С одной стороны, Ющенко понимает, что большинство граждан суверенной Украины считает его патологическим неудачником, неспособным управлять государством. С другой стороны, он с упрямством носорога продолжает верить в возможность переизбрания на второй срок, а также в некую "историческую миссию", которую ему, будто бы, предстоит осуществить.
Окружение Ющенко, решая по ходу дела собственные проблемы, старается всеми силами утвердить Виктора Андреевича в мыслях о его величии и высоком предназначении. К примеру, ему объясняют, что если в России Кремль сумел в тяжелейшей ситуации 1999 года привести "Единство" к победе на выборах, то значит, на подобный же подвиг способен и Виктор Балога. И вот уже на Украине возникает партия под названием "Единый центр".
То же самое относится и церковных вопросам. Если Владимир Путин создал условия для объединения РПЦ и РПЦЗ, внушают Виктору Андреевичу, то и ты, Ющенко, ничем не хуже. Вполне по силам и тебе войти в историю в качестве созидателя "Украинской поместной церкви".
Проблема, однако, заключается в том, что Путин смог ускорить процесс объединения РПЦ и РПЦЗ благодаря своему огромному авторитету как в РФ, так и в кругах российской эмиграции за рубежом. Виктор Ющенко ничем подобным похвастаться не может, и потому, за неимением собственного авторитета, вынужден опираться на чужой.
Именно по этой причине украинские власти решили сделать центральной фигурой празднования 1020-летия крещения Руси гражданина Турции Димитриоса Архондониса, известного в церковных кругах как Патриарх Константинопольский Варфоломей I.
Нельзя сказать, что операция "Варфоломей" было проведена успешно и эффективно. Готовя Архондонису встречу "на уровне Папы Римского", киевские власти в очередной раз выставили себя в самом неприглядном виде, использовав политтехнологии, актуальные сегодня, пожалуй, разве что в Северной Корее. Толпы бюджетников, снятых с работы и выстроенных в "живой коридор", приветствующих Архондониса, а также плакаты с изображением Ющенко и высокого турецкого гостя, напоминали о временах Брежнева и Щербицкого.
При этом полностью провалилась и попытка украинских властей унизить Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II. Будучи восторженно встречен своей многотысячной паствой, именно он, а не Варфоломей I, стал центральной фигурой торжеств, посвященных 1020-летию крещения Руси.
Надежды на то, что, приехав в Киев, Варфоломей I примет по свою юрисдикцию религиозную структуру Михаила Денисенко ("Киевский патриархат), также не оправдались. Впрочем, едва ли люди, приглашавшие Варфоломея в Киев, верили в то, что подобное возможно. Любой информированный политик и эксперт понимает, что Варофоломей I не может просто так взять и принять в общение раскольников, ибо подобный шаг, разрушающий систему церковно-правовых отношений, в конечном счете, поставил бы вопрос о статусе самого Константинопольского Патриарха. Ведь вне этой системы Димитриос Архондонис - всего лишь мелкий турецкий религиозный деятель, и не более того. Очевидно, что Варфоломей I, несмотря на все свое "свободомыслие", никогда не станет пилить сук, на котором сидит.
Понимает Ющенко и то, что разговаривать на тему "поместной церкви" с митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром бесполезно, ибо первоиерарх УПЦ МП, как и прежде, последовательно отстаивает принципы канонического православия. Поэтому можно предположить, что в ближайшие месяцы Ющенко окажет сильнейшее давление на других архиереев УПЦ МП (в том числе и по линии СБУ), чтобы склонить хотя бы двух-трех из них к сотрудничеству, а затем - убедить обратиться к Варфоломею I с просьбой о переходе под юрисдикцию Константинопольской патриархии.
В этом случае Ющенко сможет объявить о "расколе" в УПЦ МП, "воссоединить" ренегатов с филаретовцами и УАПЦ, а затем предложить Варфоломею новый, более элегантный (хотя, естественно, тоже абсолютно антиканоничный) сценарий признания "независимой поместной церкви".
Надо понимать, что Ющенко крайне заинтересован в подобном сценарии еще и потому, что тема "поместной церкви" будет иметь важнейшее значение для раскрутки партии "Единый центр". По имеющейся информации, основные участники операции "Варфоломей", в том числе мэр Киева Черновецкий и экс-президент Кравчук, уже сейчас готовятся на роли ведущих фигур создаваемой Ющенко и Балогой политической силы.
Впрочем, вероятность такого поворота событий невелика, и даже СБУ здесь вряд ли поможет. Те, кто отказался пойти за Михаилом Денисенко ("патриархом Филаретом") в 1992 году, когда угрозы репрессивного воздействия носили вполне реальный характер, едва ли отрекутся от своих убеждений сейчас, когда всем ясно, что режим Ющенко доживает последние месяцы. Тем не менее, поиски кандидата в отступники будут продолжаться до последнего дня пребывания Ющенко у власти. Поэтому очень важно, чтобы тема защиты канонической Церкви на Украине постоянно находилась в фокусе общественного внимания, а православное сообщество всего мира оказывало УПЦ МП духовную и моральную поддержку.
Очень важно также, чтобы в этот период наша реакция на поведение Архондониса была спокойной и выдержанной. Не стоит браниться, называя его "патриархом Стамбульским", не стоит акцентировать внимание на его связях с ЦРУ, папской курией и некоторыми другими организациями, членство в которых несовместимо с православным исповеданием.
Лучше всего будет, если мы напомним владыке Варфоломею о том, какую, собственно, кафедру он занимает, и предложим ему уделять больше внимания сохранению святынь Царьграда. Пока же, стремясь любой ценой стать "православным папой", Варфоломей I, похоже, забыл о том, что он - патриарх Константинополя и, в качестве такового, должен защищать храмы Второго Рима и заботиться о них.
Пожалуй, было бы очень полезно, если бы Архондонис использовал свои связи с американским госдепом не для того, чтобы покровительствовать неканоническим "параллельным церковным структурам" на Украине и в Эстонии, а, например, для того, чтобы добиться возвращения христианам храма Святой Софии и возобновления в нем православных богослужений.
http://www.rpmonitor.ru/ru/detail_m.php?ID=10328