше можно было обратиться в медучреждения Красного Креста, там оказывали любую помощь; сейчас присутствие Красного Креста сильно сокращено, и теперь там ты должен платить. Немного, но все же получаешь помощь уже не даром. Все доктора-специалисты из государственных клиник ушли, потому что там жалование маленькое платят. Я не ухожу, потому что я скоро на пенсию выхожу: терять 30 лет стажа не хочется. А у молодых нет никаких перспектив. Все бесплатно, но это все фальшиво. Почему все, кто могут, идут в частную клинику? Потому что государственное лечение никуда не годится.

- На какие средства живут в Венесуэле Православная Церковь и духовенство?

- От Церкви духовенство почти никаких денег не получает: Церковь экономически не в состоянии содержать духовенство. Мой отец был по специальности инженером, и он ни копейки от храма не брал. Я живу на свой доход от зубоврачебной практики: полдня работаю в государственной клинике, полдня - в частной. В церкви только в пятницу, субботу и воскресенье могу послужить - в другие дни это почти невозможно. Только если есть требы - похороны или другое срочное что-нибудь.

- Каковы, на ваш взгляд, перспективы русской диаспоры в Венесуэле?

- Я все время говорю, что самое главное для меня не «русское», а «православное». Православие никогда никто не сможет уничтожить. Оно может сократиться до минимума: как свечка почти угасает, но не гаснет, так и Православие может уменьшиться, но не может совсем уничтожиться. В наше время не только в Венесуэле, а во всем почти мире люди охладели к религии. Но постепенно можно это изменить. Надо спасать главное - веру. Если ты будешь иметь веру, ты будешь искать истину. Если ты будешь искать истину, ты будешь задавать себе вопросы: кто я и откуда? Мы пришли из России, сюда Православие принесли из России. Молодежь все равно - рано или поздно - начинает искать свои корни. А когда ты корни свои начнешь искать, то обязательно дойдешь до России.

- Но кому окормлять молодежь, если сейчас в Венесуэле на несколько русских приходов всего два священника и новоназначенный епископ?

- Да, это так. Поэтому, если у кого-нибудь возникнет желание приехать в Венесуэлу, - милости просим!

Беседовал Кирилл Парменов

http://www.pravoslavie.ru/guest/28941.htm

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Нужна политическая реформа!
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 22:55
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:28
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:22
Православие на счетчике
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 20:36
От этого вопроса зависит здоровье наших детей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 19:35