Переворот в ретроспективе

Как мы пытались подружиться с Саакашвили, и что из этого вышло

Новости Москвы 
0
206
Время на чтение 5 минут
Пока что общественное мнение США и Западной Европы явно не нашей стороне в вопросе о Южной Осетии и Абхазии. В публикациях на нашем ресурсе уже сделано несколько попыток разобраться в том, почему это так. Наши авторы говорили о тенденциозности СМИ, о стереотипах восприятия России, сформировавшихся во времена "холодной войны", о плохой информированности и узости внешнеполитического кругозора западного обывателя, до последних дней лишь краем уха слышавшего о некоей "Грузии" и, возможно, до сих пор не ведающего о существовании осетин и абхазов (в комментариях чаще всего речь идет о неких обезличенных "сепаратистах").
Сейчас пора пришла коснуться еще одной темы, связанной с новым кризисом в Закавказье. Всю прошедшую недели нас призывают заняться самокритикой, так давайте последуем этому совету и поразмышляем над собственными ошибками.

Понимаю, что речь идет о крайне неприятной вещи, однако заняться ею все равно нужно, причем как можно быстрее. Иным путем разрушить формирующийся миф о "российской агрессии" против Грузии не представляется возможным.

Сегодня нас упрекают в том, что мы не уважаем Конституцию Грузии и грузинские законы, и мы, пожалуй, заслужили этот упрек. Но только не тем, что мы делаем сейчас, спасая осетинский народ от геноцида. А тем, что мы сделали в конце 2003 - начале 2004 года, когда приняли как данность итоги государственного переворота, совершенного Саакашвили.

У мировых СМИ короткая память, поэтому позволю себе напомнить о том, что произошло тогда. В Грузии состоялись парламентские выборы, на которых партиям тогдашнего президента Шеварднадзе и аджарского лидера Абашидзе противостояли три оппозиционного блока, лидерами которых были Саакашвили, Жвания и Бурджанадзе.

Официальные результаты зафиксировали поражение оппозиции, однако Саакашвили обвинил власти к фальсификации и поднял уличный бунт. Он не стал ждать решения судебных инстанций, а просто повел толпу на штурм. Его люди ворвались в здание грузинского парламента и разогнали только что избранных депутатов, Шеварднадзе бежал через черный ход, спасаясь от расправы.

После чего в Грузии образовался государственно-правовой вакуум. История, конечно, не терпит сослагательных наклонений. Но с позиций сегодняшнего дня абсолютно ясно, что мы не должны были признать итоги того переворота.

Во-первых, с людьми, которые действуют так, как действовал тогда Саакашвили, нельзя было иметь дело в принципе. Нельзя было договариваться с теми, кто считает, что в футбол можно играть руками, а в боксерском поединке - использовать удушающие приемы.

Во-вторых, именно тогда мог начаться процесс трансформации Грузии в правовое демократическое федеративное государство. В Москву в тот момент приехали не только главы Абхазии и Южной Осетии, но и лидер Аджарии, понимавший, что "революция роз" покончит с автономией и превратит регион в бесправную провинцию.

Мы могли тогда, не признавая антиконституционный режим в Тбилиси, переориентировать контакты с Грузией на Батуми. С юридической стороны наши действия были бы безупречны, проблема заключалась лишь в реакции "мирового сообщества", которая, конечно же, тогда была абсолютно прогнозируемой.

Мы знали, что нас обвинят в "расчленении Грузии", в поддержке "сепаратизма". Мы понимали, что выступление Саакашвили против Шеварднадзе сразу же после этого перейдет в формат "антироссийского восстания", что отношения с западными партнерами, возможно, пострадают из-за нашей принципиальности.

И тогда мы решили договариваться. Сначала мы признали свержение Шеварднадзе, послав в Тбилиси министра иностранных дел Игоря Иванова, выступившего на митинге оппозиционеров и сорвавшего там аплодисменты. Потом пригласили Саакашвили в Москву и пытались поговорить с ним, как с нормальным человеком.

Ему сделали массу выгодных предложений в экономической сфере, реализация которых позволила бы Грузии безбедно жить, получая доходы от транзита. Саакашвили обещал подумать, а заодно - просил не мешать ему "навести конституционный порядок", для начала, в Аджарии, где, как справедливо заметил он, живут "исключительно грузины". Абхазию и Южную Осетию, намекнул Саакашвили, трогать не будут.

Если бы Россия мечтала о расчленении Грузии и контроле над ее черноморским побережьем, то она должна была реализовать свои "имперские планы" именно тогда.

Однако в Москве решили, что, с точки зрения экономических интересов России, установление нормальных отношений с Грузией, достижение в стране политической стабильности выгоднее и перспективнее, чем возможные территориальные приращения РФ.

К тому же, в Москве, очевидно, не хотели, чтобы Россия стала объектом ненависти для значительной части грузинского народа. И даже более того: по некоторым признакам, речь шла о готовности с пониманием отнестись к стремлению Тбилиси вернуть под свое влияние бывшие автономии.

Условие было одно: не стрелять, не устраивать этнических чисток, не пытаться загнать бывшие автономии обратно в Грузию огнем и мечом. Саакашвили предлагали сосредоточиться на экономическом развитии Грузии, сделать ее комфортной для жизни, привлекательной страной, а затем, добившись повышения благосостояния граждан, попытаться решить спорные вопросы мирным путем.

Теоретически это был верный расчет. И признание легитимности Саакашвили было бы, возможно, выигрышным ходом, будь новый президент Грузии разумным политиком и патриотом своей страны, а не марионеткой внешних сил. Увы, через некоторое время стало ясно: Москву грубо и бессовестно надули.

Весной 2004 года Саакашвили триумфально "завоевал" Аджарию. Россия не стала поддерживать "сепаратиста" Абашидзе, и Аджария из автономии реальной превратилась в автономию фиктивную.

Затем наступило лето, и грузинские части впервые за 12 лет начали обстреливать Цхинвал. Удары были нанесены тогда, когда в Афинах начались Олимпийские игры, и все внимание мировых и российских СМИ было приковано к этому событию (получается, что Саакашвили уже в 2004 году использовал Олимпиаду как фон).

Идти на новые уступки и "сдавать" осетин и абхазов Россия, естественно, не стала. Когда Москва попробовала вступиться за своих граждан, проживающих в Южной Осетии, в Тбилиси началась антироссийская истерия. Все обещания, данные в январе 2004 года, были немедленно забыты.

Попытка России подружиться с Саакашвили плохо закончилась для Москвы, стала одним из самых серьезным провалов в нашей внешней политике. Вместо прагматичного экономического партнера, стремящегося к сотрудничеству, мы получили многолетнюю "головную боль" на своих южных границах. С тех пор редкий месяц обходился без провокаций и скандалов. Оказалось, что мы столкнулись с международным шулером, привыкшим играть краплеными картами.

Нас обманули, и нам неприятно об этом вспоминать. Однако вспоминать надо, ибо наше поражение имеет и обратную сторону. Грузины, как известно, очень эмоциональный народ, и сегодня большинство из них склонно верить всему, что говорят о России в новостях СNN (о Рустави-2 даже и вспоминать не стоит). Однако и они, и все остальные должны понять: нам не в чем оправдываться.

Мы не нападали на Грузию. Мы не "провоцировали" Саакашвили, а честно пытались с ним договориться. Мы помнили об исторических связях между русскими и грузинами и хотели восстановить их тогда, когда, как казалось, для этого наступил подходящий момент.

Не получилось. Сегодня нам хотелось бы верить, что такие, как Саакашвили "приходят и уходят", а грузинский народ останется нашим другом. Надежд на это, впрочем, остается все меньше и меньше.

Однако то, что едва ли сможет постичь сегодня тбилисская молодежь, митингующая у здания посольства РФ, должно понять и осмыслить общественное мнение США и стран ЕС. В противном случае лидером западного цивилизационного сообщества через несколько месяцев станет Джон Маккейн.

http://www.rpmonitor.ru/ru/detail_m.php?ID=10568
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Рублев
Игры "националистов" или игры марионеток?
Что общего между «газовой войной» Ющенко и цхинвальской авантюрой Саакашвили?
12.01.2009
Оранжевый сепаратизм, или "Галицийский Тайвань"
После ухода с президентского поста Ющенко может попытаться создать новое государство на Западе Украины
29.12.2008
Русины и Европа
Примут ли Подкарпатскую Русь в Евросоюз?
06.12.2008
Сирия вместо Ирака
США могут компенсировать поражение в одной стране неожиданной атакой на другую
05.12.2008
Империя лжи. Часть 1. Украденные лица
У фальсификаторов документальных свидетельств о «голодоморе», «геноциде боснийских мусульман» и «российской агрессии против Грузии» оказался одинаковый почерк
22.11.2008
Все статьи Александр Рублев
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Кто у «них» главный – Трамп или Маск?
Новый комментарий от Elenaelena
21.12.2024 22:23
Зачем нам нужно освободить Киев?
Новый комментарий от Владимир Николаев
21.12.2024 22:05
Мне стыдно за моего Президента
Новый комментарий от Агафон
21.12.2024 21:14
Когда же придёт царь?
Новый комментарий от Владимир С.М.
21.12.2024 20:43
Церковь всегда будет нуждаться в таких пастырях
Новый комментарий от Владимир Николаев
21.12.2024 20:21
Стерпим хулу на Церковь и клевету на Победоносцева
Новый комментарий от Тимофеев Александр
21.12.2024 19:30