Любовь к отеческим камням

Сойкинский полуостров скрывает тайны многих цивилизаций

0
582
Время на чтение 5 минут

Каждый год по осени петербургские журналисты-краеведы отправляются на Сойкинский полуостров. Эта загадочная территория между Сосновым Бором и Усть-Лугой на южном берегу Финского залива хранит память нескольких народов, их культур и верований. Здесь, в окрестностях Вистина, доживает свой век днище крейсера «Аврора»; здесь в 30-х годах прошлого века находился ГУЛАГовский лагерь на 25 тыс. «посадочных мест». Сегодня об этом объекте напоминают лишь разрушенные пирсы, руины сухого дока и полуразрушенная православная церковь в Сойкине, где был центр лагеря. По соседству с этой стариной - еще более древние сакральные камни и языческие капища. И вся эта «археологическая Мекка» - в какой-нибудь сотне километров от Петербурга.

Туда не ходят поезда

Несмотря на близость к северной столице, в одиночку на Сойкинский полуостров не добраться: прямого транспорта нет. Пару раз в день ходит автобус Сосновый Бор - Кингисепп, да раз в день можно доехать до Копорья на дизеле из Калищ. И все. Поэтому краеведы предпочитают организованные поездки на автомобиле «УАЗ» типа «буханка», ведь не везде можно проехать. Трасса Сосновый Бор - Усть-Луга формально заасфальтированная, но в Кингисеппском районе твердое покрытие местами заканчивается. Чего уж тут говорить об «отклонении от курса» по проселкам.

Но вездеход не главное в краеведческом туре. Наиважнейшее в этом начинании - гид. Есть всего несколько человек в Петербурге, способных показать эти загадочные места в полной, что называется, красе. Один из них - этнограф и лингвист в свободное время, а по профессии - врач Алексей Крюков. Его вполне можно назвать «рыцарем краеведения» - за попытку детально описать все 1200 ингерманландских деревень, некогда существовавших в нашем крае. И не просто зарисовать улицы и посчитать дома - постараться найти носителей древнего ингерманландского языка, который некоторые считают всего лишь диалектом финского.

Другой выдающийся экскурсовод - старший научный сотрудник Института лингвистических исследований РАН Мехмет Муслимов. Дело его жизни - собрать все сохранившееся от ижорского и водского языков. Именно ижоры и водь издревле жили на Сойкинском полуострове; сегодня же нужно буквально спасать эти финно-угорские языки от смерти.

Но в этот раз краеведов-журналистов сопровождал действительный член Русского Географического общества, знаток сакральных камней и древних капищ Вячеслав Мизин. Значит, и цель нашей поездки была увидеть древние камни, некогда служившие центрами духовной жизни людей. Каких именно? И финно-угров, и русских, ведь в Ингрии, как еще 500 лет назад называлась наша земля, мирно сосуществовали две цивилизации - древнерусская и финно-угорская.

Наши Соловки

- Все знают о каменных лабиринтах Соловков, - рассказывает Вячеслав Мизин. - Ежегодно беломорские острова посещают тысячи человек, но мало кто догадывается, что аналогичные памятники есть и в окрестностях Петербурга. Например, на островах Финского залива немало выложенных тысячи лет назад спиралей из валунов. Для чего точно и кто именно это делал, достоверных сведений нет. Ученые склоняются к версии, что их создателями мог быть загадочный народ под условным названием «прото-саамы».

Обнаружение сакральных камней и лабиринтов на территории Ленинградской области не только стало удивительным фактом, но и обострило проблему их сохранности. Действительно, многие объекты (так называемые мегалиты) сейчас подвергаются нападению «любителей экзотики» и всевозможных «нео-язычников», черпающих информацию из Интернета. Однако их тяга «к готике» заканчивается шумными гулянками в лесу и костром, который они сооружают на сакральном камне.

В результате простоявший со времен схода ледника камень дает трещины, и через год-два от него уже ничего не остается. Вот почему Вячеслав Мизин и его коллеги-археологи стараются не афишировать точных мест расположения этих камней.

- В некоторых странах создаются особые «парки камней», - поясняет Вячеслав. - Однако, увозя сакральный объект с его исторического места, мы обрекаем его на «умирание». В нем уже нет той энергии, которая накопилась за многие годы службы людям. Поэтому лучше всего сохранять их на месте. И, если не можем защитить от вандалов, максимально скрыть информацию о местонахождении.

Мы не понимаем всей значимости древних мегалитов, но знаменитый Стоунхендж в Великобритании не только охраняется государством, но и является всемирно известной туристической достопримечательностью. Соловецкие лабиринты также объявлены памятниками и привлекают туристов. А вот схожие достопримечательности Ленинградской области пока, увы, вне закона. Если взглянуть на проблему с «нетуристической» стороны, то каменные кладки и лабиринты являются самым архаичным пластом культурного ландшафта нашей земли. Потеряв их, мы утратим живые следы целых эпох, о которых мы и так знаем далеко не все. Мы уже потеряли несколько каменных лабиринтов на острове Гогланд, где до войны их было в несколько раз больше.

- За те 8 лет, которые я занимаюсь исследованием объектов мегалитической культуры на северо-западе России, я многократно сталкивался с примерами варварского отношения к памятникам, - продолжает Вячеслав Мизин. - Уничтожены уникальные свойства ижорского Звенячего камня, в зонах застройки оказались Чертов камень в Хиттолове и следовик «Детские следки» на Сойкинском полуострове. Современные граффити появились на Бесовом камне, до сих пор неопределенна судьба культового комплекса у Суходольского озера. Достанутся ли нашим потомкам острова и горы северо-запада со своей богатой древнейшей историей? Вопрос, что называется, риторический.

Сойкинское будущее

Действительно, сейчас Сойкинский полуостров представляет собой весьма интересную территорию: с одной стороны, пласты древних культур буквально «вылезают из-под земли», с другой - здесь практически не осталось местных жителей. Любых: русских, ижор или вожан. Работы нет: некогда известный на всю страну рыболовецкий колхоз «Балтика» сегодня лишь памятник былой славы. Из Финского залива ушла салака, и практически весь рыболовецкий флот пришлось распродать. Отсутствие транспортной инфраструктуры и невозможность добраться напрямую из Петербурга заставили молодежь перебраться в мегаполис. На полуострове остались лишь родительские дома, используемые как дачи.

- Путешествуя по Сойкинскому полуострову, мы видим, как на протяжении тысячелетий одна цивилизация сменяла другую, - подытожил Юрий Шевчук, председатель петербургской экологической организации «Зеленый Крест», ежегодно организующей поездки по этим дивным местам. - Самое время задаться философским вопросом: «Что будет здесь дальше? Какие цивилизации придут на смену уходящим?».

Хочется верить, что новые жители Сойкинского полуострова будут помнить и оберегать памятники всех прошлых культур, и традиция не прервется. Уже сегодня мы видим, как, несмотря на трудности, создаются и работают краеведческие музеи в Вистине (ижорская культура) и Кроколье-Лужицах (вожане). Все, кому небезразлична история родного края, могут приехать на Сойкинский полуостров на ежегодные фольклорные фестивали.

...Мы стоим на старом пирсе, рядом с которым в свинцовых водах Балтики покоятся останки днища крейсера «Аврора». На горизонте - огни строящегося порта Усть-Луга. Может, это начало новой цивилизации на Сойкинском полуострове?

http://www.spbvedomosti.ru/article.htm?id=10254384@SV_Articles

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 22:55
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:38
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 20:54
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 20:28